«Возвращение в Петербург»
Андрей Борисович Рыжков, топонимист, член Топонимической комиссии Петербурга
Эфир 1 февраля 2021 г.
АУДИО + ТЕКСТ
Продолжаем наш рассказ о топонимических итогах 2020 года. Сегодня речь пойдет о возвращениях (и невозвращениях) исторических названий, причем не только в Петербурге.
Андрей Рыжков:
Единственным примером исторической реставрации в петербургской топонимике в минувшем году стало уже упомянутое в нашей прошлой передаче возвращение исторического названия платформе Дудергоф. Этот железнодорожный объект был открыт в 1875 году, когда в Дудергофе началось активное дачное строительство. Платформа избежала смены названия в 1944 году, когда сам Дудергоф превратился в поселок Нагорное. Но после очередного переименования поселка в 1950 году, на этот раз в Можайский, платформа стала называться Можайская. Сам Дудергоф официально вернулся на карту в 2016 году, уже в качестве «исторического района», а не населенного пункта. Однако с названием платформы, несмотря на обращения местных жителей, дело несколько затянулось, пока в 2020 году наши топонимисты не воспользовались удачным случаем.
Одобрив просьбу РЖД о переименовании другой платформы — Красные Зори — в Михайловскую Дачу, Топонимическая комиссия сразу напомнила железнодорожникам о возвращении Дудергофа, которое в результате и состоялось минувшей осенью. Большое спасибо надо сказать РЖД за внимание к нашей исторической топонимии: в 2010 году было возвращено название платформе Сергиево (бывшая Володарская), а в 2013 году — станции Царское Село (первой пассажирской станции в России). Ну и, конечно, за то, что в самые сложные политические времена железнодорожники сохраняли названия Гатчины, Павловска, Нового и Старого Петергофа, Ораниенбаума…
На платформе уже висят новые указатели «Дудергоф», а единственной минорной ноткой в этой картине выглядит пребывающее в запустении здание бывшего дудергофского вокзала — охраняемый памятник архитектуры, построенный по проекту архитектора С.Н. Лазарева-Станищева. Как всегда, надеемся, что топонимическое возрождение послужит толчком к возрождению архитектурному.
Подводя итоги – говорим только о перспективах, но не о фактах.
В остальном же на примере 2020 года в Петербурге можно говорить только о перспективах, но не о фактах возвращений. Но поводов для оптимизма в январе 2021 года по сравнению, например, с январем прошлогодним, все же больше.
В начале 2020 года мы задавались вопросом: что это за таинственное дополнительное выявление мнения жителей, о котором писали чиновники в ответ на обращения петербуржцев по возвращениям. И вот оказалось, что это была не фигура речи для очередной отписки, а реально найденная форма опроса. В 2020 году таких опросов (в электронном виде, на сайте правительства Санкт-Петербурга) успели провести целых два: в мае-июне о возвращении Смоляной улицы вместо улицы Книпович, а в августе-сентябре — о возвращении Головинского переулка вместо Красногвардейского.
Результаты этих опросов более чем впечатляют. В обоих случаях за возвращения высказались более 80% участников (из общего числа 3600 по Смоляной и 2800 по Головинскому).
Кстати, форму открытого опроса ранее рекомендовала для таких случаев и Топонимическая комиссия. Почему именно открытый опрос, а не социологическое исследование? Нам важно знать мнение заинтересованных, неравнодушных петербуржцев, а соцопрос, хотя и более репрезентативен, этого не обеспечивает, он больше подходит для каких-то общих вопросов. Например, по градостроительной тематике у нас проводятся общественные слушания. На них приходят именно те, кому важно конкретное изменение городского пространства.
По данным последних опросов, более 80% участников – за возвращение исторических топонимов Петербурга.
Второй важный организационный вопрос — степень охвата жителей при организации опроса. Есть такое мнение, которого придерживаются даже и некоторые чиновники: судьбу названий улиц должны решать жители этих улиц. На наш взгляд, хоть это и выглядит сверхдемократично, такое сужение аудитории опроса неуместно по простой причине: имена петербургских улиц — это не собственность их жителей, а культурное достояние всех петербуржцев, и учитывать мнение граждан по поводу каждой улицы нужно в масштабе города.
Однако во что же эти результаты воплотились на деле? Могущественный орган исполнительной власти, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) фактически занял позицию по блокированию любых возвращений, утверждая, что решать вопрос о смене названия улицы вправе только жильцы расположенных на ней многоквартирных домов (при этом почему-то игнорируя обитателей ИЖС). Некоторым образом, КИО берет на себя функции Топонимической комиссии, но, как бы то ни было, а без «визы» этого уважаемого комитета никакой проект постановления о возвращении названия на стол губернатору не ляжет.
В своем стремлении «защитить интересы жильцов» КИО не стесняется и возрождать многократно опровергнутую страшилку о «смене всех документов»! Даже становится немного боязно за тех же жильцов — а ну как (если какую-то улицу все же переименуют) КИО будет и с ними обращаться в документальном смысле не в соответствии с нормами права, а со своим «внутренним убеждением»?
Уважаемые петербуржцы! Закон на вашей стороне, и если какой-то чиновник-самодур требует от вас «поменять документы» после переименования вашей улицы, немедленно обращайтесь в Топонимическую комиссию, и мы будем его ставить на место! Совсем недавно комиссия получила очередное подтверждение от Росреестра, МВД и налоговой службы о том, что никакой необходимости в смене регистрационных или правоустанавливающих документов при переименовании улицы нет!
См. также:
Тем не менее, по последним сведениям, КИО все же согласовал возвращение Смоляной улицы. Но пока это постановление не подписано губернатором, дальнейшая тактика и стратегия возвращения исторических названий в Петербурге не ясна.
Надеемся на хорошие новости.
Давайте немного отвлечемся от Петербурга. Основания для этого есть, поскольку совсем недавно в общероссийском топонимическом масштабе о себе заявил древний калужский город Таруса. Депутаты его городской думы осенью 2020 года, в полном соответствии с законодательством, взяли и вернули все исторические названия тарусским улицам.
Что тут началось! Взорвалось двадцать информационных бомб! В Тарусе немедленно высадился десант КПРФ, а также небезызвестной сетевой организации «Суть времени». Митинги на улицах, мир перевернулся, власовцы с бандеровцами захватили Тарусу и т.п. стандартный набор демагогических штампов выплеснулся в пространство. Депутаты, надо отдать им должное, держались как могли. Но, видимо, активность «идеологов невозвращения» не ограничилась улицами и интернетом. Нашлись у них сторонники и в высоких кабинетах, а в результате уже практически свершившееся возвращение… отложили на 2 года. Как тут не вспомнить печальную историю с Петербургской улицей в Петрозаводске, да и с Николаевским вокзалом в Москве (который не продержался в свое время и одного дня).
Но, надо сказать, в Петербурге все же не предвидится такой опасности с отменой какого-то будущего возвращения, хотя, пример в новейшей истории имеется — недолгое возрождение Лештукова переулка (вместо переулка Джамбула). Эта перестраховочная логика власти — изначальное препятствие для возвращения тех же Рождественских улиц. И по ним никакого оптимизма на текущий год нет.
И все же в 2020 году мы добились успеха, хотя и не успели ничего вернуть в названиях улиц. Все, кто принимал участие в опросах, доказали, что вопросы возвращения — не удел маргиналов, что они волнуют не какую-то кучку городских сумасшедших во главе с Топонимической комиссией, а многих и многих петербуржцев. И среди тех, кого они волнуют – подавляющее большинство выступают за возвращения.
И поскольку предложения о возвращениях исторических названий продолжают поступать, пожалуйста, следите за объявлениями о топонимических опросах на сайте городского правительства.
Такая конструкция для нас звучит примерно как «улица Невский Проспект».
В заключение скажем несколько слов о неожиданной проблеме в области топонимики, которую нам неожиданно «обеспечил» Минфин РФ.
Это достойное ведомство разработало перечень статусных частей (улицы, проезды, переулки и т.д.), которые допустимо использовать при адресации объектов недвижимости. Какое отношение может в принципе иметь Минфин к топонимике — загадка, но раз ему такое право было дано, он его и реализовал, как сумел. В итоге в перечне «разрешенных» статусных частей не оказалось «дорог» и «линий».
Хорошо еще, что закон не позволяет на этом основании менять ранее присвоенные адреса. Но если на какой-нибудь линии Васильевского острова возводят новое здание, то теперь единственный вариант его будущего адреса — «улица N-ая Линия».
Именно так произошло в Петрозаводске при попытке вернуть историческое название Заводской линии — она превратилась в: «улица Заводская Линия». Такая конструкция для нас звучит примерно как «улица Невский Проспект».
Чем провинились первые «статусные части» Петербурга? Ведь «линии» у нас закрепились гораздо раньше «улиц», еще с 1710-х годов. И даже большевики не покушались на номерные линии Васильевского острова. Ответ Минфина таков: «мы занимаемся стандартизацией, а ваши линии — нестандартны».
Поскольку в упомянутом перечне в качестве допустимых к существованию присутствуют «тракты», можно предположить, что составлял его чиновник родом с Волги или из Сибири, где такая статусная часть очень популярна, а линий, очевидно, нет.
И «спасибо» Минфину, который нашел в Петербурге только две беды: дороги и линии.
Подробнее об этом – в статье Андрея Рыжкова в «Санкт-Петербургских ведомостях». Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (6840) от 12.01.2021 под заголовком «Бюрократы на Марсовом поле», а на сайте издания он назван «Топонимический беспредел. Линии и дороги могут исчезнуть с карты Петербурга».
Мы постараемся оповещать вас о новых опросах по поводу возвращения исторических названий здесь: «Имена Петербурга».