Добрый вечер, батюшка! Меня зовут Дмитрий, у меня вопрос про одиночество. Господь сказал: “не хорошо быть человеку одному” (Бытие 2:18) и создал Адаму Еву. Адам до грехопадения не был один, он был с Богом и Бог был с ним. Ангелы тоже одинокие, но почему-то по поводу ангелов ничего не сказано. По-моему, одиночество появилось как раз тогда, когда Господь разделил человека на Адама и Еву, потому что Адам, как я понимаю, до появления Евы не был мужчиной, он был цельным существом, скажем так, “среднего рода”. С появлением Евы появилось одиночество. После грехопадения сколько Адамов, сколько Ев, а человек все равно чувствует одиночество…
Отвечает священник Артемий Корыхалов:
Спасибо, очень интересный вопрос. Суждения относительно того, что Адам не имел какого-либо пола или сочетал в себе мужское и женское начало, не новы. Существуют такие мнения и такие богословские высказывания, но нужно понимать, что это еретические высказывания. В данном случае речь идет о так называемой ереси андрогинизма, которая утверждает, что первый человек был адрогином, т.е. существом, сочетавшим в себе женское и мужское начало, а сотворение Евы — это, фактически, расщепление его состава. И каждый человек — это как бы половинка другого, и только когда двое соединяются в браке, получается целостная личность. На самом деле, эта ересь хорошо известна. Могу посоветовать вам замечательную книгу, в которой вы сможете более подробно об этой ереси прочитать, и всем нашим радиослушателям тоже ее рекомендую — это книга православного автора Юрия Зенько, живущего в Петербурге психолога и антрополога, которая называется “Христианская антропология и психология”. Она достаточно объемная по содержанию, но в том, что касается “антропологических” ересей, автор эти темы раскрывает очень подробно, с цитатами из Святых Отцов.
«В популярной литературе, в литературе о браке и семье говорится, что, действительно, брачный союз — воссоединение двух половинок. На самом деле, это ересь…»
Интересно, что ересь андрогинизма была осуждена Церковью, но она до сих пор “пролезает” в разных формах. В популярной литературе, в литературе о браке и семье иногда говорится, что, действительно, брачный союз — воссоединение двух половинок. На самом деле, эта ересь имеет своим основанием некоторые античные представления, в античности они были популярны. Можно упомянуть здесь философа Платона — в его диалоге “Пир” речь шла о том, что люди должны искать свою половинку, а любовь основывается на том, что соединяются два начала.
Был ли Адам одинок? Он был “один в своем роде”. Вот вы упомянули ангелов — ангелов было много, ангельское воинство. Мы знаем, что были сотворены различные чины у ангелов. Вы можете посмотреть раздел догматического богословия, который называется ангелология, он основан на Священном Писании и на творениях Святых Отцов. Господь в каком-то смысле не “одинок”. Евангелие нам открывает, что Бог не только Един, но и троичен в Лицах. Есть такое понятие — внутритроичная Любовь. Есть некое общение внутри Божества: Отец, Сын и Святой Дух. Каждое лицо Святой Троицы — это Бог, но при этом мы не разделяем Их — это не ересь троебожия, которая говорила о том, что есть «три Бога».
«Творение Евы — это не “расщепление” человека на две половинки, а творение новой личности»
Адам, действительно, был один “в своем роде”, его нельзя отнести ни к растениям, ни к животному миру. Это было новое творение Божие. В Ветхом Завете, в книге Бытия используется еврейский глагол “бара”, который означает — “творить нечто новое”. Это такой акт творения, который состоит в произведении абсолютно нового, того, чего раньше не было. У нас, может быть, такого различия в языке нет: когда мы говорим “творить”, мы можем подразумевать и творение из имеющегося материала. Когда используется слово “бара”, то речь идет о принципиально новом творении. Когда Господь творит человека, используется это слово. Адам в этом смысле, действительно, был одинок, поэтому Господь восполняет его одиночество. Но творение Евы — это не “расщепление” человека на две половинки, а творение новой личности. О том, как нам правильно понимать слова относительно того, что Господь сотворил Еву из ребра Адама, может быть множество толкований: и аллегорические, и буквальные. Здесь все зависит от подхода и от школы. В любом случае, Ева соприродна Адаму. Господь творит “еще человека”, который разделит жизнь вместе с Адамом.
Что касается одиночества и того, как его воспринимать, имеет ли оно основание в Священном Писании? Возьмем монахов — насколько их подвиг отшельничества и ухода от мира сего соответствует словам Священного Писания о том, что “нехорошо быть человеку одному”?
«Возьмем монахов — насколько их подвиг отшельничества и ухода от мира сего соответствует словам Священного Писания о том, что “нехорошо быть человеку одному”?»
Есть два пути, на которых человек может совершать дело своего спасения. Нельзя говорить, что какой-то из этих путей — монашество или семейная жизнь — более привилегированный и более правильный. И на том, и на другом пути человек может обрести спасение своей души. Монашество — это стремление человека исполнить евангельские заветы, стремление идти к совершенству, посвятить всего себя Богу.
Мы помним эпизод из Евангелия, когда ко Христу подходит богатый юноша и спрашивает, что нужно для спасения (Мф. 19:16-28). Христос перечисляет заповеди, юноша отвечает, что все их сохранил с юности, и далее Христос предлагает ему путь совершенства — “продай имение твое и раздай нищим… и следуй за Мною” (Мф. 19:21). Здесь юноша опечалился, восскорбел, и даже апостолы удивились — как возможна эта крайняя степень оставления этого мира?
Господь говорит, что спасение осуществляется Богом: “невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18, 18-27). Эта формула — очень важная для сотериологии, учения о спасении. Спасение — процесс, конечно, богочеловеческий, Бог и человек соработники в деле спасения человека. Господь спасает нас, но не без нас.
АУДИО. Передача полностью