В программе Александра Крупинина «Неделя»: события седмицы комментирует священник Димитрий Симонов.
Темы передачи:
1. Научная конференция «Вера и дело. Российское предпринимательство», посвященная Дню памяти преподобного Серафима Вырицкого: каким предпринимателем должен быть христианин?
2. Акция в Великую субботу по раздаче Евангелий в храмах: один из способов христианской миссии.
3. По расчетам социологов скоро христиан может стать меньше, чем мусульман: с чем это связано и как этого избежать?
4. Угроза перевода России под электронное управление: в чем плюсы и минусы тотального электронного контроля?
5 Вопрос слушателя: Гонения необходимы христианству? –Нужно научиться не только умирать за Христа, но и жить со Христом каждый свой день.
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов.
Прямой эфир: 5 апреля 2015 года.
Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла при государственном педагогическом университете им. Герцена, клирик Димитрий Симонов.
Надо начать с того, чтобы поздравить наших слушателей, сегодня праздник – вход Господень в Иерусалим. Может быть, несколько слов о смысле этого праздника.
Иерей Димитрий Симонов: Мы поздравляем всех с этим замечательным событием. Закончился Великий пост, мы входим в пространство страстной недели, Великой недели, подводим какие-то итоги поста, и готовимся сосредоточиться на том откровении, которое нам явлено во Христе, которое очень мощно проявляется в литургической традиции Церкви. И очень важно для нас всех, что это начинается именно с такого замечательного торжества, мы встречаем Христа словами «благословен грядущий во имя Господне!»
Александр Крупинин: З апреля – День памяти преподобного Серафима Вырицкого. Была совершена Божественная литургия в Вырице и у нас в Гостином Дворе, в церкви во имя преподобного. Также была научная конференция «Вера и дело. Российское предпринимательство». Это не случайно, потому что Серафим Вырицкий до того, как стать монахом, был предпринимателем. Как вообще совмещается предпринимательство (деятельность, направленная на рост прибыли) с христианством? Каким предпринимателем должен быть христианин?
о. Димитрий Симонов: Христианин может быть кем угодно, если это не грех.
Александр Крупинин: Не грех ли это – заниматься приращением стоимости?
о. Димитрий Симонов: На этот вопрос Иисус Христос ответил: сложно. Бизнес предполагает состоятельный образ жизни. Апостолы в свое время спросили Христа «может ли богатый войти в Царство Небесное?» и Он сказал: трудно это сделать. Это очень непросто – быть богатым и оставаться христианином, всегда есть искушения.
Но все-таки традиция русского купечества предполагала христианские принципы: верность своему слову («да будет ваше да – да, а нет – нет»), очень богатый опыт благотворительности, регулярные благие дела для Церкви и так далее.
Человек очень легко привыкает к роскошной жизни, очень быстро растут его потребности и он очень легко может перестать замечать нужду окружающих людей (как в притче «о богаче и Лазаре».
Сейчас те люди, которые связаны с бизнесом сетуют, что очень многие традиции были утеряны, а новое поколение предпринимателей может быть очень подкованным экономически, быстро реагировать на ситуацию на рынке, но нет традиций благотворительности, потеряна преемственность, культура дела. Поэтому на современных предпринимателях лежит двойная ответственность, чтобы восстановить эти традиции. Хорошо, если будут смотреть на опыт преподобного Серафима, потому что он-то как раз для себя довольно радикально решил этот вопрос: он отказался от всего на каком-то этапе своей жизни, хотя был очень успешным человеком.
Недавно я у одного христианского мыслителя прочитал замечательную мысль, что если нам дается материальное богатство, то мы не должны относиться к нему, как к своему собственному, своему личному. Это – дар Божий (то, что нам поручил Господь), и как мы это реализуем – это мера нашей ответственности.
Александр Крупинин: Акция в Великую субботу по раздаче Евангелия в храмах. Ваше мнение по поводу этой акции?
о. Димитрий Симонов: Я участвовал в такой акции в прошлом году, ее проводило издательство «Никея», они предложили нам поучаствовать, мы с радостью согласились. Это очень хорошая акция, потому что мы нередко сталкиваемся с проблемой людей, которые формально крещены и воспринимают Церковь, как место, куда нужно приходить на Рождество поставить свечку и на Пасху – освятить кулич.
Такой человек считает себя верующим, для него этот вопрос решен и «галочка» поставлена. Пригласить такого человека на катехизацию нет никакой возможности. А такая акция замечательна именно тем, что человек получает Евангелие. Но он получает не пугающий его текст Библии, а Евангелие от Марка, самое короткое, динамичное и с комментарием священника отца Алексея Уминского – полным и доступным. Когда люди приходят освящать куличи и яйца, хочется что-то им рассказать, напутствовать, ведь не знают, зачем они это делают, поэтому хорошо дать ему книжку, которая может стать самой главной в их жизни. Потому что христианство без Христа может принести очень страшные плоды. В современном обществе миссия очень важна.
Прошла уже эпоха (в начале 90-х), когда Церковь была интересна сама по себе. Сейчас пришла очень важная эпоха свидетельства, мы должны проповедовать, открывать людям тайны Царствия Божьего, иначе будет то, что было озвучено в последней новости дайджеста.
Александр Крупинин: Давайте тогда к ней и перейдем, к теме того, что скоро, может быть, христиан станет меньше, чем мусульман.
о. Димитрий Симонов: Все расчеты социологов в известном смысле относительны.
Александр Крупинин: Здесь социологи опираются на рождаемость в разных странах, и в странах ислама рождаемость, конечно, выше, чем в странах христианства.
о. Димитрий Симонов: Вопрос миссии остается очень важным: есть страны (не исламские), например, и Россия, и Африка, где есть и мусульмане и христиане – тут миссия вполне возможна. А есть еще такое понятие, как «внутренняя миссия» — это пасторская педагогика: нужно воспитывать людей, объяснять им, способствовать, помогать. Причем давать положительный пример христианской семьи. В христианских странах уменьшается рождаемость потому, что либо уровень жизни становится хуже (и люди не хотят рожать), либо уровень жизни становится высоким и появляется такой эгоизм – «пожить для себя».
Александр Крупинин: Это связано с тем, что в современном обществе, европейском и американском, государство обеспечивает стариков. А в традиционном обществе, если ты родил пятеро сыновей – ты обеспечил себе старость.
о. Димитрий Симонов: Все-таки еще очень важен вопрос отношений внутри семьи, вопрос любви, а не только меркантильные соображения – обеспечить себе старость. Даже в самом благополучном обществе может случиться что-нибудь такое, как было в ХХ веке: вполне цивилизованное, и высоко организованное, оно пережило две мировых войны, которые изменили лицо Европы и всего мира.
Теперешнюю эпоху называют постхристианской, значит, нужна миссия, нужно очень активно благовествовать, и не только ради рождаемости, но и ради воспитания, соответствующего христианским понятиям.
Александр Крупинин: Статистические цифры довольно лукавы: например, христиан 33% населения, а мусульман – 23%. Но кто включен в это число? Ведь мусульманство – это образ жизни. А кто такие эти христиане (33%)? Это люди, которые просто по традиции считаются христианами – в Европе, да и в России. Что их связывает с религией?
о. Димитрий Симонов: Я бы сказал даже: что их связывает со Христом? Именно поэтому так важна внутренняя миссия: воспитание нужно всем, даже священникам.
Александр Крупинин: Следующий вопрос, который я хотел Вам задать – по поводу электронного общества: угрозы перевода России под внешнее управление. Многие люди этого боятся – попасть под тотальный контроль. Но ведь и сейчас человек, в связи с развитием различных средств связи, находится под контролем. Например, мне приходят СМС «хотите узнать, где находится Ваша жена?». Заплатите такую-то сумму и будете всегда знать, где она находится. Или я приезжаю к себе на дачу, а мне присылают погоду уже не в Петербурге, а в Сертолово. Кто-то следит за моим передвижением. Ощущение такое, что постоянно каждый твой шаг находится под контролем.
о. Димитрий Симонов: Картина, как у Оруэлла.
Александр Крупинин: Некоторые люди говорят, что это даже очень хорошо, потому что человек не будет совершать плохих поступков, все будут жить хорошо, вести себя правильно.
о. Димитрий Симонов: Есть одна проблема: а вдруг человек, который хочет совершать плохие поступки, сядет у пульта управления?
Александр Крупинин: Пульт-то этот – электронный.
о. Димитрий Симонов: Здесь очень важно, чтобы человек сохранял какую-то внутреннюю свободу, потому что все наши современные электронные носители делают нас зависимыми. Когда у твоего ребенка есть мобильный телефон – это здорово, всегда есть связь, и это дает чувство стабильности, покоя. Но если сейчас, внезапно, выключится система сотовой связи – будут довольно серьезные потрясения. Когда мы так зависимы – мы легко управляемы. Что касается внешней жизни, то здорово, когда в Лондоне или в другом месте террориста очень быстро вычисляют и локализуют именно благодаря этой электронной системе. Или наличие пожарной сигнализации, которой сейчас оснащены даже обычные дома.
Но если однажды враг Церкви, гонитель, например, Иосиф Сталин-2 сейчас бы пришел к власти, снова бы стали арестовывать епископов, священников, то в катакомбы было бы уйти значительно сложнее. Уйти в подполье, где-то тайно служить, организовывать тайные монастыри, которые были в советское время, тайные встречи на дому – это очень сложно было бы сейчас сделать. И если гонения приобретут именно такой тотальный масштаб, поставят христианство вне закона, как это было неоднократно в истории, то спрятаться где-то станет значительно сложней. Это заставляет несколько насторожиться. Понятно, что всегда находятся люди, которые боятся ветряных мельниц. Но, тем не менее, должны быть у нас какие-то здравые мысли о том, какие могут быть последствия. У человека должно остаться право для своего личного пространства.
Вопрос слушателя: Какое время лучше для христианства – сейчас, или то, которое было при Сталине, когда и исповедь была качественней, и многие священники стали мучениками. Гонения необходимы христианству?
о. Димитрий Симонов: Гонения – это время, которое заставляет человека держать себя в тонусе. Но говорить, что гонения – это хорошо, конечно, неправильно, потому что люди-то страдают, и это большое зло. У Лескова есть сказка «Час воли Божией» и там главный герой задается вопросом: «какой самый главный момент в жизни, какое самое главное дело в жизни и какой самый главный человек в жизни?» И Лесков отвечает, что самый главный момент – тот, который проживаешь сейчас, самый важный человек – тот, который находится рядом с тобой сейчас, и самое важное дело – то, которое делаешь сейчас. То, о чем часто писал Льюис: нужно жить настоящим моментом.
Конечно, если придут гонения и потребуется максимум исповедничества, в идеале мы должны быть готовы. Но будем ли мы готовы, способны ли мы на это? Научиться не просто умирать за Христа, но жить со Христом, освятить Его присутствием свою повседневную жизнь, научиться по-настоящему каяться в своих грехах, научиться жить, отдавая себя не через какой-то стресс, а через повседневность, внутреннюю дисциплину, искренность, честность, сопротивление злобе, умение прощать, не быть жадиной – вот это все, что мы должны с вами по-настоящему научиться переживать, как христиане, ежедневно.
Александр Крупинин: В какое время нам суждено жить, в такое мы и живем, и наше дело – выполнить свой христианский долг именно в это время.
Текст: Н.М.Лукьянова
Такую похабщину ,как пародия на Тангейзер Великого Вагнера»На престоле».Можно уничтожить только судом.
Правильны запрещения.Если не запрещать,то оне будут продолжать порнографию «розового кролика» и сексуальнный тренинг диброва димы.А там возврат в срамные 90ы е!
Тема обсуждения (очень важная, крайне важная!) к сожалению размазана на уровне бытовых страхов. И в итоге так и не коснулись очень важного момента, «насколько реально превращение общества (христианское) в электронное. И оно на пороге. Ногами мы уже переступаем эту «реальность». Виртуально «посмеиваясь» над реальностью Христианской (и мне думается, в высшей степени этого слова). Потому, как Электронное пространство (киберпространство) предполагает распад Образа в сознании человека ( христианина наипаче) Если только он заранее не подготовлен к этому. Вот именно эта «неподготовленность» повсеместна. И здесь бы Церкви быть на «передовой», даже не столько в призывах к покаянию (хотя это и необходимо) сколько в попытке (крайне желательно широко, публично) разъяснения опасности вовлечения в него особенно младшего поколения. Оно быстро схватывает «зазеркальность», бесконечность осколков соблазна собственного комфорта в «своей зоне», которую это пространство обеспечивает молодому человеку. Мы уже потеряли по моим подсчётам до 14 поколений если говорить о 2 поколениях уже провалившихся в киберпространство практически безвозвратно…
Социальные удобства, которые дают электронные сети, возможность контролировать общество это не самое страшное (как бы кощунственно сие не выглядело). «Там» начинаются страшные трансформации души (уже не сознания!) И самое страшное качество этих трансформаций — безволие. На осколках «образов» их не собрать даже «благодатью». Вот здесь бы воинам Христовым ворваться в это пространство. «Отменить» его будет вряд ли будет возможно. Технологии управления социумом будут использовать «риторику божественного».
Тема глобальна сама по себе! О ней необходимо очень громко говорить, как можно чаще. Как можно более привлекать людей непосредственно изучающих биотехнокоммуникации. И Церкви нужно бысть рядом! Потому, как именно в этих гиганстких потоках информационных скоростей, идёт речь уже не о технологиях, но о духовном порабощении целых народов. И говорить о «чипах», «штрихкодах» с приходом всё равно, что изъясняться на китайском о Боге. (у которых это слово отсутствует напрочь).