Программа Марины Лобановой
«Возвращение в Петербург»
Гость: Александр Игоревич Мраморнов, историк Собора 1917-1918 годов, главный редактор издательства «Спасское дело»
Тема: 100-летие Петроградского процесса, увековечение мучеников и исповедников в год 100-летия процесса, благотворительный концерт 1 июня 2022 года
АУДИО
Фрагмент стенограммы Петроградского процесса
Красиков: В чем Вы понимаете христианство?
Казанский: В деятельности, в жизни.
Это четвертый выпуск программы «Возвращение в Петербург», который посвящен 100-летию кампании по изъятию церковных ценностей и памяти мучеников Петроградского процесса 1922 года.
«На сегодняшний день их память практически не увековечена», – говорит Александр Мраморнов, главный редактор издательства «Спасское дело», которое объявило сбор средств на издание материалов Петроградского процесса «над церковниками» (Дела митрополита Вениамина) и изготовление мемориальной доски в память этого суда над Петроградским митрополитом и еще 80 обвиняемыми, которая должна появиться на здании Санкт-Петербургской филармонии, где проходил этот процесс.
1 июня 2022 г. Санкт-Петербурге состоится благотворительный концерт к 100-летию Петроградского процесса. Ровно 100 лет назад в северной столице были невинно осуждены (четверо – казнены) мученики Петроградского дела: митрополит Вениамин (Казанский), а также трое его помощников-юристов (один из них – архимандрит). Грандиозное публичное судилище вошло в историю как «Петроградский процесс над церковниками». Происходило это в помещениях Санкт-Петербургской филармонии в июне 1922 г. К столетию Петроградского процесса издательство «Спасское дело» организует в Малом зале Санкт-Петербургской Филармонии благотворительный концерт памяти невинных мучеников и страдальцев, участников процесса, среди которых были епископ Венедикт (Плотников), настоятель петроградского подворья Троице-Сергиевой лавры архимандрит Сергий (Шеин), юристы Ю.П. Новицкий и И.М. Ковшаров, протоиереи Михаил Чельцов и Николай Чуков, композитор С.М. Ляпунов и многие другие. В программе прозвучат произведения русских композиторов – Глинки, Чайковского, Рахманинова, Ляпунова, Шостаковича. Исполнят произведения лауреаты всероссийских и международных конкурсов скрипачка София Колтакова, пианистки Инна Моисеева и Карина Способина, а также «Клевер-квартет» в составе Г. Тадтаева, Л. Михайловского, В. Шуляковского младшего, Игоря Ботвина. Ведущий концерта – главный редактор издательства «Спасское дело» церковный историк Александр Мраморнов. Специальным гостем мероприятия станет родственник семьи Чайковских Д.А. фон Мекк. Доход от продажи билетов и пожертвования, сделанные на концерте, пойдут на научную публикацию стенограммы Петроградского процесса и увековечение памяти его участников.
Марина Лобанова:
Это событие, Петроградский процесс, это же очень близко, это не так давно – 100 лет назад, это рукой подать, на самом деле.
Александр Мраморнов:
Абсолютно. Тут речь, действительно, о близости и хронологической, и топографической, то есть мы рядом с этим местом подготовления к мученичеству ходим ежедневно практически. Знаете, вот люди у нас любят ездить в паломничества, в какой-то монастырь едут… Помните, когда свободное сообщение через границу было доступно – как активно люди ездили во всякие паломничества. Куда только не ездили! И на Святую землю, и к святыням Италии, и на Афон, и по Греции… куда угодно, да, но тут – совершенно близко, действительно, места реального подвига за Христа. Они близко, и чтобы мимо них не проходить без какой-либо мысли, без какого-либо внутреннего содержания, молитвы, вот как раз мы и делаем это напоминание. Вы абсолютно правы, что здесь что-то очень близкое нам, на самом деле.
…
Мы просто не можем обойти это. Конечно, формат академического концерта не предполагает, что мы будем произносить лекцию, много говорить, но какие-то важнейшие факты, важнейшие детали нам надо будет сказать со сцены, потому что, во-первых, не все о них знают, во-вторых, мы стараемся сейчас, готовя программу концерта, связать ее тематически с теми событиями, которые мы вспоминаем. Концерт называется «К 100-летию Петроградского процесса. Памяти невинных мучеников и страдальцев». И здесь мы вспоминаем не только тех, кто в 22 году в итоге были расстреляны: митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и мученики миряне Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий, не только их вспоминаем, мы вспоминаем, действительно, всех 8 десятков участников процесса, которые совершенно невинно были судимы, значительная часть из них осуждены к тем или иным срокам, кроме вот этих расстрелов, мы всех их вспоминаем. Ну, например, среди тех, кого мы вспоминаем, был профессор Петроградской консерватории С.М.Ляпунов, который еще и выдающийся русский композитор. Вот, собственно, его произведение, первая часть его секстета, прозвучит в начале 2 отделения концерта, и, тем самым, мы через его музыку как бы непосредственно попадаем в духовную ауру участников процесса, в творческую, даже можно сказать, их лабораторию. Известен такой факт, что С.М.Ляпунов, сидя на скамье подсудимых в Петроградском революционном трибунале, написал небольшую хоровую пьесу, небольшой хоровое православное произведение «Богородице Дево, радуйся», этот хор сейчас известен, он исполняется. Вот такие факты помогают нам выстраивать тематически программу концерта. И дальше, вот тоже я обращусь ко 2 отделению, там прозвучит большое довольно произведение, важное, сюита для двух фортепиано Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, еще молодого Шостаковича, сочиненная в 1922 году. Шостакович посвятил ее памяти своего отца, который умер в том году, но она носит совершенно мемориальный характер, и поэтому, пожалуй, трудно даже придумать произведение, которое более подходит по стилю, по звучанию к тому времени, которое мы вспоминаем, и, собственно, исторически подходит.
А в первом отделении концерта мы вспоминаем, наверное, предшествующую 22-му году эпоху, и, может быть, даже дореволюционную эпоху, когда происходило становление фигурантов процесса, это такая сложная, межреволюционная эпоха таких турбулентностей в российском обществе, но, тем не менее, не лишенная романтизма, который, конечно, был полностью истреблен после того, как большевики стали действовать. Поэтому это романтическая музыка, но она тоже, отчасти, носит и мемориальный характер, и она будет трогать сердце каждого, кто придет.
…
Концерт проводится не только в пользу издания стенограммы Петроградского процесса, но и в увековечение памяти участников процесса, это очень важно, потому что до сих пор в Петербурге их память практически не увековечена. На том же здании Большого зала Петербургской филармонии до сих пор… там множество разных мемориальных табличек, если вы пройдете там между Итальянской улицей и Невским проспектом, там посмотрите всё это, там разные мемориальные таблички, разные надписи, но там нет ничего о том, что там проходил Петроградский процесс. И вот мы очень хотим, чтобы такая табличка мемориальная появилась.
…
Марина Лобанова:
Как вы считаете, встреча культуры и духовности – что это значит для нас, когда мы не разделяем это, а вот именно такое предложение, с которым вы выступаете – отметить столетие Петроградского процесса вот этим концертом в Малом зале филармонии, тем самым соединить какие-то переживания духовные, которые вы назвали паломничеством к местам мученического подвига, с культурным событием. Насколько это сегодня актуально и действительно ли такая встреча культуры и церкви, культуры и религии может сегодня состояться?
Александр Мраморнов:
Стоит сказать, что в истории музыки, конечно, известны случаи, когда композиторы писали произведения на заказ или чисто технически, но я должен сказать, что уж точно программа нашего концерта включает такие произведения, которые написаны по вдохновению, а, значит, это дело божественного вмешательства и божественного вдохновения, которое, конечно, идет свыше, когда композитор творит. В этом смысле, музыка, написанная так, она стоит в одном ряду с лучшими молитвенными побуждениями человека. Поэтому я здесь даже вообще не разделяю наше воздыхание, которые мы приносим в храм, на божественную службу, и наши переживания, которые мы приносим в филармонический зал, слушая музыку, вспоминая те или иные события, рисуя перед своими глазами те или иные образы благодаря музыке. Я думаю, что это абсолютно вещи одного порядка, которые стоят в одном ряду высших достижений человека. Это не связано с какими-то телесными потребностями человека, с материальными, повседневными, это вот такие потребности человеческой души, и то, и другое. Поэтому наш концерт – это о душе, прежде всего. Но и наш концерт, конечно, о русской истории, о русской культуре. Но и, конечно, он о Христе, о христианстве, это безусловно.
Я напомню вот такие слова, которые буквально на допросе, на Петроградском процессе, на заседании ревтрибунала сказал владыка Вениамин (Казанский), очень коротко. Его следователь спрашивает: «В чем вы понимаете христианство?». Он отвечает: «В деятельности, в жизни».
Жизнь, культура, деятельность человека, а деятельность человека позитивная – это всегда культура, и нам святитель Вениамин отвечает на то, что мы выбираем здесь наиболее уместную форму вспомнить о событиях 1922 года.
…
Марина Лобанова:
И концерт 1 июня 2022 года в Малом зале филармонии имеет цель помочь, поспособствовать в публикации вот этих подлинных слов наших новомучеников, сказанных перед смертью, фактически.
…
Полностью слушайте в АУДИО.
Издательство Спасское дело ВКонтакте.
Анонс концерта на сайте СПб Филармонии.
Сайт издательства «Спасское дело».
См. также:
Программа «Книжное обозрение» помогает изданию «Дела» митрополита Вениамина и анонсирует благотворительный концерт 1 июня в пользу печати этой книги. В программе принимают участие пианистка Инна Моисеева и издатель Александр Мраморнов. Эфир 22 мая 2022 г. АУДИО + ТЕКСТ
Издательство «Спасское дело» и 100-летие 1922 года. В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с историком, издателем, церковным деятелем Александром Мраморновым. Эфир 6 марта 2022 г. АУДИО
12 января 2021 года исполняется 150 лет со дня рождения Василия Павловича Шеина, представителя старинного русского боярского рода, выдающегося российского юриста, члена Поместного Собора 1917-1918 гг., петербургского новомученика
Авторская программа Александра Мраморнова, научного руководителя издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Вспоминаем прошлые выпуски и анонсируем передачи на август
Авторская программа Александра Мраморнова, научного руководителя издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, выходит в нашем эфире к 100-летию Великого Собора. В январе 2018 года передаче «Великий Собор» исполнился год