6+

«Византийские толкования VII-XV веков на Божественную литургию»

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гость: преподаватель Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак

Книга: «Византийские толкования VII-XV веков на Божественную литургию» Рене Борнера

АУДИО

 

Марина Лобанова: Книга Рене Борнера «Византийские толкования VII-XV веков на Божественную литургию» вышла в издательстве Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета в 2015 году в серии Культурный центр «Духовная библиотека». Это совместный научно-издательский проект Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, Культурного центра «Духовная библиотека» и Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Книга напечатана по благословению митрополита Волоколамского Иллариона  — председателя Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

Как много мы говорим о том, что центральное в православном вероисповедании, в церковной жизни  — это литургия! И при этом как мало у нас книг про литургию!

 

Константин Махлак: Книг достаточно много, но часто они носят вводный, общий характер. В этом плане книга, которая перед нами лежит, совсем другого рода — это настоящее научное исследование, посвящённое, как из названия это и следует, византийским толкованиям на Божественную Литургию, начиная с  седьмого века и заканчивая уже веком пятнадцатым. Это очевидный рубеж византийского богословия. Перед нами целая традиция, достаточно разнообразная, очень интересная, к которой мы можем обратиться, читая это исследование.

Эта книга появилась в русском переводе сравнительно недавно. Хотя она написана давно (вышла в свет еще в 1966 году), но, видите, до нас долго доходит.

 

Марина Лобанова: В 1966-м она вышла по-французски? То есть, видимо, отец Александр Шмеман её по-французски читал?

 

Константин Махлак: Я думаю, что он её читал по-французски, как и все желающие приобщится к этому значительному научному труду. Не знаю, есть ли другие переводы. Книга небольшая по объёму, но насыщенная и интересная.

 

Марина Лобанова: Предисловие к книге написал священник Михаил Желтов. Он отмечает, что «…такому выдающемуся богослову, как протопресвитер Александр Шмеман, труд Рене Борнера категорически не понравился. И в своих дневниках он отозвался об этом труде очень критично». Шмеман пишет о том, а зачем это всё надо? Откуда какие пошли слова в литургии, как это возникло, когда возникло, как было в этом веке, как было в том веке? Как это толковали в этом веке? Как толковали в том веке? Зачем всё это надо?

 

Константин Махлак: Я примерно понимаю, почему отец Александр Шмеман высказался так критически. Дело в том, что он вообще был противником того, что можно в широком смысле назвать философией, причём в несколько схоластическом, может быть, духе. Он был противником того,  что можно назвать комментарием на комментарий. Он был скорее экзистенциалистом, но в особом смысле слова, может быть, не в философском.

 

Марина Лобанова: Здесь приводится в предисловии цитата из Шмемана: «Чтение книги Рене Борнера о византийских литургических комментариях. Лишний раз убеждаюсь в своей отчужденности от Византии, если не в некоей даже враждебности к ней. В Библии – «масса воздуха», в Византии какой-то вечно «спертый воздух». Все тяжеловесно, и все как-то изнутри неподвижно, окаменело. И, как только спускаешься с высот – Палама и других, немножко глупо. Комментарии к Литургии Германа Константинопольского – это какое-то духовное убожество… Нагромождение символов, пустых объяснений, липкого благочестия. Дьяконы – ангелы; пресвитеры – Авраам, Исаак и Иаков. Зачем всё это нужно…»

 

Константин Махлак: Для Шмемана, как такого экзистенциалиста, это кажется избыточным, нелепым, слишком многословным, пустословным. Но здесь надо исторически взглянуть на эту тему, тогда откроется и смысл, и богатство всей этой традиции. Потому что перед нами очень специфическая сторона православного богословия, византийского богословия. Это сторона нашего святоотеческого наследия теснейшим образом связана с античной философией.

 

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru