6+

Византийская логика

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Гость: Оксана Юрьевна Гончарко

Цикл бесед «Византийская логика»

Тема: византийская логика и ее предметная область

Эфир: 11 августа 2022 г.

АУДИО

 

В рамках нового цикла бесед гостем в нашей студии станет Гончарко Оксана Юрьевна, кандидат философских наук, научный сотрудник Русской христианской гуманитарной академии, специалист по византийской логике и истории логических идей в античной и средневековой мысли.

В цикле бесед «Византийская логика» Оксана Юрьевна расскажет об особенностях восприятия логики в Византии, использовании логики в византийских богословии и риторике, а также о логическом осмыслении византийцами парадоксов и анекдотов.

Напоминаем, что программа «Исследования и исследователи» («И&И») выходит каждый четверг в 21.40 (повтор в пятницу в 15.10).

Программа посвящена понятию византийской логики, особенностям логики в византийской риторике и в восточно-христианском богословии, современным исследованиям истории логических идей в Византии.

 

Оксана Гончарко:

 

Мне кажется, что, как для древнего грека, так и для любого современного (и не обязательно грека) «логика» является двусмысленным словом. С одной стороны, логика это то, что мы с вами используем начиная с 9-10-месячного возраста (когда мы начинаем понимать первые логические закономерности – если вы подползете к краю кровати, то вы упадете). С этого я начинаю любой курс по логике в университете: для того, чтобы мыслить логично, не нужно изучать логику.

Логика оказывается вписанной в нашу структуру мышления. То ли это такая структура сознания, то ли это некий антропологический фактор, который от рождения наделяет нас способностью к логическому мышлению.

В другом смысле мы употребляем слово «логика» в смысле науки о мышлении. Здесь возникает то, что делает, например, Аристотель в своем Органоне (кстати, Аристотель логику не называл логикой. Он называл этот раздел аналитикой).

Думаю, что ни для кого не станет сюрпризом информация о том, что логик может быть много и что их можно выстраивать по-разному. Но это не значит, что в «реальной» жизни мы всеми ими пользуемся. То есть, никто не рассуждает строго силлогистически в своем пределе. Поэтому, для анализа нашего повседневного мышления, а тем более, для анализа какого-либо богословского материала, нам требуются некоторые более сложные логики, которые нуждаются в расширениях, которые описывали бы те тонкости и интеллектуальные ходы, которые мы производим в нашем реальном (в том числе, религиозном) опыте. Здесь возникает такой раздел логического знания, который обозначают как «неклассические логики» и который оказывается применимым к различным богословским проблемам.

Интересно отметить, что многие византийские авторы мыслят как современные неклассические логики. Они расширяют логический аппарат Аристотеля и не канонизируют его подходы. Они вполне могут позволить себе нарушить закон противоречия. Например, для описания христологии оказывается возможным введение так называемого второго тождества и второго отрицания.

Применение логики в Византии было прежде всего богословским, риторическим, эпистолографическим, политическим… По сути своей логика давала византийцам некоторый инструментарий, который можно было бы применить к конкретным насущным вопросам.

Вообще, употребление логики было самым разнообразным. Я могу сказать, что, например, в житии патриарха Никифора четыре раза употребляется слово «силлогизм».

К термину «византийская логика» существует двоякое отношение у специалистов, которые занимаются этой темой. Есть исследователи, которые считают, что это словосочетание неверно само по себе, а верно говорить «логика в Византии». Мне же нравится словосочетание «специфически-византийская форма логики». Для выявления этой специфики нужно понять, как, к примеру, влияло православное богословие на появление тех средств, которые обогащали логику.

Возьмем, к примеру, иконопочитательскую традицию. Сторонники иконопочитания в период Второго иконоборчества вводят специальное понятие второго тождества, которое расширило логику для возможности отождествить Христа и Его образ по тождеству ипостаси и разотождествить по тождеству природы.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru