6+

Востребованность лжи

«Смысл происходящего»

Прямой эфир 26 декабря 2019 г.

ВИДЕО

 

В программе «Смысл происходящего» главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов и философ, сотрудник Портсмутского университета диакон Алексей Нестерук рассуждают о манипулятивных технологиях в средствах массовой информации, в том числе так называемых «ложных новостях» (fake news).

 

Диакон Алексей Нестерук:

 

«Любая ложь, любая неправда будет вскрыта. Такова структура истины. Мне кажется, истинность соответствует реальности и экзистенциальной правде. Основная проблема fake news, как и вообще любого обмана как такового, состоит в том, что такие сообщения уводят от реальности. А отход от реальности опасен по той причине, что человек теряет ориентацию за пределами реальности. Он погружается в эти новости как в комок отношений, комок коммуникаций, которые не обладают материальным носителем, т.е. референтом по отношению к миру.  Соответственно, логика поведения и принятия решений оказывается оторвана от физической реальности.

 

Fake news – это «достижение» последних десятилетий. И это связано, с моей точки зрения, с принципиальным изменением антропологического состояния человека. Человек меняется, теряет способность к аналитическому суждению о том, что он слышит. Он воспринимает поверхностный текст буквально. И в этом колоссальная проблема, потому что этот текст оказывается внеконтекстуален. И человек, который не знает контекста, может купиться на ложную мысль».

 

Протоиерей Александр Степанов:

 

«До появления интернета существовали авторитетные средства массовой информации, которые работали по определенным принципам. Если, допустим, New York Times публикует какую-то статью, она многократно проверяет те факты, которые там напечатаны. Это принцип работы – проверка и перепроверка. Они отвечают за то, что говорят. Это не означает, что там никогда не бывает ошибок и ложной информации, но эта ложная информация, во-первых, скорее всего, будет неумышленной, во-вторых, они впоследствии обязательно опубликуют опровержение.

 

Чем дальше, тем меньше интереса привлекают надежные источники информации. Есть, конечно, широкие слои населения, которые читают издания с хорошей репутацией, но прочие люди доверяют социальным сетям. Для того, чтобы разместить в интернете информационный ресурс, ничего не нужно. Какой-нибудь блогер, который умеет себя подать и который сумел чем-то понравиться аудитории, который привлек, может быть, своей внешностью, манерой общения или, как говорил Александр Исаевич Солженицын, «социальной близостью», – такому блогеру будет больше доверия, чем проверенному средству массовой информации. Мне кажется, ни в коем случае нельзя черпать информацию из такого рода источников».

 

ВИДЕО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru