Репортаж
Выставка в Русском музее «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения»
Эфир 22 апреля 2017 г., 8:40
АУДИО + ФОТО
20 апреля в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась временная выставка «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения».
В состав экспозиции вошли более 150 произведений всемирно известного художника-баталиста из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Псковского и Новгородского музеев-заповедников, других российских музеев. Экспозицию также дополняют предметы быта разных народов из собрания Российского Этнографического музея, воссоздающие антураж и атмосферу путешествий Верещагина.
«Мы делаем эту выставку в связи с юбилеем художника, но, надо сказать, что в Русском музее монографической выставки Верещагина не было. Поэтому в таком разнообразии наши зрители увидят работы художника впервые», — отметила Евгения Николаевна Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея, — «кажется, мы все с детства знаем Верещагина по картинкам из учебников, каким-то репродукциям. Мы все знаем этого художника. Но. Мы его не знаем! И вы сами в этом убедитесь, когда пойдете по выставке. Есть целые циклы о войне, где все напряжено, где все страшное, жуткое, а есть циклы, где все пронизано солнцем, светом, очарованием. И это тоже Верещагин».
Василий Васильевич Верещагин был свидетелем и участником многих исторических событий. С самого начала своей художественной деятельности он оказывался там, где требовался художник-военный корреспондент, способный беспристрастно зафиксировать обстановку, передать общее и подметить характерные детали. Главный метод живописца – писать серии картин — стал уникальным опытом для отечественной живописи второй половины XIX века.
«Батальные картины было принято писать пафосно, изображая сюжет той или иной битвы. У Верещагина ничего этого нет. Как таковой битвы мы в его картинах не увидим», — продолжила Евгения Николаевна, — «у Верещагина это всегда некое мгновение, минута, это какая-то метафора войны. Ему неважно было само военное действие. Он ненавидел войну, которую хорошо знал, участвовал, был ранен. Поэтому эта ненависть к войне, к тому, что происходит в результате войны, это и есть смысл его творчества. И потому картина «Апофеоз войны» — это и есть апофеоз и символ того, что происходит во время военных действий. Любых».
Выставка продлится до 24 июля 2017 г.
На открытии экспозиции «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения» побывали Екатерина Степанова и Ирина Полякова.
Фото – Екатерина Степанова.