6+

Владимир Николаевич Лосский

В Н Лосский 2

«Радиолекторий»

Константин Андреевич Махлак

История русской религиозной философии

АУДИО

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ. В.Н.ЛОССКИЙ

Константин Андреевич Махлак

В цикле К.А. Махлака по истории русской религиозной философии 83 лекции.

Лекции 82-83 посвящены Владимиру Николаевичу Лосскому – пожалуй, самому востребованному на родине в пост-советский период русскому богослову XX века. Его знаменитый «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» называют одной из главных православных книг XX века. Многие прямо считают, что это «лучшая богословская книга». Итак, богослов «парижской школы», деятель Русского Зарубежья, основоположник «неопатристического синтеза» в православном богословии, сын известного философа Николая Онуфриевича Лосского сегодня воспринимается нами одним из тех русских богословов, которые, оказавшись в Зарубежье, провозгласили в православном богословии «освобождение от западного пленения».

 

К.А. Махлак:

«Имя В.Н. Лосского неразрывно связано с историей православного богословия в XX веке, с историей Русской Православной Церкви в диаспоре.

Неожиданная и вполне славянофильская франкоцентричность Лосского – это и своего рода культуроцентричность, сближающая его, например, с Флоровским. Как и Флоровский, «святое чудо» Франции Лосский связывает с церковью, при этом не с католической, что было бы естественно, но с православной. Православие – своего рода «старообрядчество» Европы, потерянная, но пробивающаяся сквозь напластования латинства и германства истинная экклезиологическая идентичность Франции.

Обращает на себя внимание интересный мотив, казалось бы, повторяющий устойчивые элементы «русского мифа»: соборность, личностность, свобода, органичность – у Хомякова способны трансформироваться в «английский миф», у Лосского – во французский.

Еще один важный мотив, впоследствии ставший центральным: акцент на персоне, личности. Личностность и станет связующим звеном между частным и соборным, свободой и иерархией, культурой в ее посюсторонности и эсхатологической интенцией веры. И вновь весь комплекс идей будет заключен в образе церкви. Исходные интуиции для образа церкви и его персонологического основания у Лосского можно разделить на две основные линии: христианская персонология II-XIV веков и новоевропейская культурная и интеллектуальная традиция XIX-XX веков. Как показывают последние исследования, персонологический поворот в творчестве Лосского был своего рода реакцией на развитие этой темы в немецкой классической философии, а потом в экзистенциализме. Конечно, нельзя не отметить и влияние русской религиозной философии, а также русской классической литературы. Как можно понять из автобиографической повести «Семь дней по дорогам Франции», Лосский вполне сознательно апеллировал к славянофильскому наследию, а также, например, к идее «вселенской отзывчивости» Ф.М. Достоевского.

При всем желании, с одной стороны, «воцерковить» личность, с другой, избежать деперсонализации в стиле философии всеединства (например, «симфонической личности» Л. Карсавина) до конца не удается. Ведь единство Предания, т.е. веры, как и единство литургической жизни церкви, сохраняется из века в век, но «феноменология» церковной жизни не находит непротиворечивого «онтологического» основания, ставка Лосского на личность оказывается недостаточно обоснована и в целом зависима от романтической персонологии. Тем не менее, экклезиология и учение о личности В.Н. Лосского стали уникальным опытом соединения идей культуры Серебряного века и православной духовной традиции».

 

Константин Андреевич Махлак – преподаватель Института богословия и философии, кандидат наук, доцент. Автор монографии и ряда статей по истории философии и культуры, а также об актуальных проблемах православного богословия. Автор цикла бесед на радио «Град Петров»: «Экклезиология. История православного учения о Церкви», «Троица. Церковь. Дух», «Святые отцы богословы», ведущий программы «Книжное обозрение».

 

В своих лекциях автор предлагает проникнуться настроением и направлением течения русской философской мысли, в которой даже факты биографии актуальны только в том случае, если подчеркивают особенности мысли того или иного представителя русского религиозного интеллектуализма.

 

 

Лекции 82-83 (аудио):

 

Лекция 82

 

Лекция 83

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Константин Андреевич Махлак

История русской философии

Цикл лекций

 

Передача 1. Введение

Передача 2. Петр Чаадаев

Передача 3. Славянофилы

Передачи 4-5. Алексей Хомяков

Передачи 6-7. Иван Киреевский

Передачи 8-9. Константин Леонтьев

Передачи 10-17. Владимир Соловьев

Передачи 18-21. Сергий Булгаков

Передачи 22-24. Павел Флоренский

Передачи 25-28. Семен Франк

Передачи 29-31. Василий Розанов

Передачи 32-35. Николай Бердяев

Передачи 36-38. Лев Шестов

Передачи 39-42. Лев Карсавин

Передачи 43-45. Николай Лосский

Передачи 46-49. Сергей Трубецкой

Передачи 50-52. Евгений Трубецкой

Передачи 53-56. Иван Ильин

Передачи 57-60. Федор Степун

Передачи 61-62. Борис Вышеславцев

Передачи 63-67. Алексей Лосев

Передача 68. Владимир Эрн

Передача 69. Густав Шпет

Передачи 70-73. Дмитрий Мережковский

Передачи 74-77. Василий Зеньковский

Передачи 78-80. Георгий Флоровский

Передачи 82-83. Владимир Лосский

 

См. также:

Алексей Степанович Хомяков

Радиолекторий. К.А. Махлак. История русской религиозной философии. Лекции 3 — 5. АУДИО

Иван Васильевич Киреевский

Радиолекторий. К.А. Махлак. История русской религиозной философии. Лекции 6 — 7. АУДИО

Владимир Сергеевич Соловьев

Радиолекторий. К.А. Махлак. История русской религиозной философии. Лекции 11 — 17. АУДИО

Протоиерей Сергий Булгаков

Радиолекторий. К.А. Махлак. История русской религиозной философии. Лекции 18 — 21. АУДИО

Протоиерей Георгий Флоровский

Радиолекторий. К.А. Махлак. История русской религиозной философии. Лекции 78 — 81. АУДИО

Беседы с создателем «Слова богослова»

Темы бесед, записанных летом 2019 года: богословское образование в Петербурге и в Кембридже; социальные аспекты самовосприятия православного человека в постсоветской России; богослов протоиерей Джон Бэр и его мысли о духовном рассуждении; Церковь и секуляризация; христианство и аристократизм

История русского богословия

В нашем эфире уже много лет почти ежедневно звучит голос знаменитого богослова протопресвитера Александра Шмемана. А голос его соратника на ниве богословия и ближайшего друга протопресвитера Иоанна Мейендорфа вы услышите в этой уникальной архивной аудиозаписи. АУДИО

«Литургическое богословие» отца Александра Шмемана: литургия смерти, литургия свободы, литургия культуры

В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак сравнивает две публикации протопресвитера Александра Шмемана – «Литургия смерти и современная культура» и «Свобода и Предание в Церкви». АУДИО

«Он искал тех, кто Бога еще не знает»

4 августа 2023 г. – 20 лет со дня кончины митрополита Антония Сурожского. Сборник цитат из передач радио «Град Петров»: «Только то, что исходит от своего сердца, доходит до Бога»

Новое о Троице

В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» принимает участие автор книги «Догмат о Пресвятой Троице. Новые пути осмысления» Тимур Туровцев. Эфир 2 апреля 2023 г. АУДИО

30 лет богословского образования для всех

В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО

Оливье Клеман. К 100-летию

«Читайте святых отцов!». Программа «Книжное обозрение» посвящена 100-летию Оливье Клемана. Беседуют Марина Лобанова и преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Махлак. АУДИО

Отец Александр Шмеман. 100 лет со дня рождения

Жизнь – это литургия, а не литургия – жизнь. В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак говорят о 100-летии протопресвитера Александра Шмемана. АУДИО

«Не приумножим – потеряем»

Беседа с современным богословом Олегом Давыдовым, доктором философских наук, автором книги «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия». Программа «Книжное обозрение». Эфир 20 июня 2021 г. АУДИО

Апофатика снова царит в богословии

«Избавление от иллюзорного комфорта окончательности наших идей». Программа Марины Лобановой «Встреча» продолжает знакомить с новыми богословскими концепциями. Светлана Коначёва рассказывает об одном из самых обсуждаемых и непривычных направлений в современной теологии. Передача первая. Эфир 11 сентября 2021 г. АУДИО

«Мы подготовили больше двух сотен богословов». К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии — интервью с ректором

К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии в нашем эфире вышло интервью с ректором – Петром Александровичем Сапроновым. Институт среди немногих отечественных центров гуманитарной науки стоял у истоков возрождения богословского образования в постсоветской России. 13 октября 2017 г. АУДИО

«Догмат о Троице появился в то время, когда он был всем понятен»

«Почва для триадологического догмата была хорошо подготовлена и иудейской ветхозаветной традицией, и античной философской мыслью». В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» о православной триадологии рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Передача 2. АУДИО + ТЕКСТ

Экклезиология

С 21 октября 2018 года в нашем эфире выходит новый цикл программ в рубрике «Радиолекторий», он посвящен Церкви как предмету богословия. Автор – преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. АНОНС

Экклезиология. История православного учения о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени

В цикле передач «Экклезиология» преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак прослеживает развитие христианского представления о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени

Наверх

Рейтинг@Mail.ru