Программа Екатерины Степановой
«Время Эрмитажа»
Коллекции Эрмитажа. Монеты и медали
Экскурсия по постоянной экспозиции
АУДИО + ФОТО
Эфир — 25 марта 2017 г.
Весной 2016 года в Эрмитаже произошло очень важное событие – открылась новая постоянная экспозиция Отдела нумизматики. Этого события ждали более тридцати лет, так как предыдущая экспозиция была по различным причинам закрыта. И вот, после длительных сложных и трудоемких работ посетители музея снова имеют возможность замереть перед витринами, разглядывая монеты в буквальном смысле всех времен и всех народов.
В очередной передаче «Время Эрмитажа» сотрудники отдела нумизматики рассказывают о тех экспонатах, которые представлены на возобновленной экспозиции.
Мария Пастернак, хранитель дальневосточной коллекции:
«Китайское денежное обращение одно из самых древних в мире. Первым средством денежного обращения были раковины каури. Они были настолько популярны, что впоследствии создавались подражания в камне, в кости и в бронзе. А первые китайские монеты бронзовые – это монеты-лопаты и монеты-ножи. В нашем представлении такие монеты непривычны, мы все-таки привыкли к круглым знакам. А у них денежные знаки были именно в форме орудий труда. Монеты-лопаты в основном ходили в глубинных регионах, там, где было популярно сельское хозяйство, а монеты-ножи соответственно в прибрежных, там, где основу жизнедеятельности составляли рыболовство, охота».
Елена Яровая, старший научный сотрудник, хранитель, специалист по западноевропейской нумизматике:
«Наша коллекция одна из самых больших в мире и богатых, а в России это самое крупное собрание западноевропейских монет. И очень много уникальных экземпляров, которые только у нас находятся. Мы предпочли показать самые выдающие экземпляры, и ценные с художественной точки зрения, потому что Эрмитаж все-таки музей, и прежде всего западноевропейского искусства.
В первой витрине, посвященной варварским королевствам V-VIII веков, мы можем видеть, что римские и греческие традиции еще живы. Но эпоха переселения народов и варварских племен, так сказать, сбивает с курса, и мы видим уже более примитивные изображения на монетах, упрощенные, схематичные. Иногда даже не разобрать, что изображено – фигуры слишком непонятно примитивны. Но есть легенда на монетах, буквы, например, на монетах правителя Оффы – правителя Мерсии, это англо-саксы, VIII-IX век – мы уже четко читаем «Оффа». Это имя короля. Т.е., имя правителя уже появляется на легенде.
В отдельной витрине клады западноевропейских монет, которые представлены в нашем собрании. Вот в этом медном котле был найден в 70-е годы XX века довольно большой клад, более 1000 медных монет, относящихся ко времени правления королевы Кристины Шведской. Это XVII век. Такие клады очень характерны для наших пограничных областей со Швецией. И их довольно часто находят. Но такой вот клад, чтобы целый комплекс был – и котел сохранился шведский, а это, безусловно, шведского производства котел, и монеты, и плита медная внутри – это уникальная находка».
Кирилл Орлов, хранитель русских монет с древнейших времен до Ивана Грозного:
«В первой витрине представлено начало денежной чеканки на Руси. Центральные экспонаты этой витрины, так называемые златники и сребреники. Златники князя Владимира Святославича, Владимира Святого. Сребреники его же и Святополка Окаянного, а также Ярослава Мудрого, которые чеканились в Новгороде. Они здесь представлены не изолированно, а в окружении тех государств, с которыми торговля велась – монеты арабских государств, монеты Византии, откуда был заимствован, как мы бы сейчас сказали, дизайн, монеты западноевропейских государств этого же периода, и гривны, весовое серебро, которое служило сырьем для изготовления монет.
Первоначальный чекан был довольно кратковременный. После Ярослава Мудрого наступает безмонетный период. И только при Дмитрии Донском чеканка возобновляется. До этого в ходу была только монета Золотой Орды, и первоначально «дизайн» очень напоминает золотоордынский. Первые монеты Дмитрия Донского содержат еще арабскую надпись на обороте.
Здесь представлены монеты основных русских княжеств. Мы, конечно, не смогли разметить все. Иногда даже очень маленькие города чеканили свои монеты, и у нас здесь представлено даже несколько монет города Торжок, вольного города.
В одной из витрин представлена схема, как производили эти монеты из серебряной или медной проволоки. Изображения на монетах очень разнообразные. Это и мифологические персонажи, какие-то птицы, фантастические звери. Крайне разнообразные изображения».
Татьяна Фурасьева, младший научный сотрудник, специалист по русской нумизматике царского периода:
«Царский период в истории – это XVI-XVII век, с царствования Ивана Грозного и до Петра Первого. Мы видим серебряные копейки Ивана IV. Эта монета, серебряная чешуя, это единственная монета, которая у нас ходила в течение этих двух веков. Другой монеты у нас не было. Чешуей эта монета называется, потому что она очень похожа на рыбьи чешуйки по размеру и по виду. Это связано с технологией изготовления. Проволочная технология изготовления. Тянулась проволока. Она нарезалась на небольшие кусочки, эти кусочки плющились, и потом уже на эти заготовки с помощью ручного молота наносился штемпель. Они очень неравномерные, очень ассиметричные. Но другой техники изготовления монет на Руси XVI-XVII века не было из-за отсутствия собственной сырьевой базы. Отчасти поэтому у нас было такое отсталое денежное обращение в это время. И первая попытка унифицировать нашу денежную систему с западной была предпринята при Алексее Михайловиче. Следующий раздел иллюстрирует все этапы этой реформы».
Представленные фотографии, конечно, отчасти иллюстрируют рассказ, но лучше все-таки, послушав специалистов, пойти и внимательно рассмотреть все те экспонаты, которые были упомянуты в передаче.
Постоянная экспозиция отдела находится на третьем этаже Зимнего Дворца прямо над Восточной галереей – портретной галереей Дома Романовых.
Мы продолжим рассказывать об отделе нумизматики в следующих программах.
ФОТО – Екатерина Степанова