6+

Уникальная деревянная скульптура Александра Невского и личные вещи первого петербургского новомученика на выставке во Владимире

Репортаж Екатерины Степановой

Открытие выставки «Александр Невский: легенда о святом» во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике в рамках проекта «Александр Невский: великий северный путь»

Эфир 17 августа 2021 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

Радио «Град Петров» продолжает знакомить слушателей с событиями, проходящими в рамках Всероссийского музейно-исторического проекта «Александр Невский: великий северный путь. К 800-летию государственного деятеля, полководца и святого». В нем принимают участие три музея – Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Организаторами проекта являются Санкт-Петербургский институт истории РАН и Издательский дом «Политическая энциклопедия» (РОССПЭН) при поддержке компании «НорНикель».

 

Три выставки, которые пройдут в 2021 году, сопровождаются научными коллоквиумами. Цель этих коллоквиумов – раскрыть образ великого князя, может быть, внести и ввести в научный оборот какие-то новые детали и факты как о самом князе, так и в историю его почитания.

 

О первой выставке проекта «Александр Невский: легенда о воине» мы уже рассказывали в наших программах. Вторым этапом стала выставка во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике «Александр Невский: легенда о святом».

 

На торжественном открытии перед собравшимися гостями выступил небольшой хор, который исполнил церковные и духовные песнопения. Затем несколько слов сказали директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Евгеньевич Рыбаков и научный куратор проекта, директор СПбИИ РАН Алексей Владимирович Сиренов.

 

С.Е.Рыбаков:

 

«На нашей выставке, которая, как мне кажется, удалась, есть очень интересные экспонаты. Их достаточно много – 230. В рамках выставки мы рассматриваем историю развития образа Александра Невского в его почитании, историю даже некой трансформации образа. Потому что первое время Александр Невский на всех иконах изображался и почитался в качестве монаха, в качестве схимника. Это его такой один иконографический образ. Начиная с более поздних времен стали проявляться черты уже княжеской земной жизни. А при Петре I фактически было узаконено соответствующими документами и было велено Александра Невского изображать только в образе воина и в образе князя.

 

И вот все эти этапы развития иконографии Александра Невского, конечно же, связаны с этапами развития Российского государства и с востребованным образом Александра Невского в государственной политике, ну и также в общественном сознании.

 

У нас находятся очень интересные экспонаты на этой выставке, в том числе знаменитая икона «Богоматерь Знамение», которая с XVI века находилась на месте гробницы Александра Невского. Пелена XVII в., также связанная с местом упокоения святого князя, в Рождественском монастыре Владимира. Вкладное Евангелие XVII-XVIII вв. А также уникальный экспонат, который благодаря сотрудничеству с митрополией мы получили из действующей церкви в Ворше. Это скульптурное деревянное изображение Александра Невского, которое мало изучено. Наверно, его предстоит еще исследовать и о нем рассказать, но по первым предварительным исследованиям можно сказать, что это действительно подлинная деревянная скульптура конца XVII – возможно, начала XVIII века с очень интересной иконографией. Собственно, вы сами все это можете увидеть на выставке».

 

А.В.Сиренов:

 

«Не менее, а, может быть, даже и более интересная часть нашего проекта — это вторая Владимирская часть. И выставка, и коллоквиум, который прошел сегодня, посвящены почитанию Александра Невского.

 

Владимир до 1723 года был главным местом почитания Александра Невского. Здесь образ Александра Невского как святого. И чрезвычайно важно, что этому посвящена и выставка, и об этом мы говорили сегодня на научном коллоквиуме.

 

А третья часть, 6 декабря, будет в Петербурге, и она будет посвящена Александру Невскому как национальному герою уже Нового и Новейшего времени».

 

 

На выставке представлено несколько уникальных экспонатов, с экспозицией мы познакомим наших слушателей в специальном выпуске программы «Радиоэкскурсии».

 

А сегодня нам бы хотелось обратить внимание на тот факт, что организаторы не ограничились только древней историей почитания святого князя, но и довольно подробно затронули XX век.

 

Ведь в прошлом веке мощи Александра Невского поверглись поруганию безбожной властью, а один из первых священномучеников пострадал именно во время защиты Александро-Невской лавры. Это протоиерей Петр Скипетров.

 

Он уроженец Владимира. Здесь до сих пор живут потомки из его рода. А последнее его место служения в Санкт-Петербурге было в Скорбященском храме при Императорском стеклянном заводе, где он был настоятелем.

 

Священномученику Петру посвящена отдельная витрина, в которой представлены фрагменты его личных вещей, которые были на нем в момент убийства. Это помочи (сейчас бы мы сказали подтяжки) со следами крови и запонки.

 

 

Несколько слов об истории семьи отца Петра Скипетрова сказал его правнучатый племянник Анатолий Иванович Антонов:

 

«Михаил Иванович – это мой прямой прадед, а Петр Иванович – его брат. Их было несколько братьев Скипетровых. Михаил Иванович сначала уехал в Петербург, а потом, нынешним языком говоря, перетащил своего брата в столицу.

 

Михаил Иванович тоже закончил Владимирскую духовную семинарию, но не пошел по духовной части, а поступил в Санкт-Петербургский университет. Дослужился до статского советника. Он был генерал-контролер в военно-морских силах. Михаил Иванович много сделал на службе.

 

А Петр Иванович был помладше, и братья его перевезли в Санкт-Петербург. Они там целую деятельность осуществляли. Было же целое землячество Владимирское. Так вот, они им помогали, кто приезжал в столицу, помогали деньгами и по-другому, на работу помогали устраиваться.

 

На выставку мы предоставили личные вещи Петра Ивановича. Хранила их наша тетя – двоюродная сестра нашей мамы, Галина Михайловна. К сожалению, уже два года как ее нет. Целая история, как мы ее обнаружили. Она же не знала о нашем существовании. И мама потеряла все связи с ней, и тетя тоже потеряла все связи, думала, что уже никого нет. И это была удивительная встреча. Мы часто ездили к ней, каждые два-три месяца бывали у нее.

 

Помочи, в которых отец Петр был в момент убийства, они хранятся в семье. Еще запонки. Это все Галина Михайловна передала нам. Вещей сохранилось немного – конфетница из хрусталя, из слоновой кости нож для разрезания бумаг. Не так много вещей. Я вот с собой ношу старенькие четки. Галина Михайловна нам передала. Она считала, что это его четки. И вот они мне достались. Я их очень ценю. Они уже порвались, и были пересобраны, но, во всяком случае, вот эти камни, которые отцу Петру принадлежали. Фотографии тоже сохранились.

 

Меня больше всего удивляет вот что. Вот смотрите – они оба, и Михаил Иванович, и Петр Иванович, были сыновья простого бедного сельского священника. Но как сама жизнь их приподняла – сами получили образование. Все-таки Михаил Иванович был очень богатым человеком. И, выйдя из простой семьи, они смогли получить образование и сделать карьеру в столице. Ведь Михаил Иванович спонсорством занимался, был достаточно известным человеком в Петербурге. В Первую Мировую он участвовал в устроительстве обороны.

 

Мне так завидно на то время… Какую они жизнь жили! Столько у них общения было. Иоанн Кронштадтский был вхож в семью. Ой, столько там интересного!».

 

 

Коллоквиум также преподнес немало хороших сюрпризов и открытий. Одно из таких открытий произошло совсем недавно.

 

Об этом рассказывает директор Института истории и социальных наук РГПУ им. Герцена Роман Александрович Соколов:

 

«Я начну с впечатлений. Хочу сказать, что вторая часть, безусловно, состоялась. Выставка организована на уровне. Об этом говорили сегодня неоднократно и вполне справедливо указывали на то, что пример замечательного сотрудничества музея и церкви – в данном случае Владимирской митрополии и Владимирского музея – это то, что уникальный абсолютно артефакт, икона-скульптура Александра Невского из церкви в Ворше, была выставлена в музейном пространстве. Это, конечно, очень отрадно. С этой скульптурой получают возможность ознакомиться специалисты, с одной стороны, а с другой стороны, верующие, те, кто посещают музей, будут иметь стимул к тому, чтобы посетить этот храм, потому что скульптура, естественно, вернется туда, где ей и должно находиться, т.е. в церковь, и мне представляется это очень важным.

 

Кроме того, коллоквиум, который сегодня состоялся. На нем были представлены и заслушаны интересные доклады, в которых коллеги поделились теми наработками, которые были совершены ими в течение вот этого отчетного, условно говоря, периода. Некоторые даже рассказали о том, что было сделано с момента выставки и коллоквиума в Новгороде. Я с большим интересом принял участие полностью в заседании и в качестве слушателя, и в качестве докладчика. Мне было очень интересно, как коллеги отреагируют на мой доклад. В общем, я получил интеллектуальное удовольствие. Я думаю, это был такой, знаете, интеллектуальный пир.

 

— Роман Александрович, когда проект начинался, Алексей Владимирович Сиренов в эфире нашего радио рассказывал о том, как вскрывались мощи Александра Невского в 1922 году, и что в них была найдена записка, грамотка XVII века, которую даже сфотографировали тогда. И исследователям она известна по этим фотографиям. Но потом записка пропала. И он сокрушался, что до сих пор она никак не найдена. И вот в этом году она была буквально обретена, нашлась в архиве. И вы в этом принимали непосредственное участие и делали об этом доклад на коллоквиуме.

 

По поводу найденного документа. Он был обнаружен в Ленинградском государственном областном архиве в городе Выборге. Юлия Игоревна Крипатова, директор этого архива, она, естественно, как и другие архивисты, работающие в этом учреждении, знала о существовании Дела по обвинению духовенства в обмане верующих. Но, обладая квалификацией, которая есть у Юлии Игоревны, в отличие от других коллег, которые с этим делом работали, она, как мне представляется, осознавала, что внутри этой папки могут находиться документы, которые могут иметь значение для тех людей, которые занимаются этой темой. Она обратилась ко мне, зная, что я, как говорится, в теме. И первое, что я спросил «а может быть и записка у вас». Она ответила, что да, есть некая записка. Я стал уточнять, похоже ли, что она XVII века? – «Может быть». Естественно, получив ответ «может быть», я немедленно отправился в Выборг и, естественно, понял, что это то самое.

 

Таким образом, я не могу сказать, что этот документ найден мною. Безусловно, здесь роль Юлии Игоревны очень велика. Ну а то, что это произошло в начале года, когда проект только начинался, то это, наверно, не совпадение, а закономерность».

 

 

Итак, второй этап начался. Мы попросили подвести некоторые промежуточные итоги научного куратора проекта «Александр Невский: великий северный путь», директора СПбИИ РАН, члена-корреспондента РАН, д.и.н. А.В.Сиренова.

 

А.В.Сиренов:

 

«Владимир – это исток исторической памяти об Александре Невском. Здесь сохранились свидетельства начала мемориализации памяти. Мы можем проследить шаг за шагом как Александр Невский становился национальным героем, причем проследить первые шаги этого процесса. И мне кажется, что сегодня очень ярко об этом было рассказано на коллоквиуме и показано на выставке. И тут я бы выделил, во-первых, очень ценный, интересный материал, не до конца введенный в научный оборот, касающийся раскопок некрополя во Владимирском Рождественском соборе, который требует и публикации, и интерпретации исследователей (доклад О.М.Иоаннисяна, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

 

Во-вторых, констатация того, что во Владимире была построена первая в мире церковь Александра Невского, и что она сохранилась, пусть в перестроенном виде (доклад Т.П.Тимофеевой, независимый исследователь, Владимир).

 

И третье, что на выставке представлена первая, судя по всему, первая в мире скульптура Александра Невского, которая, благодаря сотрудничеству музея с епархией, оказалась представленной на выставке, и уже сейчас ее можно ввести в научный оборот серьезно, исследовать, изучить (Резная икона, скульптура, “Св. блгв. кн. Александр Невский”, нач. XVIII из Свято-Троицкого храма с. Ворша).

 

Я бы отметил, в первую очередь, три этих момента. Насколько я понимаю, все это решалось – будет она представлена, или нет – в процессе подготовки к выставке. Т.е. большая работа была проведена сотрудниками музея, сотрудниками епархии. Потому что надо было найти тот формат, в котором памятник будет представлен.

 

Это самый неожиданный экспонат. Но пелена «Святой благоверный князь Александр Невский в схиме», находившаяся над местом погребения князя, памятник тоже очень значимый и важный. Надгробная икона Божией Матери Знамение Новгородская, которая также находилась над гробницей великого князя. Эта икона уже давно известна исследователям, но то, что над гробом Александра Невского висела икона Знамение – новгородская икона, главное чудо которой это победа новгородцев над суздальцами… Вот как это объяснить? Конечно, это уже поздняя традиция XVI-XVII веков, но все равно это следует тоже как-то отметить и объяснить в дальнейшем».

 

 

На открытии выставки «Александр Невский: легенда о святом» побывала Екатерина Степанова.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru