Ласкание Марии Мозаика нартекса церкви Спасителя монастыря Хора
Проповедь протоиерея Александра Рябкова на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Церковный год заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы, а начинается празднованием Ее Рождества. Церковный индикт, или церковный календарь снова раскроет перед нами картину нашего спасения. Богослужебный орнамент, которым полна церковная традиция, не есть просто эстетический, абстрактный узор. Каждый церковный праздник – не просто день в календаре. Он наполнен символикой, которая есть некий мост между разными реальностями. Суть праздника всегда – вторжение в жизнь мира Божественной жизни и ответ людей на это вторжение.
Празднование Рождества Богородицы особенно ярко иллюстрирует этот диалог. Рождение Девы Марии – это первый этап грядущего Боговоплощения. Догматическая сторона этого события требует рассмотрения, ибо у христиан Запада и Востока есть принципиальная разница в его понимании. Католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии, конечно, не приравнивает это зачатие бессеменному рождению Христа. Суть этого догмата в изъятии Богородицы из последствий первородного греха – то есть из последствий греха, свойственного всем людям – еще до искупительной жертвы Христа. Таким образом, учение, которое вроде бы призвано возвеличить Богородицу, принижает крестный подвиг Христа и саму личную святость Пресвятой Девы, так как еще до Ее взросления в добродетелях Она без Своего усилия была изъята из необходимости самосовершенствования.
Рождество Богородицы
Фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово
Вне всякого сомнения святость человека бессильна спасти его без Бога. Но вместе с тем Бог нас без нашего содействия не спасает. Святость праведников – не только их личная добродетель; святость – это ответ на призыв Бога. Святость – это и ожидание прихода Бога, и разрешение Богу прийти. Святость – это разрешение Божьему действию укорениться в жизни людей. Такую веру Бога в человека и уважение Богом человека не проповедует ни одна религия, кроме христианства.
Наличие личной святости родителей Богородицы и Ее личная чистота и непорочность сделали возможным пришествие в мир Спасителя. Спаситель воспринял Свою Божественную ипостась от Богородицы как не просто заранее обновленную природу человека, а именно отягощенную последствием греха прародителей – Адама и Евы. Для нашего спасения чрезвычайно важно, что в Божественную жизнь принимается наша человеческая природа, которая требует обновления. Истинное вочеловечение Бога имеет целью обожение всего человека. Святой Афанасий Великий, Александрийский епископ, емко выразил эту евангельскую максиму в своих словах: «Бог стал человеком для того, чтобы человек обожился».
Непорочное зачатие и рождение Пресвятой Девы Марии понимается не в искусственном изъятии Ее из рода людей, а в той нравственной чистоте и святости, в которой пребывали ее благочестивые родители. Не плотская страстность диктовала им это зачатие, а желание послужить делу Божьему. Они были в тех летах, когда телесная сторона жизни уходит на второй план. Плоть уже молчала, говорил только дух, обращенный к Создателю. Долгое их ожидание чада обусловлено сознанием невыполненной задачи, оправдывающей их жизнь. Ведь в те времена каждая израильская семья ощущала возможность послужить приходу Мессии в мир.
Ласкание Марии
Фрагмент фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово
Сегодня христианская семья служит умножению Церкви и успеху дела спасения на земле. Эгоизм и плоть не должны препятствовать духу царствовать в мире. Мы часто скорбим о малом присутствии Бога в нашей жизни. Но что сделали мы, чтобы присутствие Его могло утвердиться здесь и сейчас? Ведь Бог поселяется не в камнях, деревьях или технике. Бог, по слову евангельскому, поселяется в сердцах людей: «Вот Я стою постоянно у дверей вашего сердца и стучу. И тот, кто откроет Мне, к тому Я войду и разделю с ним трапезу». Речь идет не о святости, а только лишь о личном благочестии и церковности. Но даже этого малого ответа мы не даем Богу. Наша церковность зачастую исчерпывается интересом – а что в этот праздник освящается? Люди сужают благодатную жизнь Церкви до освящения вербы, куличей, яблок. Но эти эмблемы не приносят пользы без внутреннего личного освящения. Церковь освящает жизнь.
И если приложить этот вопрос об освящении к празднику Рождества Богородицы, начинающему церковный календарь, мы можем ответить, что он освящает этот начинающийся год. Освящает с надеждой, что мы сможем в этот год сдвинуться с мертвой точки и сказать Богу на Его зов: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Аминь.
Рождество Богоматери
Мозаика Пьетро Каваллини в церкви Санта-Мария Трастевере в Риме
Проповедь протоиерея Александра Рябкова
На Евангельское чтение ЛК, ЗАЧ. 54; 10, 38-42; 11, 27-28.
В одно время пришел Иисус в селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
У неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Икона: Марфа и Мария у ног Спасителя
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В течение церковного года нам довольно часто приходится слышать эти евангельские строки, строки Евангелия от Луки: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение. Здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: «Господи, или Тебе нет нужды, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы мне помогла». Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: «Блаженно чрево, носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие». А Он сказал: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
Это двухсоставный евангельский отрывок полагается для чтения на Божественных литургиях в дни богородичных праздников. Марфа и Мария – сестры Лазаря, которого Христос воскресит перед Своим восхождением на крестные муки. Но как это чтение относится к Деве Марии? Упоминания о Богородице в Евангелии не очень обширны; наиболее пространное читается накануне за Всенощным бдением. Смысл же этого чтения заключается в олицетворении тех качеств, которыми обладала Пресвятая Дева – постоянное внимание и постоянное послушание Богу.
Тему данного литургического чтения можно еще определить как правильное понимание слышания и делания. Забота Марфы об угощении переносит нас в Кану Галилейскую, на свадьбу бедной семьи. Там в самом начале общественного служения нашего Господа было совершено Им первое чудо во время Его земной жизни. Явление этого Божьего действия было предварено словами Матери Божией, обращенными к тем людям: «Что скажет Он вам, то сделайте».
Слышание слова Бога предваряет всякое действие. Это евангельское событие заставляет нас обратиться к другим словам Писания: «Итак, не ищите, что вам есть или что пить. Не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего. Ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том. Наипаче ищите Царствия Божия, и это все вам приложится».
Воскрешение Лазаря, фрагмент: Марфа и Мария
Фреска на западной стене церкви Успения на Волотовом поле
Где и в чем нам искать Царствия Божия и его блаженства? На этот вопрос и отвечает нам заключительная часть евангельского отрывка, читаемого в честь богородичного праздника: «А Он сказал: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Блаженство это укоренено в том обетовании Христа, которое зафиксировано в Евангелии от Марка: «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Здесь встает иной вопрос – как исполнить волю Божию? Где взять силы на это исполнение? Напомню слова Господа: «Невозможное человекам возможно Богу». Круг замкнулся снова на Боге. Бог не отменяет нашего участия, но, как мы видим, слышание слова Божия имеет исключительное значение для плодотворного христианского делания. И чтобы понять природу Божьего вторжения в нашу жизнь посредством Его слова, нам надо обратиться к литургическому преданию. И мы ясно видим, что совершение евхаристической жертвы как самого главного события Церкви всегда предваряется чтением слова Божия. Таким образом, соблюдается приоритет Божьего действия, и только после него мы уже отвечает молитвой.
Лазарь с сестрами Марфой и Марией
Фрагмент работы неизвестного испанского художника, XV век
Современная литургическая наука, основываясь на древнейших памятниках богослужебной литературы и трудах святых отцов, утверждает, что в первые века христианства Божественная Литургия начиналась чтениями из Ветхого и Нового заветов одновременно со входом священства в храм, без всякого молитвенного предварения. Таким образом, звучащее в храме слово Бога не носит исключительно учительный характер, но имеет значение очищения. Господь Сам говорит об этой силе Своего слова: «Вы уже очищены словом, которое Я сказал вам».
Священник, служащий Божественную Литургию, в молитве перед чтением Евангелия просит у Бога, чтобы благодаря чтению евангельского учения верующие отвергли все плотские похоти и стали жить духовной жизнью, угодной Богу. В этой молитве мы просим у Бога даровать нам плоды евангельской веры; все упование здесь обращено не на наши силы и возможности, а на Божье участие в нашей жизни.
Священное Предание сохранило для нас весть о том, что Пресвятая Дева Мария была посвящена своими праведными родителями Богу. Она пребывала в храме Иерусалимском, молясь Богу и научаясь чтением Писания. Прежде чем стать одушевленным кивотом Божиим и ковчегом Нового завета, Она кропотливо изучала завет Ветхий.
Икона свв. Марфы и Марии, вышитая в.кн. Елизаветой Федоровной
Жития множества святых, повествуя об их подвигах, связывают восшествие их на поприще аскезы со слышанием слова Божия – или в храме, или чудесным образом обращенным к ним лично. У пророка Давида мы находим проникновенные слова о слове Божием и его значении для души человеческой: «Как сладки гортани моей слова Твои, лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен, потому ненавижу всякий путь лжи. Слово Твое светильник ноге моей, и свет стезе моей».
Любовь к слову Божию и желание постоянно питаться им многое могут изменить в нашей жизни. Многое нам будет под силу, если мы будем относиться к нему не как к простой книге, сборнику мифологем или древнему литературному памятнику, но как к живому и животворящему слову Живого Бога. Аминь.
Программы протоиерея Александра Рябкова на Сервисе скачиваний.
Удобно скачивать — легко помогать радио в сборе средств на вещание.
«В субботу перед Прощеным воскресеньем Церковь молитвенно обращается ко всем преподобным в подвиге просиявшим». Беседа протоиерея Александра Рябкова о почитании святых. Прямой эфир 20 февраля 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ
Свобода обретается в Боге, а выбор в христианстве – это выбор добра или зла. Путь к свободе лежит через покаяние, а истинное покаяние в начале болезненно – это мы начинаем чувствовать раны греха. Программу «Пастырский час» ведет протоиерей Александр Рябков. Эфир 25 октября 2018 г.
«Духовная жизнь зиждется на любви к Богу и на диалоге с Ним». Программу «Пастырский час» ведет протоиерей Александр Рябков. Прямой эфир 4 января 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ