Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 83
Программа Екатерины Степановой
Эфир 12 сентября 2018 г., 10.45
Омск – сибирский город, но он расположен на самом юге Западной Сибири. Находясь там, трудно было представить, что ты в Сибири, но когда осознаешь, что отсюда начинаются половецкие степи, что по Иртышу проходит северная граница Великой степи, по которой продвигались с востока на запад многочисленные кочевые народы, которые навсегда изменяли ход истории, сразу возникает ощущение близости чего-то грандиозного, эпохального. При хорошо развитом воображении можно себе представить все эти несущиеся по степи кочевые орды. Но Омск стоит не только на пересечении путей с востока на запад. Благодаря Иртышу эти места стали перекрестком путей с юга на север. Недаром и пятая выставка проекта «НорНикеля» называется «Иртыш течет на север». И свидетельством тому, что место впадения реки Омь в Иртышь, где в начале XVIII века появился Омский острог, было в древности средостением, в буквальном смысле пересечением четырех сторон света, являются археологические находки.
Археологическая часть экспозиции посвящена, конечно, не только границе лесостепной зону, где находится Омск, но и гораздо более северным территориям, которые когда-то входили в Омскую губернию. Об этом рассказывает один из кураторов выставки Ирина Леонидовна Симонова, заместитель директора по научной работе Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля:
«Дело в том, что на этой выставке помимо художественного наследия Салехардский музейно-выставочный комплекс им. Шемановского предоставил нам уникальные предметы из своей археологической коллекции. Потому что север это не только нефть и газ, запасы углеводородов, полезных ископаемых, но это и богатейшее наследие древних цивилизаций. И в этой витрине мы можем посмотреть целый срез от самых древних предметов. Усть-полуйская культура, I в. до н.э. – I в. н.э. датируется. Причем это уникальные вещи. Из-за того что в районе Салехарда до сих пор находится вечная мерзлота, сохраняются вещи из органических материалов. И здесь, пожалуй, самый уникальный предмет вот этот вот берестяной орнаментированный короб. Только представьте, береста, возраст которой две тысячи лет с лишним!
— В два раза старше новгородских берестяных грамот!
Да! Так и есть. Когда ее подняли археологи, эта вещь была в сплющенном состоянии, но благодаря талантливым реставраторам смогли вернуть первоначальную форму этому коробу, и он выглядит почти как новый. Если мы поставим рядом вещь из этнографической коллекции и вещь археологическую, то разница в возрасте не будет видна. Действительно, мерзлота все прекрасно сохраняет.
Из усть-полуйской же культуры происходят прекрасные вещи – зооморфные, орнитоморфные. Вот замечательная фигурка совы, выточенная из рога. Ложечка так же из рога с северным оленем – видно по рожкам и по мордочке. И еще одна рукоять с изображением оленя и орнаментом. Конечно, в то время такие предметы носили либо культовый характер, либо выполняли функции оберега, потому что, хоть древним людям, как и нам, было свойственно чувство прекрасного, но такие вещи просто так не делались. Это эксклюзивная вещь.
Следующий у нас блок это средневековье. И вот самый, пожалуй, интересный предмет. К слову сказать, ее нашел наш бывший омич, сейчас он живет и работает в Салехарде, Андрей Плеханов. В 2016 году на Гыданском полуострове он нашел самую северную в мире, северо-восточную, так скажем, иранскую чашу. Чаша IX-XIII века н.э. Она орнаментирована (такая розеткой она украшена). Т.е. это говорит о том, что и в средневековье север стоял на перекрестке путей, Иртыш его также соединял, страны и государства. Представьте, где Иран и где Салехард.
— Т.е. эта чаша относится к знаменитому Сасанидскому серебру?
Да, относится. Конечно же, это предмет импортный. Наверняка он стоил баснословных денег в те времена, и вещь была очень редкая. Она небольшая, полукруглая.
Следующие предметы связаны отчасти с наследием кулайской культуры. Она встречается на территории севера Омской области и тянется дальше к Салехарду. Прекрасные вещи, аналоги есть и в нашей коллекции. Вот например такая подвеска в виде фигурки зайца очень часто использовалась как оберег. Иногда их использовали как, так называемые, шумящие подвески. К ним еще дополнительно подвешивали разные цепочки-колокольчики, и они должны были отгонять злые силы, злые духи, в которых люди того времени верили. Еще орнитоморфные подвесочки с характерным орнаментом – гуси, лебеди – они всегда связывались с силами света, потому что существовало поверье, что солнце совершает свой путь днем в колеснице, запряженной конями или оленями на севере, то уже ночью в лодочке его тянут гуси, лебеди, утки и, соответственно, они тоже
воспринимались как солярные символы, символы солнца. Браслеты, другие украшения, конечно же тоже использовались как обереги. Подвески прикрепляли по разному и разным вещам. Иногда даже к люлькам детей. Т.е. одновременно они могли служить и погремушками, и считалось, что они отпугивают злых духов. Могли на себе носить как элементы одежды, костюма, а могли как элемент быта использоваться. Вот те же самые у славян сохранившиеся височные кольца, височные подвески относятся к этой же категории.
И последний блок предметов это находки, связанные с легендарным русским городом Мангазея. Сам город, поселение, можно сказать, отчасти повторил судьбу Трои. Потому что возник он еще в XVI веке, туда заходили поморы. Они шли до Оби, и там у них находился перевалочный пункт, порт, где они тоже торговали. Т.е. они уже пользовались с те времена Великим северным морским путем. Уже при Борисе Годунове в Мангазее появилось крупное русское поселение, с чего город начался, стал одним из форпостов для продвижения русских на север. Но в конце XVII века в – в XVIII веке город потихонечку исчезает. Начинается очень много запретов, связанных с экономикой того времени, потому что тогда активизируются и голландские купцы, и английские, начинается контрабанда, через Мангазею везется нелегальная пушнина. И даже царем Федором Михайловичем был издан указ о запрете под страхом смертной казни через Мангазею поставлять любые товары. И с этого времени начинается полный упадок города и заканчивается забытьем. Город исчезает и сохраняется только в каких-то легендах, преданиях. Вплоть до 40-х-50-х XX столетия считали этот город легендой и вымыслом.
— Своего рода Китеж-град.
Да, Китеж-град или Троя, что-то в этом роде из области легенд и суеверий. И вот в 40-х годах идут первые археологические разведки, они наталкиваются на остатки русского поселения, дальше продолжаются раскопки. Они и сейчас там ведутся, и находят превосходные предметы, связанные с культурой русских – одна из страниц освоения севера, продвижения на север. Вот тут туфля кожаная, кузовок, фигурка всадника на лошади, музыкальный инструмент варган, хотя он, скорее всего, связан с местным населением.
— А вот варган представляют в Новгородском музее музыкальных древностей именно как новгородский предмет.
Возможно. Но дело в том, что варган инструмент очень распространенный. Он у народов Сибири до сих пор, у алтайцев, у тувинцев, у бурят тоже считается национальным инструментом. Также он считается и на севере. Но, например, на Алтае он называется хомус или комус, но суть одна – это тот же самый варган, но в разных культурах разные модификации его использовали.
— А Мангазею наверно основали новгородские выходцы?Ведь первая выставка проекта была как раз об освоении севера новгородцами. Я пытаюсь найти связ.
Самыми первыми поморы основали. Но по сути да, изначально они выходцы новгородские. Все взаимосвязано, и так вот оно все и тянулось с запада на восток и с юга на север».
Рассказывая об очередной выставке, мы стараемся найти связь с темами, которые освещались на предыдущих выставках. Потому что это очень помогает в постижении истории и в осмыслении каких-то отдельных исторических сюжетов, как, например, продвижение на север, освоение северных территорий.
Мы продолжил рассказывать о выставке «Иртыш течет на север» в нашем следующем выпуске.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.