Программа Марины Лобановой
«Книжное обозрение»
Гость: Константин Андреевич Махлак,
преподаватель Института богословия и философии
Тема: книга протоиерея Павла Хондзинского «Церковь не есть академия»
АУДИО
В аннотации к книге говорится: «Монография «“Церковь не есть академия”: Русское внеакадемическое богословие XIX века» посвящена истории и анализу богословских трудов и идей представителей светского общества, не имевших духовно-академического образования, но стремившихся тем не менее выразить свое понимание важнейших догматов Церкви. Среди них такие известные философы и писатели, как А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев и другие. Несмотря на огромное количество посвященных этим авторам научных работ, попытка представить их богословское наследие как целостное и взаимосвязанное явление, обусловленное общим генезисом и контекстом, на страницах монографии предлагается читателю впервые. Книга адресована всем интересующимся историей русской духовной традиции, русского богословия, русской философии и культуры».
Автор книги – протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой практического богословия.
Марина Лобанова:
В отзывах на книгу много восторженных слов. Я даже нашла такую оценку: эта монография – первая попытка осмыслить богословие мирян. И даже: это первая попытка научного осмысления православного богословия Синодального периода.
Константин Махлак:
Замысел вынесен уже в название – «внеакадемическое богословие». То есть неформальное, неофициальное.
Марина Лобанова:
А какая разница – официальный ты богослов или неофициальный. Богословие – оно либо есть, либо нет.
Константин Махлак:
Это важно, во-первых, для самосознания авторов. Часто это литераторы, вспомним Гоголя и Достоевского. Они – русские внеакадемические богословы.
Марина Лобанова:
А богословы ли они?
Константин Махлак:
Это тема для обсуждения.
Марина Лобанова:
А не возникает проблемы: «я не учился, но я скажу»?
Константин Махлак:
Это стало притчей во языцех: свое мнение про футбол и про Бога каждый может высказать.
Марина Лобанова:
Академическое и внеакадемическое богословие – значит, они разные? А разве они не об одном должны говорить? Например, преподает человек в академии, читает Хомякова и Достоевского и вырабатывает на их основе свое представление. Как тут можно разделить – академическое это или внеакадемическое? Разве это не единый процесс?
Константин Махлак:
В XIX веке это не так. Эти сферы сильно разделены. Есть люди уполномоченные, а есть ротмистр Хомяков… А Хомяков – первый в нашей традиции задался вопросом: а что такое Церковь?
Марина Лобанова:
А академическое богословие не задавало такого вопроса?
Константин Махлак:
Считалось, что здесь нет проблематики. А в научной деятельности важно осознать проблему.
Марина Лобанова:
Примерно год назад у нас был шквал вопросов от аудитории: что такое Церковь? И выяснилось, что люди действительно не понимают, что такое Церковь.
[ссылка]
Константин Махлак:
А вопрос Алексея Степановича – что такое Церковь – прозвучал мощно.
Марина Лобанова:
Так он до сих пор и звучит мощно. А ответ на него?
Константин Махлак:
Хомяков сделал попытку на него ответить. И в книге протоиерея Павла Хондзинского подробно рассматривается, как он в эту тему вошел и как он там наломал дров, конечно же.
Марина Лобанова:
Жанр книги – изложение, пересказ взглядов взятых для рассмотрения авторов?
Константин Махлак:
Нет, это по-настоящему научный труд. Автор далек от начального уровня, где надо познакомить с основными концепциями. Но по книге видно, что автор – преподаватель, так что автор берет на себя труд систематизировать взгляды своих героев.
Марина Лобанова:
А у автора книги есть своя концепция, свой взгляд, оригинальные выводы?
Константин Махлак:
Да. Здесь есть свой взгляд на мирянское богословие. Здесь нужно сделать оговорку: у нас это звучит даже несколько уничижительно: внеакадемическое, мирянское. И отец Павел берет немецкий термин. Мы знаем, что есть термины для определения мирян: миряне – в противоположность клирикам – космики (по-гречески), а есть еще лаики. Лаос – это гораздо более насыщенное и важное обозначение – это народ Божий (и миряне, и клирики, то есть – все христиане). Лаос – это новый Израиль, Церковь. И именно в этом смысле отец Павел берет немецкий термин – это богословие народа Божьего. Уже некоторая есть богословская идея в самом представлении об этом богословии народа Божьего. Здесь заложена экклезиологическая идея, что дар богословия касается всех, абсолютно всех. Это дин из даров Пятидесятницы.
Специфика нашего интеллектуального и духовного пути здесь очень интересно отражена. У нас писатели стремились быть учителями, наставниками. Гоголь – стремится быть наставником и духовенства в том числе. А начало берется даже раньше того периода, который хорошо нам известен и хорошо отражен в литературе – связан он с западниками и славянофилами. Да, все знают, кто такой Хомяков и чем он знаменит. А здесь берется и более ранний период – вторая половина XVIII века, богословие эпохи Александра I. Здесь – ряд имен, достаточно слабо представленных в исследовательской литературе. Во-первых, это русские масоны, Лопухин и Лабзин. Автор внимательно рассматривает их взгляды на Церковь, на ряд других немаловажных богословских проблем. Далее – это Смирнов, Станевич, Стурдза (которого Хондзинский мыслит предшественником славянофилов). Их наследие и влияние мало изучено.
А влияние заметно – у Хомякова, скажем, это тема внутренней и внешней Церкви.
…
К.А. Махлак, автор передач по богословию и философии на радио «Град Петров», преподаватель богословия, автор курса лекций «Экклезиология», автор «Книжного обозрения» (в этой рубрике — больше 100 книг по богословию, библеистике, философии, культурологии, истории). Приглашаем слушателей подкрепить и развить свой интерес к осмыслению христианства на курсах дополнительного образования в Институте богословия и философии.
Вы можете выбрать богословие и заниматься два года по вечерам понедельника и пятницы — слушать лекции, задавать вопросы и отвечать на них, обсуждать богословские темы с преподавателями, писать работы, читать лучшие книги, выработать вкус к чтению богословских текстов, сделать свое христианство более осмысленным и глубоким.
А можете выбрать культуру и пойти в своем внутреннем взрослении особым путем — так не похожим на выпавший поколениям русских людей в нескольких веках путь сначала крещения, а потом — через столетия, обретения своего места в мировом культурном наследии… Тогда как прошедшим Античность и Средние века культурам повезло гораздо больше — они принимали христианскую веру в формы сложившихся культурных традиций. Курс дополнительного образования неслучайно называется «Русская культура в контексте мировой культуры» — это путь к новому переживанию нашей национальной культурной неповторимости и одновременно включенности в христианскую цивилизацию. Культурологический курс проходит под руководством ректора Института богословия и философии крупнейшего отечественного культуролога Петра Александровича Сапронова, доктора наук, автора ряда монографий, преподавателя Духовной академии.
Лекционные занятия проходят 2 раза в неделю, в понедельник и в пятницу, с 18 до 21 часа. В Петербурге — очно. Возможно участие в процессе занятий онлайн.
по телефону +7 (906) 240 60 36
WhatsApp (906) 240 60 36
Слушайте в Архиве вещания:
16:00 «Богословие и богослужение»
16:00 «Небесные посредники. Иудейские истоки ранней христологии»
16:00 «Пути православного богословия на Запад»
16:00 «Церковь и постмодернизм»
16:00 Князь Е.Н. Трубецкой. Воспоминания о гражданской войне
16:00 «Ранние мученичества»
Слушайте на сайте:
«Игнатий Антиохийский. Епископ-мученик и происхождение епископата»