Шлем водолаза Никиты Сергеевича Мышляевского после реставрации
25 августа 1944 года немецкая подводная лодка U-242 в районе Шепелевского маяка торпедировала советское судно-килектор ККО-2. В результате атаки был также уничтожен катер ВРД-96, контролировавший работы водолаза Никиты Сергеевича Мышляевского. Поднять на поверхность его не успели. Останки водолаза были обнаружены в июле 2013 году, спустя почти 70-лет, и торжественно захоронены на мемориальном кладбище Кронштадта.
В октябре 2013 года директор Кронштадтского Морского музея Владимир Николаевич Шатров обратился в Государственный Эрмитаж с просьбой помочь в реставрации поднятого со дна Финского залива водолазного шлема. Дирекция Государственного Эрмитажа приняла решение о необходимости проведения реставрационных и консервационных работ и 7 ноября 2013 года водолазный шлем был доставлен в Лабораторию научной реставрации произведений прикладного искусства Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.
Реставраторы Лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа, работавшие над экспонатом
За полтора года реставраторами археологического и нового металла была проведена огромная работа по реставрации этого уникального экспоната. Ольга Юрьевна Сенаторова — один из реставраторов шлема — рассказала слушателям радио «Град Петров» о сложностях, с которыми столкнулись специалисты при работе. Кроме того, как признался в своем выступлении директор Кронштадтского Морского музея, они и сами пытались остановить разрушение шлема: «Что мы только не делали – обливали маслом, чистили бензином», что, конечно же, не способствовало улучшению физико-химических свойств материалов, из которых был изготовлен шлем.
Главный хранитель Государственного Эрмитажа Светлана Борисовна Адаксина и директор Кронштадтского Морского музея Владимир Николаевич Шатров
На реставрационной комиссии было принято решение проводить реставрационные работы без демонтажа деталей, так как этот процесс мог вызвать дополнительные разрушения и привести к утрате части информации, содержащейся в этом уникальном экспонате. Так, например, фрагменты толстых стёкол иллюминаторов свидетельствуют о мощности взрыва, от которого погиб водолаз. Совместными усилиями был проведен большой комплекс реставрационных мероприятий по расчистке и укреплению металла, стабилизации активной коррозии и консервации всех деталей памятника. Однако дальнейшая судьба шлема будет зависеть от условий хранения. Как заметила Ольга Юрьевна Сенаторова «если экспонат неправильно хранится, то никакая реставрация не даст стопроцентного результата».
Ольга Юрьевна Сенаторова, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа
Представители Кронштадтского Морского музея сердечно благодарили сотрудников Государственного Эрмитажа за проведенные исследования и работу.
Передача экспоната на постоянное место хранения
Главный хранитель Государственного Эрмитажа Светлана Борисовна Адаксина торжественно передала все официальные документы директору Кронштадтского Морского музея Владимиру Николаевичу Шатрову, и, в сопровождении почетного караула кадетов Кронштадтского Морского Кадетского Корпуса, шлем был вывезен на специальном оборудовании из Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» в Кронштадт.
Кадеты Кронштадтского Морского Корпуса
Аудио и фото – Екатерина Степанова
Слушать репортаж:
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
«Савичевы умерли не все. Таня писала помянник для своих родных». В программе «Встреча» ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ирина Карпенко рассказывает о «Дневнике» Тани Савичевой. Эфир 22 января 2020 г. АУДИО
Программа «Русский Север» продолжаем знакомить с пятой выставкой музейного проекта компании «НорНикель», которая проходит в Омске, «Иртыш течет на север». Эфир 26 сентября 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО
Протоиерей Вячеслав Харинов – о том, какая должна быть память о войне. Программа из архива радио «Град Петров». АУДИО