Программа Екатерины Степановой
«Время Эрмитажа»
Радиоэкскурсия по выставке «Часовое искусство. Часы XVI – XVII веков в собрании Эрмитажа»
Эфир 10, 17 и 24 июня 2017 г., 14:30
В Синей спальне Зимнего дворца продолжается выставка «Часовое искусство. Часы XVI – XVII веков в собрании Эрмитажа». Ее работа продлена до января 2018 года. Экспозиция не просто интересная, но и очень познавательная. Через специальные лупы можно рассмотреть все детали механизма и декора часов. Всего в витринах расположилось около сотни «хранителей времени».
Специально для слушателей радио «Град Петров» экскурсию по экспозиции проводит куратор и автор концепции выставки, заместитель заведующего Отделом западноевропейского прикладного искусства Ольга Григорьевна Костюк.
«Обычно на выставках мы стараемся представить экспонаты по хронологическому принципу. Но в данном случае, поскольку временной разрыв не очень велик, вещей сохранилось не так много, – в Эрмитаже сохранилось около ста экземпляров часов 16-17 веков – то мы старались показать основные этапы, наиболее характерные для этого вида художественного творчества.
Одна витрина целиком посвящена приборам для измерения времени, которые предшествовали механическим часам. Это были солнечные часы, песочные, различные другие приборы, по которым человек пытался определить себя во времени, какие-то навигационные инструменты, и самые ранние часы, сделанные мастерами 16 века. Все эти приборы, предшествовавшие механическим часам, не ушли из употребления с появлением механических, но уступили им пальму первенства. Но у нас есть даже предметы из этого разряда, в производстве которых принимал участие Петр I.
Конечно, с именем Петра I очень много связано и закупок часовых произведений. Почему я так несколько пафосно говорю «часовые произведения»? Потому что появившиеся часовые механизмы стали таким интересным объектом, в котором отразились и достижения науки, мысли, механики. И, конечно, поскольку часы были редкостью, то стоили они очень дорого. Делали их из дорогих металлов, украшали драгоценными камнями. Обладать ими могли люди только достаточно богатые – первые лица государства или знатные вельможи. Часовщики могли работать только для какого-то монарха. Были известны как придворные ювелиры, так и придворные часовщики.
По документам известно, что очень часто часовщик мог делать все сам. Он создавал и механизм, и придумывал, какую коробочку он сделает, которая потом станет футляром, чтобы эти часы носились и показывали время. Но в 17 веке было уже и разделение труда, когда один мастер делал часовой механизм, такие часовые механизмы уже были предметом экспорта, и мы можем видеть, что такие часовые механизмы вставлялись в различные коробочки, сделанные мастерами различных школ.
Если мы подойдем к часам, которые выставлены в открытом виде, и даже показана их задняя плата, сердце часов, то мы увидим, как мастер относился с почтением к каждому элементу. Основной механизм часов закрывался специальной пластиной – личинкой. И эта личинка настолько декоративно замечательна – в ней мы встречаем чеканные изображения, гравированные, иногда филигранные, иногда даже украшенные эмалью или драгоценными камнями – эти изображения настолько замечательны, что даже теперь в мире есть коллекционеры, которые собирают только личинки, и такие коллекции насчитывают несколько тысяч экземпляров.
Гравированные орнаменты очень часто содержали в себе изображения, символизировавшие то, как человек чувствует себя в окружающем пространстве. Такие изображения сопровождались символическими надписями – «Время идет», «Время отбирает у нас все самое главное», «Время течет безвозвратно» и т.п.
К часам относились с большим почтением. Многие часы делались с открытыми боковыми стенками, или закрывали их стеклом или горным хрусталем, и можно было видеть, как движутся колесики и винтики. И конечно, человек как зачарованный стоял и смотрел, как движется одно колесико, в результате приводит в движение другое колесико, и как вся эта непрерывность движения соответствует точности хода часов.
Часы делались очень разнообразные. Например, были распространены часы в виде распятия. Считается, что часы в виде креста могли использовать священнослужители. Были часы в виде образков. Часы с темой «memento mori» выполнены в форме черепа. Они выглядят довольно грустно, но такая символика была.
Были также часы в виде бутонов, цветочков, в виде птиц каких-то. У нас даже целый «птичник» в одной из витрин представлен – часы в виде гуся, лебедя. В отдельной витрине у нас представлены часы, выполненные в каких-то особенных формах или механизм у них необычный. Эти витрины не пристенные, а потому можно обойти и увидеть механизм с разных сторон. К некоторым приставлены лупы, так что можно во всех подробностях рассмотреть механизм и детали.
Кто сможет почитать каталог выставки, увидит, что к работе был привлечен мастер, и он же наш реставратор, а также профессор Университета, который написал статью по истории часового дела. И если моя задача была написать больше о коллекционировании и декоративных особенностях, то Леонид Дмитриевич Райгородский написал об изобретении часов и о том, как развивалась эта область. Я желаю всем нашим зрителям и слушателям проникнуться той любовь к часам, которая нас заворожила».
В 21 веке часы стали до такой степени обыденной вещью, что мы не всегда задумываемся о смысле того, что они нам показывают – о времени. Беглый взгляд на экран компьютера, смартфона, табло на платформе станции метро – и мы уже сориентированы во времени. С одной стороны, это, конечно, очень удобно, очень хорошо. С другой стороны, это не всегда дает нам возможность оценить этот дар времени и созерцать красоту его движения. А старинные часы предоставляют нам такую возможность. И на экспозиции в Эрмитаже мы можем это хорошо видеть.
Каталог выставки действительно прекрасен и, в каком-то смысле, может восполнить недостаток созерцания хода времени. Перелистывая его страницы можно полюбоваться на механизмы и постараться представить, как могли вращаться все эти колесики и пружинки. И, конечно же, сами предметы невероятно красивые.
Выставка продлится до января 2018 года в Синей спальне Зимнего дворца.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.