6+

«Стекло, которым любовались»

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

Временная выставка в Синей спальне «Стекло, которым любовались»

Эфир 24 октября 2018 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

Сегодня мы вновь посетим Синюю спальню Зимнего Дворца, которая в 2018 году полностью посвящена стеклу. В конце августа 2018 года завершила работу выставка «Фантазии в нитях», посвященная кружеву и стеклу Западной Европы XVI-XIX веков, и вот уже с сентября мы можем увидеть «Стекло, которым любовались» – именно так называется следующая выставка, посвященная искусству стеклодувов Европы и России. На ней представлены шедевры XVI-XX веков из собрания Государственного Эрмитажа, которые иллюстрируют различные этапы европейского и русского стеклоделия. Поскольку на выставке представлены произведения как западноевропейские, так и русское, то и готовили ее два отдела Эрмитажа – западноевропейского прикладного искусства, и истории русской культуры.

 

 

О венецианском стекле, уникальных, единичных сохранившихся шедеврах муранского стеклоделия, предметах из сервиса герцога Бирона и других экспонатах работы европейских мастеров рассказывает Елена Анатольевна Анисимова, один из кураторов выставки, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства.

 

 

«Вещи представлены самые разные. Самые ранние – конца XVI века и до начала XX. Такой временной промежуток не случаен. XVI столетие это расцвет венецианского стекла и становление того стеклоделия, к которому мы привыкли. Это начало формирования столового ритуала. А заканчиваем мы эпохой модерна, эпохой Александры Федоровны и Николая II. Первая мировая война прерывает на некоторое время последовательное развитие технологических процессов, процессов художественных, которые происходят в стеклоделии.

 

Очень интересный набор на одну персону. Он был сделан около 1737 года по заказу Радзивиллов на их личном заводе для поднесения всемогущему временщику Бирону. Вероятно, Бирон им какую-то большую услугу оказал – неслучайно такой дорогой и модный подарок. Но, как известно, судьба его вскоре изменилась. А сервиз… Еще до Петра I русские цари любили собирать всякие раритеты. И неслучайно поэтому, что Петр I организовал Кунсткамеру. И точно так же сервиз этот, как некий раритет, попал в галерею драгоценностей.

 

 

Особенностью его декорировки является на высоких бокалах для игристых вин изображение бироновского ворона – его эмблемы, а на рюмочке очень пышный герб, куда включены и саксонский, и польский гербы, на которые Бирон не имел никаких прав. И это подтверждает версию, что сервис был не то чтобы взяткой, но подношением за какую-либо услугу. А если разглядывать внимательно, то там потрясающее провинциальное рококо на этой рюмочке, очень трогательный стиль шинуазри, очень трогательные китайские вазоны, достаточно примитивные в исполнении, и тем, на самом деле, еще более дорогие».

 

 

Технология изготовления изделий из стекла известна человечеству с древнейших времен. Стеклянные изделия мы можем видеть на разных постоянных экспозициях в Эрмитаже – это и стеклянные гири в витринах Отдела нумизматики, и археологическое стекло – светильники, лампады, сосуды – в витринах византийской коллекции или на выставке «Европа в эпоху великого переселения народов и раннем средневековье». Но это предметы, главным образом, прикладного назначения. Их активно использовали, у них было какое-то практическое назначение. Но с развитием науки и техники в Новое время, с поисками новых технологий, мастера-стеклодувы начали создавать произведения, единственным назначением которых было доставлять радость от созерцания красоты изделия, вызывать восхищение мастерством и работой художника. Ими просто любовались. И у нас тоже есть такая возможность полюбоваться лучшими образцами художественного стекла не только европейских, но и русских мастеров.

 

 

Об особенностях русского стеклоделия рассказывает другой куратор выставки, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Татьяна Николаевна Панкова.

 

 

«Макет катальной горки. Этот предмет у нас впервые экспонируется. Он стоял в фонде, у него были переломаны все колонки, его шатало в разные стороны. Никогда не думала, что я им займусь. Но реставратор увидел, говорит «хочу». Мы отдали в реставрацию, я стала собирать информацию, потому что надо было понять, как реставрировать, как ее делать. У нее было много утрат. И сейчас здесь замечательная работа реставраторов вида, реставрация стекла и керамики, Татьяна Шлыкова ее делала. Мы нашли много гравюр с изображением подобных горок. Не было известно, где она была произведена, зачем, но мы нашли гравюру, которая в точности повторяла нашу конструкцию. Мы поняли, что предмет относится к масленичным горкам, в ходе реставрации стало понятно, что это вторая четверть XIX века. Скорее всего Императорский стеклянный завод, но пока еще под вопросом, потому что аналогов такому предмету нет. Но однозначно, что это модель катальной горки, потому что уже со второй половины XIX века делались модели катальных горок, каких-то дворцов, модели каких-то домиков детских. Это все преподносилось членам Императорской фамилии. А по документам эта горка происходит из собрания Долгоруковых. В 1918 году она попала в музейный фонд, и потом из музейного фонда она была распределена сначала в историко-бытовой отдел в Русском музее, а уже после войны возвращена в Эрмитаж. Находилась в собрании, но мы ее не трогали, боялись. Но реставраторы совершили просто чудо!

 

Как правило, такие вещи ставились куда-то на консоль, чтобы удивить гостей. Ведь если мы посмотрим, то увидим, что гравюры с масленичными гуляниями делали в основном иностранцы, потому что для них эта традиция была удивительна. Так что и эта горка могла быть сделана, чтобы удивлять, показывать, гордиться нашими традициями».

 

 

Предметы, представленные на выставке, никогда не были в обиходе, они не предназначены для этого. Они были украшением, памятными подарками к торжественным событиях, дипломатическими дарами. Поэтому в них вкладывалось все то мастерство, все те результаты, достижения художественного поиска, к которым мастера-стеклодувы приходили на том или ином этапе эволюции стеклоделия. Этим стеклом просто любовались, что и подчеркивается в названии выставки.

 

Можем и мы полюбоваться этими произведениями в Синей спальне Зимнего дворца. Выставка продлится до 12 апреля 2019 года.

 

Полностью слушайте в аудио.

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru