Программа Екатерины Степановой
«Русский Север»
Информационное обозрение. Выпуск 116
Эфир 23 мая 2019 г., 16:25
АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО
После того, как в течение двух выпусков мы познакомились с коренным населением Кольского полуострова саамами, мы переходим к вопросу, почему побережье Белого и Баренцева морей стали называть Русским Севером и почему Русский Север стал заметным культурным явлением в общем контексте всей русской культуры.
Об этом рассказывает директор Мурманского областного художественного музея, автор концепции выставки «Строго на север» Ольга Александровна Евтюкова. Это седьмая выставка проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха».
«Саамы – самое древнее население Кольского полуострова. А потом пришли русские из Новгорода. Шли они сюда за свободой. Это был уже конец 12-го века. Вот все спрашивают – когда они сюда пришли? Поскольку из Новгорода шли долго, обозы были большие, потому что везли с собой все, начиная от каких-то мельчайших деталей как игла, и разобранные дома везли. Обозы шли долго, может быть даже не один год, потому что это семьи, и останавливались, люди болели, умирали, рождались, свадьбы играли. Остановки были очень долгие. Нужно было пополнить запас еды. И была такая остановка в Архангельске. И конечно остались там, потому что это очень тяжелый путь строго на север. Дорога идет на север. Поскольку они увидели море, увидели, что вот уже богатый край, кто-то остался. Но самые смелые, самые свободолюбивые пошли еще севернее.
О тех, кто остался на территории, где сейчас Архангельск, мы не будем говорить. Остальные пошли еще севернее и начали расселяться вдоль Терского берега. Дело в том, что все берега Белого моря имеют названия. Ну вот, Терский берег. Они построили дома, построили церкви. Появились древние поселения Умба, Варзуга, Стрельна, Чаваньга, Кузомень – это потрясающие и по сей день стоящие села. Поскольку традиции новгородские, то обязательно в центре должна быть церковь, и не одна. Но, к сожалению, в печальный советский период церкви сначала закрыли, потом использовали под склады и т.д, и кое-что даже разрушили. Большое количество. Поэтому сейчас на Терском берегу да и вообще на Кольском полуострове осталось только два очень известных строения, относящихся к деревянному зодчеству – это церковь Успения Богородицы в Варзуге и церковь святого Николая в Ковде. Но Ковда находится немного в другом месте – это уже там, где река Кандалакша и там Кандалакшский залив.
Ну вот расселились, а некоторые пошли еще севернее. Терский берег это «юг», южный берег, а пошли к северному – Мурманскому, как раньше говорили «Нурманскому берегу», и там основали много поселений, в том числе и Гремиха, и Териберка. Териберка это большое село. Но условия очень суровые. Если на южном берегу растительность есть, там есть высокие деревья по отношению к карликовым березкам, и ели там есть, и другие деревья. У рек были песочные берега, а если есть песок, то есть и жемчуг. И эти реки были жемчуженосными. Можно и сейчас найти раковину, правда, они маленькие. Речной жемчуг из Варзуги доставляли в Кремль для шитья украшений. Он хоть и мелок был, но он был красивый.
А Териберка – это очень суровое и очень красивое, величественное место, но отсутствие растительности, конечно, пугает. Но когда привыкает глаз, то ты понимаешь, вот, наверно, величие красоты. Вы знаете, я однажды услышала версию о том, что истинная красота человека как раз тогда, когда у него отсутствуют волосы, не мешают увидеть лик человека. Может быть и среди этих камней была истинная красота. Но новгородцы действительно были смелыми людьми, были целеустремленными, потому что несмотря, ни на что, несмотря на все тяготы погоды, на незнание этой территории, они не смутились. Меня однажды на экскурсии спросили – когда они пришли, в какое время года? И вот моя версия, что они пришли в конце лета, начале осени, когда все становится оранжево-красно-зеленым, разноцветье необыкновенной красоты, очень много ягод, грибов, дичь тоже была (сейчас уже намного меньше). И действительно есть в документах сохранившиеся воспоминания, что они попали в невероятную красоту. Это захватило захватывает и по сей день. Человек сначала видит эти горы, сопки, богатство красок, и не думает, что может все исчезнуть, покрыться снегом и все превращается в такую снежную пустыню.
Поскольку они везли разборные дома, они начали их быстро собирать, потому что новгородцы – это величайшие мастеровые, у которые ремесло в руках такое, что все просто сверкает. И конечно традиции были все сохранены – быт, религия. Все строили – и церкви строили, а церковь обычно строится общими усилиями. Поэтому все появлялось. Вот в Варзуге была, конечно, не одна, а десяток церквей, но, к счастью, хоть одна осталась. Так что поморы основались хорошо, надолго, и как у всех людей – разные семьи.
И судьбоносная встреча с саами. Они была очень важна, но, может быть, как и все люди, насторожены были, потому что пришли чужаки. Но потом оказалось, что на самом деле можно очень много заимствовать из культуры пришельцев и соседствовать. Это очень сильно повлияло на костюм женщин-саами. Появляется юбка, появляется кофта, т.е. то, что становится более удобным. Потому что можно съездить на ярмарку в Колу или в Печенгу, когда они уже ближе познакомились, и купить ткань, и сшить, и не мучиться – ткать долгими вечерами. А ткацкого станка у саами не было, русские привезли, и это было, конечно, фантастическое явление – механизм, который создает ткань. Глазу человеческому все равно хочется радости, поэтому, когда разноцветные ситцы появились, то появляется это и в костюме саами, и появляется это и в костюме поморов. Мне кажется это очень интересным взаимопроникновением культур. И поморы получили уже свое название – поморы, потому что селились сначала по морю, по берегу, потом по берегам рек. Появляются корабли, лодки, они имеют разные названия – коч, лодьи и т.д. Это все традиция новгородская. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, возделывают огороды – то, чего еще не было у саами. Пытаются разводить оленей – покупают их у саами и пытаются заниматься. Привозят сюда коров. И это чудо из чудес. Я думаю, что были поначалу проблемы с коровами, и те, которых привезли с собой, могли и не выжить из-за холода, потому что климат здесь совершенно другой. Но спустя годы все изменилось. Сейчас в Варзуге одна из лучших ферм молочных. И что удивительно – так сложилось исторически, что ферма находится на одном берегу реки Варзуга, а все пастбища на другом. И поэтому коровы плывут на пастбища! А потом обратно домой. Это конечно уникальное явление, я это видела только в Варзуге. Они переплывают реку замечательно, сами знают, что им туда надо. Их, правда, пастух на лодочке с собакой сопровождает, которая, мол, «коровы, дорогие мои, счастливые коровы, давайте туда».
Очень приятно, что во всех поморских селах, даже, по-моему, не было сомнения, что надо петь песни, которые пришли от отцов, дедов, матерей. Это было многоголосье. Это было просто замечательно. И надо отдать должное руководству Мурманской области, что буквально с 30-х годов стали создавать дома народного творчества. Это было, правда, по всему Советскому Союзу. И, конечно же, все были очень обеспокоены сохранением многоголосья фольклорных хоров. Хор, который у нас выступал на открытии выставки, это такое чудо из чудес, потому что представить, что в далекой Териберке существует фольклорный хор, который поет поморские песни, а родом эти песни все-таки из Новгорода, это просто удивительно».
Да, о Русском Севере вполне можно складывать сказки и легенды в стиле «Тысячи и одной ночи». Точнее, вообще «одной ночи», потому что в этих широтах уже наступает полярная ночь. Правда, длится она чуть больше месяца, но в целом темное время суток в этот период превалирует над светлым. Вот в такие, наверно, темные вечера и делались козули под пение старинных песен.
В одном из наших выпусков мы уже предлагали вашему вниманию поморские частушки в исполнении Териберского народного хора. Послушаем и сегодня одну из песен в исполнении этого хора, которой и завершим сегодняшний рассказ.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.