Программа протоиерея Александра Степанова
«Уроки истории»
Тема: Ян Гус
Гость: историк Павел Валентинович Крылов, к.и.н., СПбИИ РАН
В эфире: 18 мая 2021 г., 17:10
Передача первая
АУДИО
Прот.Степанов: В 1415 году по приговору Констанцского собора Ян Гус, магистр пражского Карлова Университета, был сожжен как еретик. Как получилось, что в конфликт столичного богослова со священноначалием оказались втянуты широкие народные массы, что привело к многолетней кровопролитной гражданской войне в Чехии?
П.В.Крылов: Там было еще одно событие, когда Гус еще был жив, которое повлияло и на его окончательную судьбу и оказалось поводом для вовлечения в конфликт широких масс. Еще в октябре-ноябре 1414 года, когда Гус был на пути в Констанц, один из его последователей в Праге, магистр Якубик из Стржибра, настоятель церкви св.Мартина в стене (церковь существует до сих пор), начал преподавать Причастие под обоими видами мирянам. Сам Гус не призывал к такому радикальному для католиков изменению способа причащения, и Якубик, видимо, руководствовался собственными представлениями о том, как должна выглядеть справедливость в отношениях клира и мира в свете Писания. Вообще, Якубика считают очень умеренным с точки зрения всяких социальных программ, призывов и т.д. Но в чем он оказался ярым радикалом, так в том, чтобы отказаться от уже несколько веков утвердившихся практик преподавания мирянам только одной облатки, перейдя к новому способу причащения.
Прот.Степанов: Интересно, а Восточное христианство какое-то влияние на это оказывало или это вычитывалось непосредственно из Св.Писания?
П.В.Крылов: Он определенно знал, что происходит на Востоке, и не только он, но и другие магистры Пражского университета, и впоследствии, когда развернется широкая дискуссия по этому вопросу, они говорили, что давайте греков еще пригласим и с ними вопрос причастия обсудим. Все это было хорошо известно, что там за Карпатами происходит. Так что с двух сторон идет это преобразование. Возможно, что на судьбу Гуса, т.е. признание его архиеретиком, повлияли и сведения о том, что в Чехии такие безобразия творятся с точки зрения Констанцского собора. Однако, практика оказалась чрезвычайно популярной. Сначала еще несколько пражских церквей присоединились к этой инициативе, потом стали преподавать причастие под обоими видами в Вифлеемской часовне, чего раньше не делали, она использовалась только как зал для проповедей, а теперь и там стали служить мессу.
Движение стало множиться вплоть до того, что 10 марта 1417 года богословы Карлова Университета признали причащение мирян из чаши единственно возможным способом причащения мирян. Между тем как Констанцский собор сразу после казни Гуса объявил такой способ причащения мирян еретическим. Таким образом, появился не просто учительный пункт расхождения, раскола или выделения гуситской церкви, но и, так сказать, обиходный, очевидный для любого прихожанина. После признания Университетом такого причастия единственно возможным, движение стало набирать сторонников, и к 1419 году, по некоторым оценкам, до 70% населения примкнуло к движению. Знамением его недаром стала Чаша, символизирующая причащение мирян Кровью Христовой. Поэтому последователи этого движения получили прозвание чашников, которое они вовсе не отвергали.
Полностью слушайте в АУДИО.
Продолжение слушайте 19, 24 и 25 мая 2021 г. в 17:10.