6+

Зарплата монахов, хлебные старцы, игуменское седло и другие детали жизни русского монастыря в XVI — XVII вв.

Совместная программа СПб Института истории РАН и радио «Град Петров»

«Архивная история»

Гость: Ольга Алексеевна Абеленцева

Тема: история Успенского Тихвинского монастыря XVI-XVII веков

Эфир: 27 мая и 24 июня 2024 г.

АУДИО

 

.

Часть 1

.

Часть 2

 

Ольга Абеленцева:

После Смутного времени численность населения старых монастырских вотчин восстанавливалась очень медленно. … Размер оброков и натуральных повинностей никак не покрывал потребности монастыря. Состав локального сообщества, как я называю всю совокупность населения собственно монастыря и вотчин, во-первых, это монастырская братия. В 1640 году братии было 60 человек, в 1697 году братии было 92 человека. Трапеза у братии была общей, а все остальные потребности старцы удовлетворяли за счет так называемого служеного, то есть с зарплаты за выполнение послушаний. И так было установлено еще в XVI веке.

В расходной книге используются три основных термина, обозначающих выплаты, – «служеное», «жилое» и «найм». «Служеное» – наиболее универсальный термин, применявшийся для монашествующих и мирян. Термин «жилое» («за жилое», «за жило») встречается обычно в записях о выплатах клирошанам, священно- и церковнослужителям. Термин «найм» употреблялся в основном для выплат сторонним людям за оговоренный объем работ в монастырском хозяйстве.

Каково было социальное происхождение братии? Во второй половине XVII века архимандрит в одной из челобитных писал, что братия – это бывшие мелкие пашенные люди. Социальный состав братии точно установить невозможно, но это не были представители элиты. Косвенно о происхождении можно судить по составу вкладчиков. Этот вопрос я сейчас изучаю на основе вкладных книг, приходных книг, где записывались вклады, кроме того, в документах встречаются отдельные упоминания о мирском прошлом старцев (крестьян и посадских людей). Дело в том, что полный вклад для пострига был своего рода страховым полисом для жителей однодворных или малодворных деревень. Если они вдруг лишались семьи, утрачивали имущество или здоровье, то их ждала печальная участь скитаться «меж двор». Разумеется, были крестьяне и посадские люди, принимавшие постриг по религиозным убеждением, к тому же, в то время было очень благочестиво на старости лет постричься, умереть с покаянием, отмолив свои грехи, ну вот были и другие причины для пострига.
В основном, братия состояла из крестьян, бобылей, людей, получивших вольную от помещиков, и посадских людей. На Тихвинском посаде для обездоленных существовали кельи для нищих, которых, вероятно, кормила община.

Из дворов на Тихвинском посаде монастырским слугам и работникам принадлежала примерно половина, и их число росло. Например, в 1685 году таких дворов было 262 из 505. В ста дворах жили торговые люди и ремесленники, часто совмещавшие эти занятия. Среди них были весьма состоятельные люди, одна купля которых могла превышать месячный денежный бюджет монастыря. Купля – имеется в виду размер одной сделки.
В целом, условия жизни на посаде были привлекательными, так как с 1646 по 1668 год число дворов выросло с 330 до 437, и это только по официальным данным. А число дворов крестьян и бобылей в вотчинах выросло со 109 до 138. Но к тем и к другим цифрам надо относиться с определенной настороженностью, дело в том, что никто не был заинтересован в том, чтобы показывать истинное число дворов, так как они подлежали налогообложению. В зависимости от категории дворов, должны были уплачивать какие-то налоги, а монастырь оберегал своих, свое население от выплаты чего бы то ни было в казну.
Что касается управления монастырем и вотчинами. Особо следует сказать о монастырских слугах, то есть порученцах, иногда их называли приказными. Среди них было много людей грамотных и обладавших деловой хваткой. Именно на них и на посельских старцев возлагалась основная работа по управлению вотчинами, посадом и отстаивание интересов монастыря перед властями в Великом Новгороде и Москве.
Например, бывший келарь старец Иосиф Келейников, в миру Иван Келейников, в 1678 году сообщал, что до пострига «служил в Тихвине монастыре лет с тридцать и больше, ходил на Москве и в городех от монастыря за монастырскими всякими делами», то есть был стряпчим. Такого человека ну никак нельзя причислить к мелким пашенным людям. «Монастырские слуги» со временем пополняли состав «чёрного собора» монастыря, управлявшего монастырем, принимавшего решения по важным поводам (и по части управления, и по части судебной над населением вотчин), тогда как простой крестьянин после пострига мог стать, например, ну, руководителем полевых работ, хлебным старцем так называемым, конюшим, коровенным старцем и подобные должности занимать.
Управление Успенским Тихвинским монастырем осуществлялась по всем известной схеме: игумен, далее архимандрит и соборные старцы распределяли послушания между братией, нанимали духовенство, так как своего не было, назначали посельских старцев в погосты и тонных старцев на рыбные ловли на реках Волхове и Свири.

Монашествующих традиционно называли старцами. Основу этой группы в Успенском Тихвинском монастыре составляли старцы, выполнявшие хозяйственные послушания. Выплаты старцам назывались служеным. Размер выплат зависел от степени ответственности, сложности или трудоемкости выполняемого послушания. Для старцев было три основных тарифа оплаты труда: 8,3 к., 7,5 к. и 6,25 к. в месяц. Служеное в размере 1 рубля в год (8,3 к./мес.) получали старцы соборные (7 человек), келарь, кузнец, келейник игумена, конюший, большие хлебные старцы и старцы на рыбных тонях.

Платили духовенству, работникам в монастыре, слугам, сельскохозяйственным рабочим, рыбным ловцам… Стратегия и состав наёмных работников менялись в зависимости от обстоятельств.

Право сбора пошлин пожаловал Лжедмитрий в 1605 году. Раньше таможня, скорее всего, тоже была, просто деньги собирали не в монастырскую казну. В вот во второй половине XVII века власти озаботились тем, чтобы большая часть денег попадала всё-таки в государеву казну, и стали регламентировать вопрос сбора, а власти монастырские пытались этому как-то помешать. Были получены жалованные грамоты соответствующие, это уже последняя четверть XVII века, но это требовало и усилий, и денег.

Даже в случае, казалось бы, прямой заинтересованности монастыря и жителей в содействии властям, монастырские власти не спешили идти им навстречу. Вот, например, в 1657 году архимандрит монастыря Никон вступил в конфликт (это уже идет война) с присланным в Тихвин воеводой Иваном Ивановичем Баклановским, который требовал привлечь к обороне монастыря как можно больше людей, то есть готовить и сами укрепления, и дежурить. При этом в начале февраля того же года монастырские власти «держали оборону» против московских, новгородских и олонецких властей. С одной стороны, они отказывали им в предоставлении даточных людей, то есть для формирования войск, и работников для городового дела… А с другой стороны, отказывались полностью исполнять приказы Баклановского, а также посылать людей в полк к Александру Семёновича Потёмкину. То есть власти монастыря всячески старались выгородить свои финансы и своих жителей от каких бы то ни было поборов.

 

Разворот из расходной денежной книги Успенского Тихвинского монастыря 1590‒1592 гг.
Фонд 132. Опись 2. Дело 1. Лист 201 об.‒202
Дано зажилое священнику Зеновью за полгода с марта по сентябрь патрахильного и крылосного рубль.
Дано служеного старцу Кирилу митрополью келейнику за полгода с марта по сентябрь 12 алтын 3 московки.
Дано служеного старцу Арсенью Бабицы за полгода по сентябрь 12 алтын 3 московки.
Дано служеного подкеларнику старцу Паиисию за полгода по сентябрь 15 алтын.
Дано служеного Данши портомои за полгода с марта по сентябрь полтину.
Дано зажилое диякону Андреяну Бебени крылосного и дияконского за три недели по сентябрь 4 алтына.
Дано служеного старцу Ионе за полгода с марта по сентябрь 12 алтын 3 московки.
Дано служеного Макарью штевару за полгода по сентябрь 15 алтын.
Дано служеного священнику Арсению поповского за три месяца по сентябрь 8 алтын 2 московки.
Дано священником Арсенью, да Геронтию, да Зеновью, да Деонисью, да Генадью за шестово попа за месяц за июль 2 алтына 4 московки.

Я хотела бы сказать немножко подробнее об изучении расходной книги монастыря 1590-1592 года. Это уникальный источник, это единственная книга хозяйственная, сохранившаяся от XVI века, она очень подробная, детальная. Расходная книга – это бухгалтерия, соответственно, мы имеем дело с цифрами, с показателями. Почему сохранилось мало источников по XVI веку? В 1612 году монастырь подвергся нападению так называемых воровских людей, они были смешанного состава («польские литовские русские воровские люди»), и монастырь разорили, в 1613 году состоялась осада монастыря шведскими войсками, а в 1623 году случился пожар, который уничтожил все деревянные постройки монастыря и повредил каменные. От документов XVI века сохранилось несколько актов и расходная книга.
Как обеспечивалось содержание монастыря в начале 1590-х годов, в условиях кризиса и русско-шведской войны 1590-1595 годов. Приближение фронта военных действий отчасти сказалось и на хозяйственной деятельности монастыря и повлекло значительные расходы на посоху (посоха – это подсобные войска). После отмены тарханов (тарханы – это налоговые льготы) в 1584 году монастырь должен был выплачивать все налоги с монастырской пашни. То есть если раньше монастырь платил налоги только с вотчин, где землю обрабатывали крестьяне, то с монастырской пашни до отмены тарханов не платил. Монастырские власти пытались сократить размеры этих выплат. В связи с военными действиями и необходимостью содержать армию царь Фёдор Иванович взял из казны Успенского Тихвинского монастыря 300 рублей. Так принято было – как только начиналась война, из монастырской казны (не только этого монастыря, но и других) брали деньги.

Прежде чем приступить к анализу данных о хозяйственной деятельности монастыря, тут нужно сказать о структуре его собственности в XVI веке. Все вотчины монастыря находились в Обонежской пятине Новгородского уезда.

Почти катастрофическое запустение земель отразила дозорная книга 1582-1583 годов. Дозоры проводились с целью выяснить платежеспособность населения в части сбора налогов. В бывших вотчинах монастыря во всех четырех погостах, земли в которых были променяны, «в живущем», то есть имеющим население, земли было менее 8%. В полученной монастырем по обмену от помещиков Харламовых вотчине в Егорьевском Каширском погосте ситуация с населением была еще хуже – в живущем осталась 1 обжа из 55, запустение составило 98%. Объединив земли в одном погосте ближе к монастырю, можно было экономить на дорожных расходах для работников и на содержании нескольких посельских старцев.

Основная причина запустения земель – Ливонская война, опричнина… Как вы понимаете, увеличение налогового бремени. Народ разбегается. Неурожаи. Вот это вот всё вместе – это кризис конца XVI века.

После того, как отменили тарханы на монастырскую пашню, то есть они были приостановлены на срок с формулировкой «покамест земля поустроится» (это было решение для наполнения казны), вновь это пожалование появилось только уже в жалованной грамоте Лжедмитрия от 1 августа 1605 года. Тут интересная картина, потому что Лжедмитрия потом старались не упоминать. … Сохранилась (правда, в списке) жалованная грамота царя Фёдора Ивановича, где сказано, что эта грамота выдана на основе той, что выдана прежде (Иваном Грозным), и если были какие-то новые пожалования – они добавлялись уже к имеющимся. Грамоты надо было подтверждать каждый раз, потому что это не то, что вот вам дали грамоту и вы дальше с ней спокойно живете, это была воля предшественника, предыдущего царя, грамоты подтверждались при каждом следующем царе. И когда грамоту дал Лжедмитрий, которая тоже сохранилась в списке, то потом ссылались не на него, а на его предшественника, на Фёдора Ивановича. Но в грамоте Фёдора Ивановича такого пожалования как сбор таможенных пошлин – не было. Лжедмитрия уже не упоминали, но пожалование сохранилось.

Запустение вотчин было очень значительное, в разных погостах составляло от 76 до 100%. Обитель нуждалась в дополнительных площадях для производства сельскохозяйственной продукции. Монастырские власти не хотели использовать для этого свои запустевшие вотчины, чтобы не выплачивать с них значительно возросшие за годы кризиса налоги. И чтобы уйти от налогов, которые не с кого было брать из-за отсутствия населения, они решили арендовать земли у других владельцев.

Особенностью внутреннего устройства Успенского Тихвинского монастыря являлась оплата труда всех членов сообщества, в том числе монашествующих, размер которой определялся степенью ответственности или трудоёмкостью выполняемых работ. Вероятно, так сложилось со времен основания монастыря. Во всяком случае, в девяностых годах XVI века эта система была уже хорошо отлажена.

Приведу примерные цифры численности работников и их заработка. В 1590-1592 гг. в обители получали служеное более 80 человек монашествующих, в том числе священнослужители. Размер служеного – от 50 копеек до 1 рубля в год. Около 60 слуг – от 36 копеек до 1,5 рублей в год. Более 40 дружинников, то есть сельскохозяйственных работников – заработок от 30 копеек до 84 копеек в год. И не менее 20 рыбных ловцов – заработок от 50 копеек до 1 рубля 40 копеек в сезон.

Термины «патрахильное» и «поповское», которые, как мы полагаем, были синонимами, употреблялись самостоятельно и в разных сочетаниях со служеным и жилым. Например: «Дано священнику Генадью Смоле патрахильного за 3 месяцы марта с 1-го по июнь 8 алтын 2 московки», «дано за жилое патрахильново священнику Арсению апреля с 1-го дни да по сентябрь за пять месяц 14 алтын». «дано служеного священнику Арсению Никольскому патрахилного за три месяца декабря с 1-го по март 8 алтын 2 деньги московки». «дано священнику Генадью Смоле за три месяца по сентябрь поповского 8 алтын 2 московки», «Дано за жилое священнику Геронтию за три месяца по генварь поповского 8 алтын 2 московки», «дано служеного священнику Арсению поповского за три месяца по сентябрь 8 алтын 2 московки». Крылосное выплачивалось священникам Зиновию и Иосифу Столыпину всегда вместе с патрахильным и поповским. Можно сказать, что оплата труда большинства священников в монастыре составляла рубль в год. В 1591-1592 гг. из-за отсутствия необходимого числа клириков она увеличилась до 1,5 рубля. У священников, получавших также крылосное, – до 2,5 рубля соответственно.
Отсутствие своих священнослужителей оставалось проблемой для монастырских властей и в XVII в. Грамотой царя Михаила Федоровича новгородскому митрополиту Аффонию от сентября 1641 г. запрещалось без царского указа забирать из обители в Великий Новгород священников и дьяконов. В ней же процитирована челобитная игумена Успенского Тихвинского монастыря Сергия, которая объясняла сложившуюся ситуацию следующим образом: «В Тихвинском де монастыре семъдесят четыре брата, а все бывали пашенные мелкие люди, а которой де лучитца поп или диякон доброй или пострижетцы, и тех ты емлешь. И от того в монастыре ставитцы попами и дияконы скудно. А приходит де тех попов и дияконов в монастырь мало по тому, что место дальнее и пустынное».


В Тихвинском монастыре каждый покупал одежду на свои деньги. Есть описи имущества монастырского, но там тоже перечислены исключительно богослужебные облачения, потому что собственность старцев – это была их собственность. … Когда строили кельи – к ним делали чуланы, и я так понимаю, что у каждого старца был свой чулан, то есть они жили по несколько человек в келье, а чуланы были индивидуальные.
И были даже более интересные вещи, например, когда умер кто-то из архимандритов, претензии на его имущество предъявил его брат. И имущество поделили между монастырем и братом.

Для старцев было три основных тарифа оплаты труда. При пересчетах, как мы сейчас привыкли, на месяц они составляли 8,3 копейки в месяц, 7,5 копеек и 6,25 копейки. Служеное в размере 1 рубля, то есть 8,3 копейки в месяц, получали соборные старцы, это семь человек, келарь, из мирян – монастырский кузнец, келейник игумена, конюший, большие хлебные старцы и старцы, руководившие рыбными ловлями.

Слово монах редко встречается. Монашествующих называли старцами, а монахинь старицами вне зависимости от их возраста. Иногда только проскальзывает слово монах или инок. А так этот термин старец доминирует.

Скажу про заработки старцев.90 копеек в год, то есть 7,5 копеек в месяц получали старцы: подкеларник, житничный ключник, огородный, большой поваренный, просфорник, чашник, щивар, конюший, хлебный мукосея и хлебные старцы. 6,25 копеек в месяц получали старцы: коровницкий, мельничный, будильник, старец у ворот монастыря, старец у сусла, старец, читающий Синодик. Самое маленькое служеное полагалось больничным старцам, им, как правило, давали на платье – 3,8 копейки в месяц. Тоже небольшой доход был у старца Терентия, который «летом гороху (то есть горох) стерег, а зимой на горохе сидел», ну, видимо чистил его.

 

См. также:

Рыли щели и спасали архивы: жизнь и смерть историков во время Блокады

К 120-летию Ксении Николаевны Сербиной. В программе «Архивная история» принимает участие Елена Пиотровская. Часть 2. Эфир 29 января 2024 г. АУДИО

К 120-летию Ксении Николаевны Сербиной

Потеряла мужа-историка во время Большого террора, сохранила научно-исторический архив института во время войны. В программе «Архивная история» Елена Пиотровская рассказывает о легендарном историке-архивисте, благодаря которой архив работал и пополнялся даже в Блокаду. Часть 1. Эфир 25 декабря 2023 г. АУДИО

«И ведая той чин многие архиереи, оставя превысочайший чин архиерейства, снисходят в монашество»

«Все заботились о своих душах, то есть все предполагали, все знали, что они умрут…». В программе «Архивная история» Никита Башнин рассказывает о теме смерти и погребения в жизни архиереев Московской Руси. Эфир 27 ноября 2023 г. АУДИО

Что писали современники о Крымской войне

В программе «Архивная история» принимает участие Борис Миловидов. Тема: Крымская война в документах Научно-исторического архива Санкт-Петербургского Института истории РАН. Эфир 30 октября 2023 г. АУДИО

Русская традиция отношения к своей земле

«Все учтено, все записано, ничего бесхозного». В программе «Архивная история» Зоя Дмитриева рассказывает о массовых источниках. Эфир 31 июля 2023 г. АУДИО

Православный епископ – собиратель документов по церковной истории

В программе «Архивная история» принимает участие Иван Басов. Тема программы – акты Великого княжества Литовского в коллекции Доброхотова. Эфир 26 июня 2023 г. АУДИО

История дореволюционной генеалогии в архиве Татищева

В программе «Архивная история» принимает участие Михаил Друзин. Тема программы – фонд Юрия Татищева в архиве Санкт-Петербургского Института истории РАН. Эфир 29 мая 2023 г. АУДИО

Частновладельческий город на свейском рубеже

В программе «Архивная история» принимает участие Екатерина Дилигул, она рассказывает о судьбе и интересных документах архива Успенского Тихвинского монастыря. Эфир 27 марта 2023 г. АУДИО

Для чего «на самом деле» был построен Петербург

Работа «царского чиновника» – убедить весь мир вкладывать деньги в Россию. В программе «Архивная история» Сергей Лебедев рассказывает об архиве Константина Скальковского. Эфир 6 марта 2023 г. АУДИО

Как пополнять государственную казну в смутные времена

Программа «Архивная история» с участием Алексея Раздорского посвящена таможенным и кабацким книгам XVII-XVIII веков в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Эфир 26 декабря 2022 г. АУДИО

Что такое хорошо и что такое плохо в Московской Руси?

Остаться с носом – плохо. Ударить сковородочкой – хорошо. Программа «Архивная история» с участием историка Павла Седова продолжает детализировать историю России XVII века. Часть 2. Эфир 26 сентября 2022 г. АУДИО

«Правда выше закона». Хлеб-соль русской экономики

От «пирожка» и «сковородочки» до «дорогой иномарки». Как устроена коррупция (зачеркнуто) экономика и судебное дело в Московской Руси. Программа «Архивная история». Павел Седов. Эфир 29 августа 2022 г. АУДИО

Колонизация Сибири в документах

Совместная программа радио «Град Петров» и Санкт-Петербургского Института истории РАН «Архивная история». Ангелина Калашникова рассказывает о документах Якутской приказной избы. Эфир 25 апреля 2022 г. АУДИО

Церковь на пользу государству

В программе Артема Гравина «Архивная история» Никита Башнин рассказывает о социальных, экономических и духовных основаниях церковной реформы Петра I. Эфир 28 февраля 2022 г. АУДИО

Фонд Олонецкой приказной избы

Государственная власть и земское самоуправление на Русском Севере. В программе Артема Гравина «Архивная история» принимает участие Мария Проскурякова. Эфир 31 января 2022 г. АУДИО

Как благочестие погубило империю

«Крупнейший современный историк Русской Церкви – американец». Павел Рогозный о Грегори Фризе. Программа «Книжное обозрение» посвящена книге «Губительное благочестие: Российская церковь и падение империи». Эфир 14 августа 2022 г. АУДИО

«Наименование города «Питер» в документах впервые встречается в 1705 году»

Гость программы «Возвращение в Петербург» историк и архивист Татьяна Базарова рассказывает об истории наименования Петербурга, о различных вариантах именования города в документах XVIII века. Эфир 16 августа 2021 г. АУДИО

«Священство» и «царство» в России на пороге Нового времени

Историк Павел Седов – к 320-летию снятия колоколов Петром Первым и 300-летию начала Синодального периода в истории Православной Церкви в России. Программа «Встреча». Эфир 20 марта 2021 г. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru