Репортаж Екатерины Степановой
19 июля 2018 г.
Открытие выставки в Ораниенбауме «Три века под водой»
19 июля 2018 г. в Ораниенбауме состоялось открытие удивительной выставки – «Три века под водой». Она организована Центром подводных исследований Российского географического общества и Государственного музея-заповедника «Петергоф» при участи Государственного Эрмитажа.
Подлинные вещи эпохи Петра Великого, удивительным образом сохранившиеся в водах Финского залива, демонстрируются в «Серебряных кладовых» Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме, только открытых после длительной реставрации.
Предлагаем вашему вниманию небольшой репортаж с церемонии открытия. К собравшимся гостям с приветственным словом обратилась Елена Яковлевна Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
«Сегодня здесь в Ораниенбауме открывается новый маленький музей — «Серебряные кладовые». Это часть Большого Меншиковского дворца. И вот в этом новом пространстве дан старт новому инновационному проекту. Вот эта замечательная выставка, которую мы вам показываем, может быть необычна для художественного музея, необычна для бытового музея, но очень интересна для русской истории. Надо вам сказать, что нам приятно, что эту выставку делали молодые сотрудники – Сергей Фокин и его коллеги. Нам приятно, что эта выставка связана с деятельностью Географического общества. Потому что в Петербурге, в России всегда Императорский двор с Географическим обществом состояли в тесном контакте, и известно, что многие великие князья были членами Географического общества. Это говорит о том, что интерес к своей стране, к природе, к истории в Доме Романовых, а стало быть и в Петергофе, очень силен.
Выставка рассказывает об удивительной странице русской истории, русского быта. Об этом расскажет ее создатель Сергей Фокин. А я хочу вам сказать, что мы очень обязаны этому месту, потому что Ораниенбаум – это единственный пригород Петербурга, уцелевший в годы войны и единственный пригород Петербурга, который реставрируется в последнюю очередь. И еще все равно впереди у нас достаточно много всевозможных достижений здесь в Ораниенбауме, хотя мы в этом году и дворец Петра III открыли, и Китайский дворец увеличили по площади, и еще откроем храм в сентябре. Все равно Ораниенбаум это место русской истории, это место удивительное.
Его первый хозяин, он, в общем, вполне авантюрен, чтобы в его пространстве, в его доме рассказать историю о контрабанде, которая тоже сама по себе авантюрна».
Исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Георгиевич Фокин рассказал, как обрели вторую жизнь экспонаты, пролежавшие под водой 300 лет:
«Нам действительно радостно и трепетно открывать подобную выставку в столь важном историческом месте. Это, безусловно, делает нам огромную честь, накладывает огромную ответственность. Однако сама суть выставки идет в неразрывной связи, как уже было сказано ранее, и с историей страны, и Петербурга, и, так уж получилось, с историей уже упомянутого Александра Даниловича Меншикова.
Совершу краткий экскурс. Дело в том, что выставка изначально называлась «Контрабанда. Три века подводой». Все эти артефакты попали к нам и к вам благодаря человеческой жадности. В 1724 году купец Мейер голландский решил немного сэкономить на таможенных платежах, вышел из порта Санкт-Петербург на зафрахтованном им судне «Архангел Рафаил» практически пустой, заплатив очень малую сумму в качестве таможенных платежей, и счастливо встал на Транзундском рейде, куда в течение сорока дней догружались при помощи лодок по ночам неучтенные товары. Однако зимы тогда были не в пример нашим, они были гораздо суровее, поэтому уже в октябре встал лед, и судно просто не смогло физически уйти. И, таким образом, желание немного сэкономить на таможенных платежах, позволило нам через три века обнаружить этот объект. Объект, раздавленный льдами, объект светлый, т.е. на котором никто не погиб, однако объект, преисполненный тех самых свидетельств материальной истории, которые зачастую ускользают от экспертов и общественности. Мы сейчас не говорим о каких-то художественных полотнах, мы сейчас не говорим про какие-то уникальные произведения искусства. Мы сейчас говорим про обычные вещи стандартного судового быта того времени, по которым зачастую можно сказать об эпохе, о людях, которые ими пользовались, гораздо больше, чем по каким-то бессмертным произведениям искусства».
На выставке можно увидеть одежду и личные вещи экипажа, часть контрабандного груза, который хотели вывезти на «Архангеле Рафаиле» 300 лет назад. Специально для выставки в Ораниенбауме Государственный Эрмитаж предоставил чудесным образом сохранившийся под водой шерстяной кафтан, принадлежавший одному из членов команды. В процессе реставрации кафтана музейным специалистам удалось сохраниться в первозданном виде все 94 пуговицы, выполненные из дерева и оплетенные шерстяной нитью.
Мы продолжим рассказ об этой замечательной выставке в программе «Музейный калейдоскоп», а потрясающую историю реставрации кафтана вы услышите в одной из программ «Время Эрмитажа».
Аудио, фото – Екатерина Степанова.