Программа Ольги Суровегиной
«Маленький концерт»
Серия «Литературные вальсы»
П.И.Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
«Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой…»
Мы вновь обратимся к музыке, вдохновленной великими творениями русской литературной классики. Наш разговор посвящен литературным вальсам – так мы назвали наш маленький цикл, и сегодня мы послушаем один из самых известных и любимых вальсов Петра Ильича Чайковского. Как нетрудно догадаться, это вальс из оперы «Евгений Онегин».
«Вальсы я могу сочинять сколько угодно», говорил сам композитор. И действительно, Чайковский использовал вальс в многочисленных и самых разных своих произведениях – в операх и балетах, в симфониях, сюитах, в романсах и камерных сочинениях. Стихия вальса, его особая пластика и выразительность были особенно созвучны Чайковскому, естественны и органичны для его музыкального мира.
В опере «Евгений Онегин», как известно, звучит два вальса – в четвертой и шестой картинах; это вальс на балу в доме Лариных и вальс на великосветском балу в Петербурге. В обеих картинах именно на фоне вальса происходят самые драматические события; именно вальс сопровождает глубокие переживания главных героев романа. В шестой, предпоследней, картине оперы сцена появления на балу Татьяны, сцена ее новой встречи с Онегиным удивительно вплетена в мелодию великосветского вальса, одновременно и лирически-выразительную, и изящно-сдержанную, которая позволяет передать и волнение героев, и их старание скрыть свои чувства за масками этикета. Их реплики, равно как и реплики гостей бала и создают, собственно, этот вальс в его многоголосье и многозначности. Недаром вальс из шестой картины не исполняется как отдельное произведение; его трудно, практически невозможно, вычленить из музыкальной ткани всей шестой картины.
Сегодня мы послушаем другой вальс, один из самых знаменитых вальсов Чайковского – вальс из четвертой картины оперы «Евгений Онегин»; вальс, который обрел и вполне самостоятельную жизнь на концертной эстраде на протяжении многих лет.
…Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой…
Строки из пятой главы «Евгения Онегина», посвященной сцене бала у Лариных в день именин Татьяны, создали музыкальную основу четвертой картины в опере Чайковского.
«Все это, если хотите, очень просто, даже обыденно, но простота и обыденность не исключают ни поэзии, ни драмы», – писал Чайковский о своей опере. И тот самый вальс, который мы послушаем – это не просто невероятно красочная картина, полная разных ярких бальных эпизодов и ситуаций, поданных не без юмора, вполне соответствующего пушкинскому описанию провинциального помещичьего бала. Так же, как в пушкинской главе, вальс – это завязка драмы, которая вскоре приведет к гибели Ленского. Этот «вихорь шумный», увлекающий сердца, пленяющий своим однообразным, упоительным кружением, несет в себе, как оказывается вскоре, настоящую трагедию для всех главных героев романа.
Между тем, слушая вальс из «Евгения Онегина» как самостоятельную пьесу, мы далеко не всегда вспоминаем все драматические перипетии этого эпизода романа и оперы – так органична, выразительна, богата, самодостаточна эта музыка. В этом – особое свойство Чайковского, для которого ведущим началом всегда была мелодичность и лирическая увлекательность музыки, каковы бы ни были ее исток, ее жанр и драматургическая роль.
Недаром замечательный музыковед Борис Асафьев отмечал: «Танцевальные ритмы в музыке Чайковского, особенно его вальсы, заслуживают крайне внимательного и вдумчивого отношения к себе… Чайковский любил пользоваться формулой вальса и претворял ее с изумительной гибкостью, легкостью и остроумием…»
В «Маленьком концерте» из цикла «Литературные вальсы» Вальс из четвертой картины оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» звучит в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова.