Программа Марины Лобановой
«Возвращение в Петербург»
Татьяна Трефилова о воинской топонимике Петербурга
Передача 2
Должность коменданта Петропавловской крепости занимали, как правило, заслуженные воины, боевые генералы, получившие ранения в боях. Многие из них были героями войны 1812 года, Крымской или Русско-турецких войн, некоторые командовали гвардейскими полками. В Петропавловской крепости у алтарной стены собора сохранилось комендантское кладбище, где погребены 19 комендантов крепости.
Местность, где сейчас проходит Комендантский проспект раньше называлась Комендантским полем, на котором находилась дача коменданта Петропавловской крепости, с земельными угодьями, лесом и сенокосом.
В конце XIX века на комендантском поле, где проходит сейчас Комендантский проспект, был оборудован ипподром, а начале XX века там стали проводить испытания летательных аппаратов – поэтому и аэродром Комендантский.
Во время Первой мировой и Отечественной войны это был военный аэродром. Полеты с него прекратились в 60-е годы, а уже в начале 70-х тут началось массовое жилищное строительство. В память об аэродроме улицы получили названии Аэродромная, Планерная, проспект Испытателей, а также имена известных авиаторов – Сикорского, Уточкина, Поликарпова, Ильюшина и Льва Мациевича, погибшего при крушении самолета на Комендантском аэродроме в 1910 году, на месте его гибели сейчас памятный знак. Свидетелем этой трагедии был офицер Глеб Котельников. Потрясенный увиденным, он посвятил свою жизнь созданию парашюта и стал его изобретателем.
На территории бывшего Комендантского аэродрома есть сейчас аллея Котельникова и улица Парашютная. Кстати, почти 30 лет Глеб Котельников прожил на 14 линии В.О. в доме 31, на этом доме есть мемориальная доска.
За Московской заставой располагались огороды гвардейских полков. В первой половине XIX века через огороды полков гвардейского корпуса проложили дорогу, которую стали называть Корпусное шоссе. В начале XX века на месте этих огородов устроили первый в России военный аэродром и он стал называться Корпусной аэродром. По своим размерам это был самый большой аэродром в России, он был предназначен для испытания аэропланов и дирижаблей.
В июле 1913 года состоялось торжественное освящение Корпусного аэродрома – учебного плаца первой русской авиационной воинской части. После революции это был аэродром гражданской авиации. Когда в 30-е годы построили аэропорт «Пулково», то Корпусной аэродром утратил свое значение, а после войны его застроили жилыми кварталами, и открыли парк Авиаторов. Сохранилось сейчас только название Корпусного проезда. До недавнего времени, пока Варшавский вокзал не превратили в торгово-развлекательный комплекс, две железнодорожные платформы «Корпусное шоссе» и «Корпусной пост» хранили в своих названиях память о Гвардейском корпусе русской армии. Сейчас две эти станции стоят заброшенными, железнодорожные пути к ним разобрали.
Если уезжать из Петербурга с Витебского вокзала, то недалеко от города проезжаем платформу под названием «Воздухоплавательный парк». Рядом с ней в конце XIX века находилась офицерская воздухоплавательная школа или воздухоплавательный батальон. Это было первое в России военное учебное заведение, в котором готовили русских авиаторов или, как их раньше называли, воздухоплавателей. В 1899 году при этой школе на Волковом поле была освящена небольшая деревянная церковь во имя пророка Илии, покровителя воздухоплавателей. Над Волковым полем летали на воздушных шарах, поэтому сохранилось и другое название этой местности: Воздушка. Недалеко от платформы проходит и улица Воздухоплавательная, сохранившая свое название.