Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость: иерей Димитрий Симонов
Прямой эфир 24 января 2016 г., 16:30
Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете им. Герцена отец Димитрий Симонов. Начнем с того, что у нас начинаются Международные Рождественские образовательные чтения и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда выступил с пресс-конференцией и, в частности, сказал, что Церковь интересует не только предмет «Основы Православной культуры», но и общее состояние образования, поскольку это очень влияет на общество. Насколько важно для Церкви образованное общество? Всегда считалось, что религиозные взгляды базируются на необразованных людях, в Советском Союзе нас так учили.
Иерей Димитрий Симонов: К сожалению, есть очень жуткий стереотип в обществе, что Церковь и образование – вещи совершенно разные, и во многом он навеян советской пропагандой, когда религия противопоставлялась науке. На каком-то этапе я даже устал читать апологетические книжки и устал людям объяснять, что многие ученые были верующими, что все главные Европейские университеты появились благодаря Церкви и одной из престижных кафедр в университете всегда была теология. До появления университетов образование в Европе сохранялось в монастырях. Именно монахи сохраняли книжную культуру, были распространителями и носителями образования, культуры. Мне кажется, что это ясно, как дважды два. В советское время Церковь стали воспринимать, как каких-то аутсайдеров, хотя кое-кто в Церкви дает почву для таких мнений, я неоднократно встречал такие «духовные советы»: «Ты не думай, Господь образование не спросит!..»
Александр Крупинин: Я помню, протопоп Аввакум писал своей духовной дочери, что нечего заниматься философией, все это и без тебя решат.
Иерей Димитрий Симонов: Такие позиции внутренне противоречат культурной традиции христианства. Мы можем, например, обратиться к трудам богословов ХХ века (вспомнилось название одной из работ отца Георгия Флоровского – «Христианство – религия историков»), в которых явно показана связь науки (в частности, истории, филологии) со многими церковными дисциплинами. Церковь в своих лучших произведениях, в своих лучших представителях всегда свидетельствовала о том, что отличие секты от Церкви прежде всего в том, что в Церкви – люди свободные, живые носители Предания, которое они знают, образованные, и каждый хорошо делает свое дело. Это не те люди, которые недообразованы и поэтому ими легко манипулировать, как раз наоборот. И Церкви иногда приходилось радикально бороться с таким подходом, когда кто-то или некая группа лиц заявляли, что образование – это нечто чужое, ненужное, что религия – это только «постись, молись, стой на коленях».
Александр Крупинин: Это исторический экскурс, но хотелось бы понять сегодняшнюю ситуацию. У Вас ведь дети учатся в школе, интересно Ваше мнение о современном состоянии образования в России, по сравнению с тем, когда учились мы.
Иерей Димитрий Симонов: Есть плюсы и минусы. У современных школьников есть доступ к более широкой литературе в книжных магазинах, плюс наличие компьютеров с возможностью подключиться к знанию довольно быстро, и найти в интернете любую нужную информацию.
Александр Крупинин: Это все хорошо, но не касается системы образования, это просто технический уровень общества.
Иерей Димитрий Симонов: Да, но это все внедряется в системе образования и хорошие учителя это активно используют. Плюс возможность детям выехать в некоторые музеи, которые тоже оборудованы интерактивными программами, мультимедийными средствами. И еще современные дети, по моему мнению, чересчур перегружены домашними заданиями, они не успевают отдыхать.
Александр Крупинин: Не так давно на Гайдаровском форуме выступал Герман Греф, глава Сбербанка России, и, в частности, говорил, что Россия проиграла соревнование с миром, стала «дауншифтером», и единственное, что сейчас еще можно изменить – это систему образования, все остальное изменить невозможно. Вся система образования заключается в том, что в детей напихивают знания, а не учат их самостоятельно мыслить.
Иерей Димитрий Симонов: Отчасти я бы с этим согласился. Мне кажется, очень важно помогать ребенку находить себя и реализовываться. А это напихивание знаниями – общая наша система поощряет не совсем верный подход, когда у ребенка по всем предметам «хорошо». У прилежного ребенка могут быть неплохие оценки по всем предметам, но человека не могут интересовать все предметы, есть какие-то приоритеты и какие-то возможности поощрения интересов, развития ребенка в этом направлении и на фоне этого – какое-то творческое развитие, способность самостоятельно мыслить, принимать решения. Ведь нередко люди работают просто «на оценку» и привыкают к этому. Потом он приходит на работу, у него может не хватать каких-то знаний, но он знает, что можно плохо сделать свою работу, главное – сделать красивый отчет. Никакой реальности за этим не стоит. Наши дутые отчеты как-то всех устраивают.
Александр Крупинин: Это суть бюрократической системы, никакого реального критерия на самом деле нет. Но это другая тема. А вот по поводу того, что Церковь интересуется образованием: это очень важно, чтобы люди были думающими у нас в стране. И эти процессы не простые, и далеко не всегда положительные, говорит Владимир Легойда.
Иерей Димитрий Симонов: Человек образованный может употребить свое знание, знает, в какую сторону его направить, а если хочет получить новые знания – знает, к чему обратиться. Сейчас вокруг присутствия Церкви в образовании довольно странная полемика: есть люди, кричащие «Церковь, руки прочь от образования» и «вон попов», с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что нельзя игнорировать какую-то жизнь общества. Мы не можем игнорировать Церковь, как, например, сказать в астрономии, что вот эту часть звездного неба мы изучаем, а вот эту не хотим. Церковь есть в обществе, она часть нашей истории, и к этому нужно подходить адекватно. Религиозное образование в Израиле или в Италии никого не смущает и не вызывает острых дискуссий.
Александр Крупинин: У нас традиции были сломаны.
Иерей Димитрий Симонов: Должен быть живой, адекватный диалог и каждая из сторон должна уметь относиться критично к себе и терпимо относиться к позиции другого. Люди не умеют уважать позицию собеседника в диалоге. Существует такая позиция: «есть два мнения – моё и неправильное». Нужно научиться друг друга слушать. Образование – это умение слушать. У нас часто полностью заменяют процесс воспитания – образованием, пытаясь возложить на школу то, что должна давать семья. Некоторые родители считают, что их дело – накормить и одеть, а все остальное должна дать школа. Родителей тоже надо воспитывать.
Александр Крупинин: Их воспитывали такие же родители. И роль Церкви здесь тоже имеет значение, если родители церковные. Мне кажется, что просто не до конца определено даже вообще – зачем эта система образования существует. Она традиционно существует, а вот что она должна дать человеку, кем он должен выйти оттуда? Его там должны научить сумме каких-то знаний, чтобы он мог работать, или должны научить ориентироваться в обществе, адаптироваться в нем? Это до конца так и не решенный вопрос.
Иерей Димитрий Симонов: Система образования предполагает и то, и другое, Просто нужно выяснить, чего мы хотим в обществе, и очень важно иметь разные подходы к образованию.
Александр Крупинин: Есть государственный стандарт.
Иерей Димитрий Симонов: Да, он должен давать какую-то умеренную свободу, но при этом не позволить совсем расползтись, когда дети, например, выпустились из школы и знают наизусть Лермонтова, но не знают основ физики или химии.
Александр Крупинин: Председатель финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Рязанский и Михайловский Марк вымыл полы в Рязанской городской больнице скорой помощи. Как это можно прокомментировать? Я читал комментарии по этому поводу в интернете, и многие считают это пиаром. Зачем он пошел мыть полы и нужно ли вообще митрополиту мыть полы в больнице?
Иерей Димитрий Симонов: Но если митрополит хочет помыть пол в больнице, что в этом плохого? Это здорово. Понятно, что если у нас сейчас все епископы отправятся мыть полы в больницы и перестанут выполнять свои непосредственные обязанности, то мы все от этого пострадаем: остановятся хиротонии, принятия каких-то важных решений. Но в какой-то момент, особенно для служения церковного, это очень здорово и важно: это может быть очень хорошим напоминанием о труде простых людей, для пастыря это очень важно, это хороший пример для священников. Даже если это пиар, то это хороший пиар. Это значительно лучше, чем когда какое-нибудь духовное лицо заявляет, что Церковь должна быть богатой, ездить на дорогих машинах, в дорогой одежде – этому в Евангелии подтверждения найти очень сложно. А здесь, может быть, окружающие его священники задумаются: если владыка это делает, то, может, и нам стоит как-то скромнее быть.
Александр Крупинин: Такой поступок значит, что ты – не «небожитель», потому что у нас бывает очень большая грань между епископом и священником, не говоря о мирянах.
Иерей Димитрий Симонов: Это важно для всех: и для самого человека и для тех, кто рядом с ним. Такая скромность действительно помогает. Мы помним, как Иисус Сам определил статус того, кто возглавляет Церковь, когда он умыл ноги своим ученикам, дав им пример. Если у нас в Церкви будет только такой «пиар», то за нас можно порадоваться.
Александр Крупинин: Священники, работающие с группами анонимных алкоголиков, обсуждают возможность причащения безалкогольным вином. Это канонический вопрос, как бы Вы прокомментировали?
Иерей Димитрий Симонов: Мне кажется, что Церковь должна быть готова к тому, чтобы в случае какой-то нужды склониться к человеку, пойти навстречу, учитывая его какие-то особенности. О таких «послаблениях», как, например, благословлять невенчанные браки, речь не идет. Но если на исповедь приходит ребенок, то священник наклоняется к нему или становится на колени, чтобы быть с ним на равных. Идти навстречу людям нуждающимся, переживающим какое-то страдание, внутреннюю борьбу, нужно. И в данном случае канонически, мне кажется, это вполне возможно. В Евангелии написано «Господь взял от плода лозного». Есть определенные теории, которые библеисты выдвигают по этому поводу, и они зависят от времени сбора винограда. Но в целом, если мы канонически будем подходить, то речь идет о том, чтобы «от плода лозного». Если это не замена каким-нибудь суррогатом, то можно сказать, что канонического нарушения я лично не вижу, это вполне приемлемо. В традициях Эфиопской церкви, например, священник просто берет виноградную лозу, выдавливает из нее виноградный сок, и прямо на нем служит.
Александр Крупинин: Здесь речь идет даже не о соке, а о безалкогольном вине, приготовленном по специальной технологии.
Иерей Димитрий Симонов: И мне кажется, что в этом нет ничего неканонического. Отец Марк, которого я хорошо знаю, делает одно мудрое замечание. То количество Тела и Крови Господней, которое в Православной Церкви преподаются причастнику, этого очень мало, чтобы провоцировать организм зависимого человека на употребление алкоголя, но психологически человек может сорваться. Поэтому бывают такие состояния, когда люди боятся самой мысли о том, что это вино: запах, даже небольшой вкус могут вызвать потребность в алкоголе. Чтобы этого не случилось, вполне резонно подойти здраво, тем более, мы знаем, что Церковь иногда подходила очень радикально: когда не было вина, начинали на клюквенном соке литургисать, хотя это вообще не канонично, но в тюрьме, в лагерях, куда люди были заключены, другого выхода не было. А в мирных вполне условиях, не нарушая канон, идя навстречу этим людям, которые уже начали процесс реабилитации, сделали шаг навстречу Господу, навстречу исцелению – им надо наоборот всячески помогать. Это дело Церкви: ты болен, ты не можешь встать – тогда я опущусь на колени и буду рядом с тобой, мы будем с тобой вставать вместе. Это очень мудрая позиция и я лично могу только поддержать.
Александр Крупинин: Тут было интересное сообщение, что в Горной Сванетии завершилась «Неделя душ». Это когда приглашают души своих предков к себе домой, там какие-то ритуалы, очевидно связанные с дохристианскими культами, которые вошли в христианство: идут в церковь со свечами, то есть и с христианством у них это связано, все синкретическое такое. Как к этому относиться? Тут сказано, что неизвестно, как Церковь должна к этому относиться.
Иерей Димитрий Симонов: У Церкви довольно большой опыт медленно, но верно такие языческие традиции направлять в нужное русло, постепенно и аккуратно убирая все ненужное. Видно, что этот обряд уже воцерковляется – люди идут в церковь со свечами, молятся.
Александр Крупинин: Потом приходят домой и ждут гостей.
Иерей Димитрий Симонов: Да, я не очень понял, что это за «гости».
Александр Крупинин: Души предков или просто предки.
Иерей Димитрий Симонов: Мне кажется, что если заняться катехизацией и просвещением, духовным образованием в обществе, то потихоньку можно это изжить. Не проехаться на танке по всем традициям, а нужно просто эту традицию воцерковить, развернуть. Не ждать никаких «гостей», а принести главное свидетельство того, что мы идем, молимся, что у Бога все живы, значит, наши молитвы не зря, что мы проявляем свою любовь к умершим только молитвой. А молитва эта стала возможной только благодаря тому, что Христос разбил врата ада и преодолел власть смерти, воскреснув из мертвых. Когда Он победил смерть, стала возможной молитва за усопших, живая связь между усопшими и теми, кто еще продолжает жить. Через такое свидетельство, мне кажется, может все это преодолеть, хотя видно, что это какая-то многовековая традиция.
Александр Крупинин: Ладно, Сванетия, она от нас далеко, и не так значительна. Но есть много всяких традиций и у нас, в России.
Иерей Димитрий Симонов: Действительно, от недознания есть такой языческий ритуализм, совершенно лишенный логики, который иногда приводит к каким-то совершенно жутким казусам. Надо, конечно, просвещать. Особенно много таких суеверий и ритуалов при венчании и погребении. Существует, например, традиция при погребении священнику не есть блины, или нельзя близким родственникам нести гроб покойного, множество суеверий. Эти традиции, или, скорее, суеверия, совершенно лишены внутреннего содержания. Отец Александр Шмеман очень хорошо размышлял на эту тему, когда говорил об обрядах, традиционных для Церкви, что все эти обряды имеют внутреннее наполнение, и в Церкви прекрасно сочетается внешнее и внутренне, душа и тело. А суеверия возникают от панического ужаса перед смертью. Это не свойственный, не долженствующий для христианина подход: это та яма, куда проваливаются люди – и все, поэтому нужно держаться подальше от этого всего, пережить этот момент похорон, не дай Бог что-то не так сделаешь на кладбище – сам туда скоро попадешь. Как любое суеверие, оно порождает массу страха, каких-то примитивных выводов. И отсутствие логики, полупаническое состояние – это все чуждо Церкви. Батюшки, особенно которые служат рядом с кладбищами, с печальными глазами, уже на полуавтомате объясняют людям, что все это не имеет отношения к христианству, к спасению души, загробной участи усопшего. Церковь – против этих суеверий, христианство призывает к совершенно иному переживанию смерти.
Александр Крупинин: По поводу празднования Пасхи: и Папа Римский, и Архиепископ Кентерберийский обсуждают единую дату празднования для всех христиан. Как Вы смотрите на это?
Иерей Димитрий Симонов: Мне кажется, что это прекрасно. Если, несмотря на все разделения в христианском мире, все-таки такие праздники будут праздноваться вместе – это имеет огромное значение. Церковь переживала это довольно остро еще в IV веке. Ведь одно из самых серьезных решений Первого Вселенского Собора (помимо принятия Символа Веры) как раз было связано с днем празднования Пасхи, потому что Запад и Восток по-разному праздновали, и были приняты правила, которые способствуют этому. Мне очень понравилось, что Православная Церковь озвучила свою позицию: давайте опираться на юлианский календарь. Потому что, если мы рассчитываем Пасху по григорианскому календарю, то это как раз идет вразрез с решением Первого Вселенского Собора.
Александр Крупинин: Тогда не было григорианского календаря.
Иерей Димитрий Симонов: Да. Но смысл был такой, что Пасха христианская не должна быть раньше иудейской. А если рассчитывать по григорианскому календарю, то такое случается. Мне кажется, что это очень хорошо. Нередко раздаются голоса о том, что все-таки древние Вселенские Соборы признают «Символ веры», признают их многие христиане, даже протестанты (не только классические лютеране), давайте тогда серьезно отнесемся к этим правилам Вселенских Соборов. Мне кажется, это будет великолепно, если христиане всего мира будут праздновать Пасху…
Александр Крупинин: Так, как мы.
Иерей Димитрий Симонов: Нет, будут праздновать так, как ее предложили праздновать христиане более чем полторы тысячи лет назад. А тогда Церковь вышла только-только из-под гонений, и для Церкви было очень остро ощущение того, что разделение – болезненно.
Текст: Н.М. Лукьянова