Программа Дарьи Завьяловой
«Кино и театр»
Гость: Елена Володченко
Тема: Геннадий Шпаликов через фильмы «Мне двадцать лет» и «Я шагаю по Москве»
Эфир: 1 октября 2021 г.
ВИДЕО
Фильмы-братья: один город, одно время, одна и та же атмосфера легкости, молодости, да и героям и там, и там немного за 20. И тем интереснее присмотреться к тому, что эти фильмы отличает. Лирическая комедия Данелии — как палитра импрессиониста, где вместо красок — анекдотические сюжеты: то полотер притворится именитым писателем, то герой гонится за вором, а сам оказывается в участке, то свадьба отменяется, а потом вновь продолжается, благодаря одному телефонному звонку. И все же за всем этим слышится грусть. Будто все герои фильма, режиссёр, сценарист договорились поиграть в идеалистическую реальность, но с последним кадром фильма она заканчивается.
В фильме «Мне двадцать лет» настроенческая метаморфоза происходит раньше. Половину фильма — все летит, сверкает, устремляется вслед за молодостью и маленькими авантюрами героев. Но дальше происходит какой-то слом. Действие замедляется, становится тягучим. Герои отправляются искать себя вглубь себя, но там одни вопросы. Ответы — либо за пеленой дыма, либо их нет вовсе. Такой поворот объясняется сложностью задачи, цензурными ограничениями. Но в то же время он закономерен. При соприкосновении с реальными трудностями, вся легкость и радостность уходит. И остаётся одиночество и отсутствие того единственного человека, который мог бы помочь.
Елена Володченко:
«Все прекрасно, случайно и вдохновлено тем, что ты ходишь, встречаешь незнакомцев, а они для тебя, как родные, и они тебя поймут: мы все молоды, Москва молодая. Но все же потом герои прощаются. И вот тут и появляется та интонация легкой грусти, которая есть в лирике Шпаликова. Лёгкие встречи и легкие прощания. Странствие продолжается. И сам Шпаликов такой герой-странник. Возможно, его трагичность в том, что он так и не нашёл тот дом, в котором захотел остаться».