Программа «Пастырский час»
Прямой эфир 21 января 2016 г., 20:30
Программу ведет иерей Артемий Корыхалов
Вопрос: Здравствуйте, батюшка. Что такое нимбы на иконах? Что они означают? Нельзя писать иконы без нимбов?
Отвечает священник Артемий Корыхалов: Нимб на иконе – это символ святости. Святые, Божия Матерь изображаются с нимбом, ореолом святости, знаком святой жизни человека. Есть и другие различные символы, у иконы очень богатая символика.
Икона предназначается для молитвы. Это образ, предназначенный, чтобы перед ним возносить молитву. И, видя образ, возносить свои мысли к первообразу, тому, кто изображен на иконе (Бог, Пресвятая Богородица, тот или иной святой). Икона – наша помощница в молитве. Помогает нашему уму сконцентрироваться, возвыситься к духовному миру. Таким образом, у иконы есть свое функциональное назначение.
Например, в контексте праздника Крещения Господня можно вспомнить про икону праздника Богоявления – Крещения Господня.
Традиционно на иконах Крещения изображаются река Иордан, Христос, Иоанн Креститель, также ангелов изображают на иконах Крещения. Есть еще интересный момент: иногда можно встретить изображение старца, сидящего недалеко от реки Иордан или в самих водах. Спрашивают: что это за изображение? Что за старик? Это – персонификация вод реки Иордан. Это античная традиция, согласно которой стихии или материальные сущности могли изображаться символически.
Например, стих псалма: «Моря виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Псалом 113). «Моря виде и побеже» – это отсылка к событиям Ветхого Завета – прохождению Моисея сквозь море, когда оно расступилось. В этом новозаветные авторы видели символ Крещения, омывания водами. О море и о реке говорится в человеческих категориях, понятиях. Может быть, поэтому существует такая церковная традиция персонифицированного изображения вод. Поэтому в вопросе символики иконы надо всякий раз смотреть, обращаться к разным специальным источникам, что-то в Интернете можно найти безусловно.
Кстати говоря, здесь могу привести мнение, подкрепленное данными современных библейских исследований, профессора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева), что само описание в Евангелиях события Крещения – это тоже икона. Это не просто историческое описание, хронологическое фиксирование произошедших событий, а такое иконографическое описание, в котором – глубокая символика.
И святыни тоже могут пониматься как символы нашего соединения с Богом. Само слово символ образовано от греческого «соединяю». Христианские святыни – это мостики, которые соединяют нас с Богом. Посредством святынь мы получаем благодать, мы приобщаемся к благодати. Например, в этом отношении святая вода (крещенская или освященная малым чином) – символ нашего духовного обновления, через который мы получаем от Господа благодать. И сами эти святыни несут в себе не только и не столько символическое значение, но и реальным образом, онтологически содержат в себе, условно говоря, частицы благодати, которая через них действует. Они наполнены благодатью и мы с их помощью черпаем эту благодать.
Текст: О.Б.Качаева