6+

«Все образованные люди стремились реформировать духовную, церковную и общественную жизнь»

 

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Реформация и её влияние на европейскую культуру»

Гость: Антон Владимирович Тихомиров, доктор теологии, ректор теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви России

Тема: духовные и культурные предпосылки Реформации

Эфир: 21 октября 2021 г.

АУДИО

 

В рамках нового цикла бесед гостем в нашей студии станет Антон Владимирович Тихомиров, доктор теологии, ректор теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви России, специалист по истории Реформации и лютеранскому богословию. В цикле бесед «Реформация и её влияние на европейскую культуру» Антон Владимирович расскажет о духовных, социальных и экономических предпосылках Реформации, её основных богословских идеях и культурном значении становления протестантизма для европейской цивилизации в Новое и Новейшее время.

 

Напоминаем, что программа «Исследования и исследователи» («И&И») выходит каждый четверг в 21.40 (повтор в пятницу в 15.10).

 

Программа посвящена историческим особенностям состояния европейской культуры конца XV – начала XVI вв. и тем процессам, которые привели к появлению трёх основных идей преобразования форм духовной жизни и церковного устройства.

 

 

Антон Тихомиров:

 

Конец XV – начало XVI вв. – это эпоха, которая проходит под девизом «реформации». Это слово придумал не Лютер и его сподвижники. Это было общим требованием времени. Все сколько-нибудь образованные люди стремились к тому, чтобы духовная, церковная и общественная жизнь должны быть реформированы.

Концепций реформации выдвигалось три.

 

Первая концепция заключалась в следующем. Раз человек ощущает себя уязвимым и проклятым, то ему нужно предоставить как можно больше простых, понятных и доступных утешений. Грубо говоря, строить храмы в шаговой доступности, делать так, чтобы человек на каждом углу мог встретить церковь, чтобы у него была возможность получать благодать, помолившись перед определёнными иконами, перед поклонными крестами, совершить паломничество, приобрести индульгенции. То есть в рамках этой концепции задумывалось доносить благодать материальным образом как можно ближе к обычному человеку.

Вторая концепция реформации заключалась в следующем. Раз человек всё больше осознаёт себя, то он испытывает всё больше и больше неких внутренних потребностей. В то время растёт грамотность, входит в моду чтение, происходит развитие искусств и того, что мы сегодня могли бы назвать предшественником науки. Люди во всё это вовлекаются, всем этим интересуются.

 

Эта концепция говорила о том, что нужно каким-то образом осуществить очень тонкую заботу о человеческой душе: нужно, чтобы человек духовно рос, но рос сам лично. Не стоит предлагать ему «карманные» утешения, которые можно взять с собой или повесить у себя на стену, а стоит озаботиться о его духовном росте, то есть отвечать на его глубинные потребности и одновременно воспитывать человека, чтобы он становился всё более и более утончённым.

 

Это тот путь, который предлагал великий гуманист – Эразм Роттердамский. И это тот путь, по которому пошёл один из великих реформаторов, Ульрих Цвингли.

Третья из концепций реформации (можно посчитать её разновидностью второй) говорила о том, что Церковь должна стать авангардом человеческой культуры, Церковь должна заботиться, чтобы развивались искусства, чтобы развивались науки (в понимании того времени). Чтобы стать таким авангардом, церковь должна иметь чёткую и ясную структуру. Этот центр – Папская курия во главе с Папой Римским. Поэтому в рамках данной концепции очень важно расширять и усиливать Папскую курию. Но не ради власти как таковой, а для того, чтобы вести человечество вперёд.

 

На эту концепцию впоследствии наткнулся Мартин Лютер и ряд других его сподвижников. И реакцией на эту концепцию стал проект реформации самого Лютера.

Важно подчеркнуть, что, на самом деле, когда пошли непосредственно реформаторские процессы, спор вёлся не между реформаторами и антиреформаторами, а спор вёлся между реформаторами разных направлений.

 

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

О премудростной энергии

В рамках программы «Исследования и исследователи» в нашем эфире – цикл бесед Артема Гравина с Дмитрием Бирюковым об учении Григория Паламы. Тема этого выпуска – виды энергий в паламитском богословии. Эфир 14 октября 2021 г. АУДИО

Теория и практика в паламитском богословии

В рамках программы «Исследования и исследователи» в нашем эфире начался цикл бесед Артема Гравина с Дмитрием Бирюковым об учении Григория Паламы. Эфир 16 сентября 2021 г. АУДИО

«Из жизни идей». АНОНС

С 3 октября 2021 г. слушайте в эфире новую программу Александра Крупинина и Артема Гравина «Из жизни идей». Первый эфир будет посвящён идее свободы в её исторических воплощениях и мировоззренческих преломлениях: свобода в различных культурах, антиномия свободы и необходимости, религиозное понимание свободы, социально-политическое измерение свободы

Программа «Архивная история». АНОНС

Каждый последний понедельник месяца слушайте беседы с сотрудниками Санкт-Петербургского Института истории РАН, научная деятельность которых в разной степени причастна к коллекции Николая Петровича Лихачева

АНОНС: программа «Исследования и исследователи» («И&И»)

Каждый христианин призван разумно осмыслять свою веру, свою культуру и актуальные проблемы современности. Слушайте каждый четверг в 21.40 (повторение в пятницу в 15.10)

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru