6+

В этом году исполнилось не только 15 лет радио «Град Петров», но и 5 лет программе «Слово Патриарха» в нашем эфире

Ратников 2

Интервью с Александром Ратниковым, редактором публицистических программ, руководителем службы репортажей

Ноябрь 2015 г.

 

— В этом году исполняется 15 лет радиостанции «Град Петров» и 5 лет программе «Слово Патриарха», которую Вы готовите к эфиру.

 

— Да, в октябре 2015 года исполняется ровно 5 лет программе «Слово Патриарха» в эфире радио «Град Петров».

 

— Получается, эта программа на 10-летие радио стала подарком слушателям?

 

— Да, у нас в архиве существуют и более ранние программы, но вот такая регулярная передача, которая стала выходить 5 дней в неделю, появилась на 10-летие радио. Все проповеди, все встречи Святейшего Патриарха Кирилла – они есть в нашем архиве, начиная и с более раннего времени, и они были в нашем эфире. Но потом мы решили давать в эфир слово Патриарха, что называется, «с колес» – вот он сказал слово, и оно как можно раньше попасть в эфир. Но, к сожалению, на сегодняшний день у нас нет в пуле Патриарха сотрудника, мы не можем оплачивать эту должность, поэтому мы пользуемся современными технологиями – заходим на сайт Патриархия.ру, скачиваем видео и преобразуем в аудио, а я привожу запись в соответствие с форматом – у нас передача «Слово Патриарха» 10-минутная.

 

— То есть что-то приходится все-таки вырезать?

 

— Да. Это, конечно, страшная ответственность. Приходится от какой-то части выступления отказываться. Но иногда – невозможно отказаться, и мы делаем две передачи на основе одного выступления. Потому что сказанные мысли – они интересны, они актуальны, и хочется донести до слушателей всё, что было сказано.

 

— Я получаю рассылку, в которой кратко говорится, где, когда выступил Патриарх, о чем сказал, и небольшая цитата. И знаете, я заметила, что когда идешь смотреть в интернете полный текст выступления – то ловишь себя на мысли, что вот я бы другие выделила цитаты, чем это сделали те, кто готовил пресс-релиз, рассылку. Здесь многое зависит от конкретного человека. Когда я слышу по радио выступление Патриарха – я слышу все-таки цельный текст. Причем, что дает радио, и чего не дает текстовая рассылка, например – радио дает услышать эмоцию, как бы силу слова уловить. Если проповедник говорит с энергией веры – радио позволяет это передать. Мне нравится эта программа, она одновременно и динамична, сжата, но и дать мысль довольно полно тоже получается.

 

— У нас довольно много отзывов от слушателей на эту программу.

 

— Что говорят в отзывах?

 

— В основном интересуются, когда можно послушать, обычно в связи с церковными праздниками.

 

— Еще про одну Вашу программу хочу спросить – «Взгляд со стороны». Тема программы — что писала светская пресса о религии и Церкви. Программа выходит в конце каждой недели, и тоже несколько лет Вы следите за этой темой, то есть, невольно анализируете ее. Как за последние годы изменился характер публикаций на тему Церкви в светской прессе, на Ваш взгляд?

 

— Программа «Взгляд со стороны» – это не самостоятельная программа, она выходит в рамках программы «Неделя». 10-минутная программа, в которой нужно рассказать, что писала светская пресса о религии. И, надо сказать, пишут много, так что даже трудно вместить обозрение всех публикаций в эти 10 минут в неделю. В чем смысл программы? Мы вначале задумывали, что программа будет даже с оттенком юмора, потому что многие публикации были написаны в церковном отношении людьми довольно неграмотными. С удовольствием отмечаю, что за последние 5 лет светские журналисты, которые пишут на религиозные темы, очень профессионально выросли, я даже предполагаю, что многие из них прошли курсы катехизации.

 

— То есть для Вас главное – подмечать не что пишут, а как пишут?

 

— Да. И такая работа требует огромного количества времени.

 

— Но радует же, что так много в светской прессе материалов о религии вообще, о православии в частности? И каково Ваше впечатление, стали ли писать на эти темы больше за последние 5 лет?

 

— Не думаю, что больше или меньше. Всегда много было материалов. Но они разные.

 

— То есть разные позиции у журналистов?

 

— Конечно. И у журналистов, и у конкретных изданий. Я даже знаю, как то или иное издание напишет про какую-то тему. Потом, количество материалов не всегда одинаково, оно зависит от появления какой-то важной темы в новостях. Сейчас это – события в Сирии, Исламское государство.

 

— То есть, казалось бы, это внешнеполитическая тема, а светская пресса о ней пишет и с религиозной точки зрения. И по-другому никак – это же религиозная тема – ИГИЛ.

 

— Конечно. Надо же писать о том, что они проповедуют, чего хотят.

 

— Но всё-таки, было ли Вами замечено движение в какую-то сторону за последние годы в светской прессе в отношении того, как пишут о религии?

 

— Так это опять же зависит от издания. Одни двигались в одну сторону, другие в другую. Редакционная политика у всех существует.

 

— То есть в отношении церковной проблематики светские издания разделяются во мнениях?

 

— Конечно! Они совершенно по-разному смотрят на одно и то же событие. Это и правильно, по-другому и быть не может.

 

— То есть нет такой проблемы, что церковные СМИ смотрят на проблему так, а светские – иначе? Например, в каком-то вопросе первые «за», а вторые – «против»?

 

— Ничего подобного нет.

 

— Мне кажется, что в 90-е годы, когда в смысле информированности вроде бы всё открылось, но ничего не дошло еще до людей, тогда все средства массовой информации писали на религиозные темы, но что писали? Какой праздник, что положено в этот день делать, какие народные приметы, как печь куличи и красить яйца и т.д. – все писали об этом. А сегодня –светские СМИ перестали об этом писать, но не стали меньше писать о церковной жизни, а стали затрагивать какие-то более серьезные темы.

 

— Да, более глубокие.

 

— И все равно – все СМИ пишут о религии, о Церкви.

 

— Это свидетельствует, что и в обществе появилось более углубленное отношение к тому, что связано с религиозностью, с верой.

 

— То есть даже если общество в целом не очень религиозное у нас, процент церковных людей невысок, но церковное сознание все же присуще и живое, развивающееся церковное сознание – в общем-то в светском общественном пространстве мы видим. Потому что СМИ нам демонстрируют стабильно высокую степень интереса к церковным темам в обществе?

 

— Вот мне повезло – я в ограду Церкви вошел в те самые ранние 90-ые. И я сам прошел все эти этапы развития. И когда я пришел на радио «Град Петров» – тут мое церковное становление проходило уже как становление православного журналиста. Мне повезло в том, что я, в церковном понимании, возрастал вместе со всей страной. И я со слушателями говорю на одном языке, о том, что сейчас востребовано, сейчас интересно.

 

— По поводу еще одной Вашей программы – «Давайте разберемся», в которой Вы, в частности, общаетесь с миром чиновников, задавая им разные вопросы. Какие темы в этой программе Вы поднимали? И какие у Вас впечатления от общения с миром чиновников – какова у них реакция на церковных журналистов?

 

— Скажу сразу: взаимной любви у нас не получилось с чиновниками. Вот недавно была запись очередной программы, и гость меня спрашивает: «А почему вы так нас, чиновников, не любите?» А я ему отвечаю: «А вы-то меня любите? Вы нас, тех, для кого вы работаете, любите?» Нет взаимной любви и понимания. К сожалению, каждый из нас, вероятно, сталкивался с этим: с совершенным равнодушием со стороны чиновников к тому, чем они занимаются. И люди, обращаясь к чиновникам, чувствуют себя как просители, которым ничего «не положено».  С другой стороны, чиновники, как и все люди, совершенно разные. То есть чиновник тоже человек, давайте с этого начнем. Они видят и свои недостатки, и недостатки своего комитета, управления и т.д. и очень остро об этом говорят. Но они остро об этом говорят, когда микрофон выключен. В коридоре, перед программой, за чашкой чая, после программы – они остро и умно говорят о проблемах, они показывают готовность бороться с недостатками… Но как только в студии включается микрофон – они готовы в лучшем случае представить доклад о достижениях.

 

Ратников

 

— Какие темы Вы поднимали в программах?  С какими вопросами Вы обращались за ответами к чиновникам, курирующим ту или иную тему?

 

—  Конечно, вопросы в основном социальные. Могу сказать, что Комитет по социальной политике Петербурга в общении с журналистами работает без сбоев. Им есть что сказать, и люди есть, которые придут и дадут ответы. Уполномоченный по правам ребенка Светлана Юрьевна Агапитова – человек, у которого масса дел, и у нее не хватает людей в аппарате, но она всегда находит возможность ответить на вопросы. Правда, она всегда это делает вечером, после окончания своего рабочего дня – тогда она может приехать и к нам в студии, записывать передачу. Иногда – в выходные просит записать с ней программу, т.к. у нее не бывает свободного времени в течение ее рабочего дня. Но отказа я никогда не получал. И отзывы от слушателей есть: спасибо за конкретные ответы от Светланы Агапитовой. Вот, кстати МВД, полиция с нами сотрудничают хорошо, и если могут, всегда отвечают на вопросы, присылают сотрудников для участия в программе. А вот прокуратура никогда не отзывалась ни на одну тему, ни разу не прислали сотрудника, и пресс-служба нашей прокуратуры обычно просто никак не реагирует на приглашения и вопросы от СМИ.

 

— А как Вы объясняете, что они должны отвечать на вопросы от СМИ?

 

— Что они должны отчитываться перед народом за свою работу, а делать это удобнее всего через СМИ.

 

— А не связано ли их нежелание принимать участие в Вашей программе с тем, что Вы представляете церковное СМИ?

 

— Возможно. Не всякий чиновник, надо сказать, хочет «светиться» в церковном СМИ.

 

— Правда?

 

— Да, такое бывает.

 

— А какие из социальных тем были самые трудные? Программа называется «Давайте разберемся» – с какой темой разобраться было труднее всего?

 

— С пенсионной реформой. В конце очередной программы на эту тему я понял, что я не понимаю ничего.

 

— А какой же тогда вывод в итоге? И какова польза от этих программ слушателям?

 

— Вывод в том, что если система настолько запутанна, то невольно начинаешь подозревать, что тебя где-то обманывают, и вместо чего-то созидательного, люди начинают все творческие силы тратить на то, чтобы понять: а где же, где же именно меня обманули? Так что, наверное, в этом случае надо не разбираться в том, что сделано таким образом, что разобраться невозможно, а надо менять систему в сторону более понятного, более прозрачного ее варианта, чтобы людям было понятно – к этому надо стремиться не только в журналистской работе, а и в работе тех, кто задумывает и воплощает в жизнь такую пенсионную систему. Вот почему такая сложная пенсионная система, а в итоге многим пожилым людям не хватает денег на еду? Я уже не говорю о лекарствах. А пожилые люди намного более нуждаются в медицинской помощи, чем работающие! Как так получилось – что такие сложные подсчеты в итоге оставляют множество людей, много в своей жизни трудившихся, ни с чем? Или, например, чиновники мне отвечают: «Средняя пенсия по стране нормальная, 20 тысяч», – я им говорю, что это как «средняя температура по больнице нормальная».

 

— То есть программа «Давайте разберемся» – это программа о справедливости?

 

— Нам хотелось бы, чтобы это была программа о справедливости. Причем не только в смысле государство-общество, чиновники-народ, а и наши семьи, например, была тема в этих программах – отношение к пожилым людям. Не секрет, что отношение взрослых детей к престарелым родителям бывает далеко от идеала. Более того, оно бывает просто отвратительным, и люди остаются на старости лет одни, наедине со своим возрастом, со своими болезнями, и даже иногда без жилья. Какие еще были темы: реформа школьного образования, реформа армии…

 

— А бывают ли конкретные результаты Ваших передач?

 

— Наш конкретный результат – это поднятие темы. Мы начинаем говорить о какой-то проблеме – и люди задумываются, и какие-то решения даже находятся (например, мы рассказали о хороших проектах помощи одиноким пожилым людям). И чиновники тоже задумываются! И иногда – даже начинают действовать, или более активно действовать. Приведу пример – в какой-то период практически весь город у нас был заполнен уродливо расклеенными объявлениями про интим-услуги. Мы делали цикл программ, приглашали к ответу соотвествующих чиновников, и ими были приняты меры со своей стороны, и люди тоже стали на улицах сами снимать эти объявления, следить – в своем районе, на своей улице… Или такой пример: в нашем эфире было интервью с главой Центра св.Иринея Лионского А.Дворкиным, мы задавали вопрос – что делать, когда в городе появляются псевдо-часовни с псевдо-мощами, и там начинают какие-то аферисты зарабатывать на этом. Он ответил – нужна активность православных, нужно вызывать милицию, писать обращения. А мы начали цикл программ на эту тему, звонили в соответствующие комитеты, задавали вопросы чиновникам, которые курируют рекламоносители и т.д. И к шестой передаче уже были сняты и убраны городскими властями практически все рекламоносители. А потом и псевдо-часовни закрылись почти все. Теперь не у 7 станций метро эта сомнительная деятельность существует, а только у одной, но мошенники вынуждены уже раздавать свои листовки, и уже такого размаха, как был, у них не получается – мы обратили на эту тему внимание чиновников и они приняли меры.

 

— То есть даже если чиновник не очень стремится прийти и публично, в эфире радио дать ответ на болезненный вопрос, то уже сам факт, что ему звонят из СМИ и просят дать ответ, уже заставляет его уделить проблеме больше внимания?

 

— Конечно. Неоднократно так и было. Хотя, еще раз скажу, не все чиновники так реагируют. Есть и такие чиновники, такие комитеты, которые не желают реагировать вообще.

 

— В ближайшее время какую тему будете поднимать в этой программе?

 

— Сейчас начнется цикл программ, посвященных семейному насилию. Тема большая и сложная.

 

— Кого из чиновников пригласите?

 

— Разных, и не только чиновников, но и психологов, будет, например, интервью с протоиереем Андреем Лоргусом. А в прямом эфире отвечать на вопросы будет Уполномоченный по правам человека в Петербурге А.В.Шишлов.

 

— А планы на будущее?

 

— Есть план поднять тему импортозамещения в сельском хозяйстве.

 

— А совсем страшные, жесткие темы беретесь обсуждать? Например, тему смерти, морга, похорон – это очень страшная тема.

 

— Да, тема очень болезненная. Буду иметь в виду на будущее. В планах у нас также тема о детской порнографии в интернете – оказалось, чиновники не очень охотно занимаются обращениями от граждан по этому вопросу. То есть, когда родители находят в контактах своих детей такие вот сайты и обращаются в соответствующие надзорные организации – встречают, оказывается, непонимание. Хочу я сделать программу о спорте. Нужен ли православным спорт? Или вот когда покупают игрока в футбольный клуб за миллионы – нужно ли на это реагировать обществу? Ведь многих это возмущает, говорят: лучше бы больным детям эти деньги отдали, с одной стороны, а с другой стороны, в обществе существуют и болельщики, для которых спорт – объединяющий их интерес. Экология – тоже тема, на которую хотелось бы поговорить в наших программах. Когда я готовлю к эфиру программу «Слово Патриарха», я тоже намечаю себе темы в другие передачи – про экологию – это оттуда. Также его мысль была о том, что Церковь привносит в общественное сознание нравственные ценности. Тема экологии – это также и нравственная тема, не разрушать природу, не загрязнять Богом данную землю – это наша нравственная ответственность.

 

— Радио «Град Петров» подошло к возрасту 15 лет – в соизмерении с человеком это поздний подростковый период, начало вступления во взрослую жизнь. Многое меняется в этот возрастной период. Какие-то изменения в православном радиовещании, которое готовит радио «Град Петров», Вы предполагаете нужными?

 

— Мы должны учитывать, как изменился ритм жизни современного человека, и ритм восприятия информации. Эфир должен становиться ритмичнее. Как руководитель репортажного отдела я должен признать, что репортажи должны быть намного короче, чем у нас. Не может быть репортажа по 10 – 15 минут.

 

— Но так же можно многое потерять. Например, я только что слышала репортаж, который был записан в урочище Койранкангас, это закрытая зона Ржевского артиллерийского полигона, и там раз в год служится панихида по жертвам красного террора. И в репортаже прозвучали две проповеди, как я понимаю, наверное, почти целиком – это же такой подарок для слушателей, когда они могут услышать эти важные слова полностью как они были сказаны, а не какой-то полминутный фрагмент. Тем более, что очень сильные слова там прозвучали, редко такие где можно услышать.

 

— Так в том-то и дело! Репортаж прозвучит два – три раза, кто-то послушает полностью, а кто-то нет. А должен быть репортаж – короткий, в новостях, его все слышат, знают, что за событие только что произошло, а передача должна выходить отдельно, в другом формате. Но это потребует, конечно, и увеличения штата сотрудников. То есть, первое – штат нужно увеличивать. Второе – должен быть ведущий эфира, это тоже отдельная работа, которой сейчас нет. Третье – и технически нужно всё переделать, у нас оборудование очень устарело.

 

— Всё что Вы сказали, зависит от соответствующей материальной базы.

 

— В том-то и дело. Развитие наше будет зависеть от наличия средств на развитие.

 

— А есть перспективы увеличения финансирования?

 

— Для нас, для сотрудников редакции главное – знать, чего мы хотим, понимать, что надо делать и как. Вопрос финансирования – он отдельно от редакции, от производства программ существует. Но мы все переживаем и об этом тоже. Для журналиста главное качественно делать свою работу. Это очень ответственная работа, тем более, что это не просто радио, а православное радио. Поэтому главное – любить свою работу и делать ее хорошо даже за мизерную зарплату.

 

— А это не высокие слова?

 

— Для профессионала – нет. Профессионал просто не умеет делать плохо.

 

— Но журналист – он всегда вызывал в обществе сомнения в своей искренности. Кажется, он пишет, говорит, показывает то, что надо редакции, или рекламодателю даже. Кто гарантирует, что в церковном СМИ это принципиально не так?

 

— А тут не надо ничего доказывать, нужно просто качественно делать свое дело – и это люди видят и тогда они верят тому, что им пишут, говорят, показывают. Невозможно красиво рассказать о том, что некрасиво – сразу будет видно, при всем старании рассказчика, что это «липа» и «халтура». Вот у нас часто приводят присказку «журналист – это вторая древнейшая профессия», а это такая глупая фраза! Потому что журналист – это такая же профессия, как и все остальные. Например, фармацевт – он может сделать лекарство хорошо, а может не досыпать или пересыпать чего-то в него, или вообще сделать яд, или даже заниматься исключительно производством и продажей ядов, но он же профессионал – он может и жизни спасать, и новые лекарства даже предлагать. Так же и журналист – всё то же самое. Мы работаем на радио с сознанием, что люди у радиоприемников – наши слушатели – они нам верят, и мы не можем их обмануть.

 

— Недавно широко обсуждалась тема «выгорания» священников. А у православных журналистов есть такая проблема?

 

— Дело не в журналисте, и не в православном журналисте, дело в человеке. Если происходит «выгорание», если человек «перегорел», то он в профессии перегорел – значит, плохо был в ней подготовлен профессионально. Выгорание – это как масло в лампадке закончилось и всё, лампадка потухла. Это от человека зависит, есть в нем это масло, или нет. Нет – значит, такой человек. Так что, мое мнение: устать – да, можно, «выгореть» – нет.

 

— Мы имеем три вида получения информации: текст, аудио, видео. В чем разница этих видов для православного потребителя продукции средств массовой информации?

 

— С популярность текстовой информации в интернете понятно – ты можешь прокрутить быстро текст, если тебе он не интересен, в конец, «пробежать глазами». С аудио и видео сложнее – надо всё досмотреть, надо целиком прослушать. Но что важно: в телевизоре нас ждет готовая картинка – она уже навязывает нам какую-то информацию, не дает места нашему воображению и размышлению. А радио занимает совершенно особое место – аудиоформат позволяет включать собственное воображение, включать свое внимание к слову. Например, восприятие музыки: если показывать картинки под музыку, то восприятие музыки будет уже ниже. То же и здесь. Хотя, нужны нам все форматы, надо выбирать и комбинировать.

 

— А с какими телеканалами Вы бы сравнили радио «Град Петров»?

 

— Ни с одним телеканалом не могу сравнить. На мой взгляд, по телевизору нечего смотреть, за редким исключением. Вообще мне кажется большой ошибкой желание создателей православных телепрограмм обязательно дать «правильную картинку», а она получается не жизненной. С другой стороны, это трудно – делать картинку. Радио в этом смысле как формату информационному повезло – такой проблемы у радиовещания просто нет.

 

Беседовала Марина Лобанова

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru