6+

«Жалованные грамоты – редкие по красоте памятники письма»

Совместная программа СПб Института истории РАН и радио «Град Петров»

«Архивная история»

Гость: Мария Евгеньевна Проскурякова

Тема: царские жалованные грамоты XVII века в Архиве СПбИИ РАН и проект «История письма европейской цивилизации»

Эфир: 29 июля 2024 г.

АУДИО

 

Мария Проскурякова:

Я хотела бы рассказать о царских жалованных грамотах, которые были созданы в течение XVII века и в настоящее время хранятся в Петербурге. Благодаря тому, что в Архиве Санкт-Петербургского института истории РАН хранятся семейные дворянские архивы, а также собрания частных коллекционеров, в распоряжении исследователей находится несколько сотен царских и императорских жалованных грамот, выданных светским лицам за верную службу.
В документах Архива содержатся данные по социально-экономической, политической, военной и культурной истории России за семь столетий (с XIII по XX в.). Однако основная часть материалов относится к XVI-XVIII вв.
В Архиве Института истории хранятся подлинные грамоты и указы русских царей и императоров, а также архивы целых династий выдающихся государственных деятелей, полководцев, представителей дворянских семей. Значительную часть составляют фамильные и личные фонды дворян. Так, типичным семейным архивом провинциального дворянского рода является фонд помещиков Кашкиных. Только в их архиве отложилось свыше двух тысяч документов за четыре с половиной века. Кроме того, в русской секции архива хранятся собрания частных коллекционеров XIX — начала XX вв. Объектом их специального интереса нередко являлись царские и императорские грамоты, выданные на имя представителей дворянских и аристократических семей. Самым крупным из таких частных собраний является уникальная коллекция академика Николая Петровича Лихачева.
Сразу отмечу, что документы, о которых пойдет речь, хранятся в различных архивных фондах и коллекциях и не составляют единого комплекса. Напротив, выявление этих материалов по разным фондам, классификация и описание является серьезной научной задачей. Отчасти данная работа была проведена нашим московским коллегой Никитой Алексеевичем Комочевым, который в 2022 г. издал хронологический перечень грамот из центральных хранилищ Москвы и Петербурга. Перечень включает в себя более 1300 наименований, однако очень немногие документы из Архива Санкт-Петербургского института истории были учтены.

 

Жалованная грамота царя Алексея Михайловича
боярину и дворецкому кн. Алексею Михайловичу Львову
на дворечество с путем и доходы со слобод в Ярославле и Ярославском уезде
за посольство в Польшу и Литву в 1644 г., 1 октября 1648 г.
Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 238. Оп. 2. Карт. 247. Д. 14. Л. 1
Фрагмент

Жалованные грамоты – это документы, выдававшиеся светской и духовной властью частным лицам или корпорациям и закреплявшие за ними права на земли, привилегии и льготы. В центре сегодняшнего рассказа находятся царские грамоты светским лицам. Данными документами цари жаловали служилых людей, а также торговых и ремесленных людей. Во многом именно через такие пожалования, в первую очередь, передававшие права на владение землей, формировалась социальная группа потомственных землевладельцев дворян, обязанных за свой достаток и общественное положение царю. Такие пожалования были очень значимы для обеих сторон – царствующей династии и служилых людей.
В 1613 г. в России произошла смена царствующей династии – на престол взошел Михаил Федорович Романов. Его венчание на царство положило конец Смуте. Однако новому правящему дому требовалась лояльность со стороны аристократических и дворянских кругов. Поэтому раздача пахотных земель в наследственное владение стало одним из важнейших инструментов «покупки» лояльности этих социальных групп. В то же время в случае неверности переданные в вечное владение земли конфисковались в казну. Так, в 1623 г. боярин Борис Михайлович Салтыков и его брат окольничий Михаил Михайлович Салтыков были обвинены в клевете на невесту царя Михаила Федоровича Марию Хлопову. В результате дознания, которое лично провел патриарх Филарет (отец царя Михаила Федоровича), Салтыковых признали виновными в намеренном расстройстве царской свадьбы и обмане царя, и выслали из Москвы в отдаленные деревни. Согласно царскому указу о ссылке Салтыковых их вотчины и поместья забирались в казну. Братья были возвращены из ссылки только после смерти патриарха в 1633 г. и начали борьбу за свои прежние владения и высокое положение при дворе. Жалованные грамоты на новые земли, которые получали братья Салтыковы после опалы, являются исключительным источником сведений об их состоянии и борьбе за новые пожалования.
Численность выданных жалованных грамот в разные десятилетия варьировалась; пожалования зависели от внутри- и внешнеполитической ситуации. Как правило, грамоты выдавались в рамках больших кампаний пожалований. Такие кампании были приурочены к подписанию мирных договоров или перемирий. И тогда пожалования касались сотен и даже тысяч людей. Так, снятие осады с Москвы и подписание Деулинского перемирия с Речью Посполитой в 1618 г. было отмечено пожалованием двух тысяч служилых людей, принимавших участие в обороне столицы и Замосковного края от польско-литовского войска королевича Владислава. К числу событий, после которых начиналась очередная кампания земельных пожалований, также относятся снятие осады с Москвы и Нижнего Новгорода в 1610 г., подписание Андрусовского перемирия с Речью Посполитой в 1667 г., подписание Бахчисарайского перемирия с турками в 1681 г., подавление стрелецкого мятежа в 1682 г., подписания Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г.
Однако встречаются и индивидуальные пожалования за особые заслуги, а также пожалования, которыми подтверждались какие-либо исключительные привилегии. Сегодня я постараюсь рассказать как о грамотах, выданных в рамках больших кампаний, так и грамотах, выданных по особому случаю.
Прежде всего отмечу исключительную ценность данных документов. Они представляют огромный интерес не только как памятники феодального права, землевладения и истории семей, но и редкие по красоте памятники письма. Эти документы отличает большой размер, декорирование текста кириллической вязью, большими буквами-инициалами, виньетками, маргиналиями, шелком, тафтой, шелковыми шнурами. Размер и форма документов варьировались (в начале XVII века он составлял примерно 150 на 30 см, в 1610-1660-е гг., как правило, 50 на 40 см, а в конце века вновь увеличился до 170 на 30 см). Отличался и декор: так, в начале века в оформлении документов, как правило, использовались чернила и краски на водной основе, а в середине – золотое письмо. По внешнему виду грамоты, удостоверяющим ее подлинность знакам, формуляру текста легко определить к какому царствованию относится тот или иной документ.
Постараюсь описать одну из грамот первой половины XVII века: казаку Василию Иванову 1619 года. На листе бумаги написан текст в 37 строк. Он начинается со слов: «Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, пожаловали есмя казака Василья Иванова за его к нам и ко всему Московскому государству прямую службу». Языковая формула «Божиею милостию» использовалась большую часть XVII века и эти слова всегда выделялись графически. Слова «Божиею милостию» написаны кириллической вязью, то есть таким стилем письма, в котором буквы соединены в единый сложный знак (слова, написанные вязью – это всегда своего рода ребус). После текста грамоты помещена царская печать. Она удостоверяет подлинность документа.

 

Жалованная грамота царя Алексея Михайловича
боярину и дворецкому кн. Алексею Михайловичу Львову
на дворечество с путем и доходы со слобод в Ярославле и Ярославском уезде
за посольство в Польшу и Литву в 1644 г., 1 октября 1648 г.
Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 238. Оп. 2. Карт. 247. Д. 14. Л. 1
Фрагмент

 

Печати на царских жалованных грамотах, как правило, подвешены к документу на шелковом шнуре. Он прошивает грамоту и образует ту форму, которую принято называть крепление «куриная лапа». Шнур всегда красного цвета, но часто декорирован золотыми и серебряными нитями. Печать красного цвета сделана из воска. С одной стороны печати было расположено изображение двуглавого орла, с другой – всадника, пронзающего змея копьем. В единичных случаях печать укрывали в металлический ковчег для сохранности.
Нижнюю часть грамоты в месте крепления печати могли дополнительно декорировать бумагой, пергаменом, богатой тканью. С одной стороны, это укрепляло грамоту в месте соединения с печатью, с другой, являлось ярким украшением. С течением времени в грамотах стали дополнительно использовать золотое письмо. Золотом писались отдельные буквы, а также растительный орнамент, который наносили на верхнее, левое и правое поле. Также примерно с 1640-х гг. очень распространены стали шелковые завесы (поволоки), которые крепились к листу в нижней части (в месте крепления печати) и полностью укрывали лист сверху. Использовался шелк различного цвета и фактуры.

 

Жалованная грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей почепцу Ивану Никитичу Моисееву, 1693 г.
Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 110. Оп. 1. Д. 155.
Фрагмент

 

Я перечислила основные черты рукописных грамот начала и середины XVII века. Большая часть документов этого типа соответствует данному описанию. Однако в течение XVII века внешний вид документа все-таки значительно менялся. Так, самые ранние памятники XVII века написаны на четырех – пяти больших, но сравнительно узких листах. Листы подклеивались друг к другу по короткой стороне и образовывали вертикальный свиток длиной около двух метров. А вот декор у таких грамот был очень скромный.
Затем на смену свиткам приходят грамоты на одном листе. Но к концу веку к форме вертикального свитка вернулись.
Начиная с 1660-х гг. на смену рукописным грамотам приходят печатные бланки, изданные типографским способом. Печатные грамоты унаследовали все характерные черты рукописных грамот – большой размер листа, наличие орнаментальной рамки вокруг текста, вычурное написание первых слов текста. Они также декорировались тканью и удостоверялись печатью. В печатном бланке оставляли свободное место для имени жалуемого и описания его пожалования. Этот текст вписывали при выдаче грамоты.
А в конце 1680-х гг. грамоты вновь стали делать в виде длинного вертикального свитка длиной около двух метров. Однако их также уже печатали типографским способом. Конечно, такая смена формы была обусловлена большими изменениями во внешнеполитической ситуации.
Возвращаясь к содержанию ранних грамот, отмечу, что очень многочисленны грамоты, которые выдавались после снятия осады с Москвы в 1618 г. и подписания Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Войско королевича Владислава (1595-1648), включавшее в себя отряды поляков, литовцев, запорожских казаков и русских, пересекло границу весной 1617 г., взяло несколько значимых городов и двинулось в направлении Москвы. Силы неприятеля подступили к столице в конце сентября 1618 г. и начали штурм стен Белого города – главного рубежа обороны. Врага удалось сдержать и не пропустить к Кремлю. Победа в Москве открыла возможность для начала мирных переговоров с Владиславом и заключения Деулинского перемирия 1 декабря 1618 г.
По окончании военных действий власти составили полный список бояр, окольничих, стольников, стряпчих, дворян, детей боярских, приказных, иноземцев и людей разного чина, принимавшихся участие в обороне Москвы и Замосковного края. Работу над Списком осадных сидельцев («Осадным списком») завершили 19 апреля 1619 г. Документ включил в себя имена не менее 1950 человек, заслуживших царские пожалования. Люди, доказавшие верность царю, получили вотчинные права на часть принадлежавших им поместных земель. Грамоты, выданные по «Осадному списку», отличает развернутое описание прав распоряжения вотчиной. Начинался документ с повествования о событиях войны и упоминания заслуг жалуемого, прежде всего, верности царю: «И он, Офонасей, памятуя Бога, … с нами, великим государем…, на Москве в осаде сидел и за православную крестьянскую веру, и за святыя Божии церкви, и за нас, великого государя, против королевича Владислава, и польских, и литовских, и немецких людей, и черкас стоял крепка и мужествено, и на боех, и на приступех бился, не щадя головы своей, и ни на какия королевичевы прелести не прелстился, и многую свою службу и правду к нам и ко всему Московскому государству показал, и будучи в осаде во всем оскуденьи и нужю терпел». Завершалась грамота описанием пожалования и полученных прав на землю: «И по нашему царскому жалованью он, Офонасей, и его дети, и внучета, и провнучета вольны; и волно ему, и его детем, и внучетам, и правнучетам та вотчина и продать, и залажить, и в приданыя дать, и в монастырь по душе до выкупу дать…».
Среди 1306 жалованных грамот светским лицам за 1613-1696 гг., которые были выявлены в отечественных собраниях Никитой Алексеевичем Комочевым, более 300 документов принадлежит к группе грамот, выданных после снятия осады с Москвы в 1618 г. Они выдавались в течение десяти лет (с 1619 по 1629). В Архиве Санкт-Петербургского института истории хранится одна из самых ранних грамот этого типа. Это документ из собрания выдающего коллекционера Николая Петровича Лихачева, он был составлен 20 августа 1619 г., спустя всего четыре месяца после составления перечня защитников Москвы и Замосковного края. Афанасий Иванович Гурьев был награжден за службу в столице во время вражеского штурма. Согласно «Осадному списку», он находился в числе смоленских выборных дворян и детей боярских, которые были определены на различные службы «по городу, по воротам, и по башням, и по стенам, и в острожках за Москвою рекою и за Яузою». Согласно царскому указу Гурьева пожаловали 170 четями (четь – половина гектара) земли в Кинешемском уезде, переведенными из его поместья в вотчину. До пожалования за ним числилось 850 четей поместных земель, таким образом земля переводилась из поместья в вотчину (из расчета 20 из 100 четей).
Другая грамота из того же собрания Н.П. Лихачева была выдана князю Алексею Михайловичу Львову в 1648 г. за исключительные личные заслуги в службе царю и государству. Весной 1644 г. князь получил назначение великим послом и должен был представлять интересы Москвы в Речи Посполитой. На князя Львова было возложено решение трех ключевых в отношениях между государствами вопросов. Во-первых, требовалось заключить письменные договоренности о том, как следует писать титулы царя и короля в официальных документах. В целом вопрос о царской титулатуре являлся одним их самых острых в отношениях Москвы с соседними державами. В отчетах дипломатов сохранились подробные рассказы о требованиях русских делегаций с особым уважением относится к царскому титулу. Причем требования касались самого широкого круга обстоятельств именования царя. Согласно польским источникам, московская дипломатия примерно одинаково ревностно относилась к ошибкам в титуле как со стороны центральных канцелярий, так и со стороны низовых канцелярий, уравнивая их. Возмущение вызывало «неправильное» именование даже в частных письмах, а также в книгах, печатавшихся частными типографиями в Речи Посполитой.
Второй задачей посольства князя Львова было достичь согласия о размежевании земель и отселении подданных в соответствии с прежними решениями.
В-третьих, царским послам следовало разведать данные о самозванце, возможном претенденте на московский трон. По оценкам исследователей, эта задача являлась самой важной (и секретной). В Москве помнили события Смутного времени, самозваных претендентов на престол, и больше всего не хотели повторения тех разрушительных для государственности событий.
Львову удалось найти приемлемые для обеих сторон решения по всем пунктам: были заключены соглашения о царской и королевской титулатуре, размежевании земель (Комарицкая волость и Путивль оставались за Москвой; Новгород Северский, Чернигов и Черкасы – за польским королем), а также получено письменное обещание польской стороны доставить самозванца в Россию.
В Москве миссия князя Львова была признана очень успешной: по возвращении в столицу он был пожалован почетным званием – «дворечество с путем», – и дополнительными денежными доходами. Князю Алексею Михайловичу Львову предоставлялось право на получение оброчных денег, судных и таможенных пошлин, кабацкой прибыли с нескольких «ловецких» слобод и кабака в Ярославле и Ярославском уезде.
Данное пожалование было предоставлено Львову грамотой 23 марта 1645 г., однако документ погиб во время Соляного бунта 1648 г., когда дом князя был разорен. Во время «смуты великой на Москве» 2 июня восставшие разграбили дворы нескольких богатых и влиятельных сановников, в том числе князя Львова – одного из самых могущественных вельмож царствования Михаила Федоровича, сохранявшего свое влияние и в первые годы царствования Алексея Михайловича. В народном сознании он принадлежал к элитарной группе, в вину которой ставились реформы, повлекшие за собой колоссальный рост налогов и дефицит соли в Москве. Поэтому двор князя Львова был в числе тех домов, которые разъяренная толпа намеренно разорила. В целом в Москве в течение июня погибло несколько тысяч дворов в результате пожаров в Китай-городе и Белом городе. Однако большинство строений были уничтожены стихией. А вот дома бояр разорялись целенаправленно.
После действий царя Алексея Михайловича, который принял требования толпы, бунт был остановлен. И 3 сентября 1648 г. князь Львов подал челобитную с просьбой выдать ему новую грамоту, взамен утраченной: «…в смутное время розграбили у него двор, и животы, и … жаловалные грамоты, и вотчинные, и людцкие крепости поимали все без остатку». Полученная князем Львовым 1 октября 1648 г. грамота вошла в собрание Н.П. Лихачева. В ее тексте описывается служба боярина в 1644 г., его пожалование, сделанное в правление царя Михаила Федоровича в 1645 г., события московского бунта 1648 г. И от имени царя Алексея Михайловича подтверждено право на доходы с Ярославля и Ярославского уезда. «И будучи у короля и у панов-рад в ответех отцу нашему, блаженные памяти великому государю, и нам, великому государю, служил. И о наших государских делех, о нашем государском имянованье, и о титлах, и о межевых, и о порубежных, и о иных наших, государственных, делех радел и промышлял, Владиславу королю и паном-раде говорил и делал по нашим, государским, наказом и наши, государственные, дела все совершил и к доброму концу привел. И отец наш, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, за те за все службы пожаловал его боярина князя Алексея Михайловича дворечеством с путем», – слова из основной части грамоты 1648 г.
В ходе исследования грамоты князю Львову удалось найти данные еще о двух пожалованиях «дворечеством с путем» за середину — вторую половину XVII в. Грамота этого типа была выдана боярину Василию Васильевичу Бутурлину в 1654 г. за службу послом в Малороссии и успехах на переговорах с гетманом Богданом Хмельницким. Подобно князю Львову, Бутурлин был пожалован доходами с ловецких слобод в Ярославле и Ярославском уезде: спустя год после смерти Львова Бутурлин получил «в путь» доходы со все тех же слобод. Таким образом, обе успешные дипломатические миссии, 1644 и 1654 гг., были отмечены пожалованием почетного звания «дворецкий» и денежных доходов.
Еще одна грамота о «дворечестве с путем» была дана боярину и оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово в 1676 г. за многолетнюю верную службу царю.
Некоторые из грамот, которые хранятся в архиве, являются грамотами-подтверждениями прежних пожалований, сделанных в предшествующие царствования. В русской традиции было принято подтверждать привилегии через запись, которая делалась на обороте той грамоты, которая была изначально. Однако если возникал спор и судебное разбирательство о правах на привилегии, власти могли выдать новую грамоту-подтверждение.
В собрании Н.П. Лихачева хранится грамота 1692 г., даровавшая иммунитет, то есть освобождавшая крестьянам Устьянских волостей от суда и дани. Документ подтвердил их старинные привилегии – свободу от одной из самых тяжелых натуральных повинностей: ямской гоньбы.
Девять Устьянских волостей были расположены вблизи течения трех рек – Ваги, Двины и Сухоны. В 1545-1546 гг. крестьянская община была освобождена от предоставления ямщиков и подвод на Тотемский ям. Вместо натуральной повинности устьянцы были обложены выплачиваемым в государственную казну денежным оброком. Освобождение Устьянских волостей от ямской гоньбы неоднократно подтверждали правители из династии Романовых: в 1622 г. – патриарх Филарет и царь Михаил Федорович, в 1671 г. – царь Алексей Михайлович, в 1681 г. – царь Федор Алексеевич.
По сведениям самих устьянцев, к 1692 г. у них имелось семь жалованных грамот об иммунитетных правах. Однако власти соседних с волостями административных центров регулярно посягали на привилегии и стремились разделить с устьянцами бремя ямской повинности. Так, жители Тотьмы в течение XVII в. оспаривали в судебном порядке освобождение волостей от ямской гоньбы. Пользуясь нерасторопностью устьянцев, не предоставивших к назначенному времени в суд подлинники жалованных грамот, тотьмичи дважды получили выгодные им решения о предоставлении подвод на Тотемский ям и о единых основаниях для тотьмичей и устьянцев в несении ямской повинности. Но несмотря на два судебных приговора (начала 1620-х и начала 1690-х гг.) жители Устьянских волостей продолжали платить в казну оброк и не давали подвод и людей на ямы. Они также защищали свои интересы в Москве: 15 марта 1692 г. ими была подана челобитная с просьбой вновь подтвердить их старинные права. Мирские посыльщики подкрепили челобитную подлинными иммунитетными грамотами от Ивана III Васильевича, Ивана IV Васильевича, патриарха Филарета, царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. После рассмотрения дела 17 мая 1692 г. челобитчикам выдали новую грамоту от имени царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича. Акт освобождал крестьян Устьянских волостей от натуральной формы ямской повинности и увеличивал сумму ежегодного денежного оброка (к прежнему оброку в 2258 рублей 10 алтын 1,5 деньги прибавили 460 рублей).
Однако к концу XVII века выдача документов такого рода уже стала единичным явлением. В основном пожалования давались в рамках больших кампаний и были нацелены на сотни служилых людей. Так, большая кампания пожалования вотчинами придворных чинов и служилых людей началась после подписания мирного договора с Речью Посполитой – «Вечного мира» 26 апреля (6 мая) 1686 г. Подписание договора оказалось возможным из-за общей угрозы России и Польше со стороны Османской империи и ее вассала крымского хана. Двухмесячные переговоры в Москве завершились заключением мира 26 апреля 1686 г. Он закреплял за Россией Смоленскую землю, Левобережную Украину, Киев с городками. Вся власть над Запорожьем передавалась России. В то же время Россия отказалась от иных земель Правобережной Украины и белорусских городов, включая Витебск и Полоцк. Россия и Речь Посполитая заключили союз против Османской империи и Крымского ханства. В рамках союзнических отношений Россия должна была выплатить Речи Посполитой субсидии для ведения военных действий. Согласно достигнутым договоренностям, Россия брала на себя обязательство открыть в 1687 г. военные действия против Османской империи, направив войска в Крым. Кроме того, стороны гарантировали свободу отправления религиозных обрядов для православных верующих в Речи Посполитой и католиков в России.
26 апреля 1686 г. думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев всенародно объявил о заключении договора с Речью Посполитой и пожаловании служилых и торговых людей. Придворные чины и служилые люди жаловались вотчинами, а торговые – льготами в уплате пошлин и денежными окладами.
Вотчинные грамоты, которые стали выдавать в честь подписания мира 1686 г., отличались новым формуляром и оформлением. В тексте появилась, во-первых, богословская преамбула, во-вторых, полный царский титул, в-третьих, подробное изложение военных и дипломатических отношений между Россией и Речью Посполитой с 1634 по 1686 г. Для кампания были напечатаны грамоты нового образца: три печатных узких листа, подклеенных друг к другу по короткой стороне в свиток длиной более 170 см.

 

Жалованная грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей почепцу Ивану Никитичу Моисееву, 1693 г.
Архив СПбИИ РАН. РС. Колл. 110. Оп. 1. Д. 155.
Фрагмент

В Архиве Института истории хранится грамота 1693 г. о пожаловании почепца Ивана Никитича Моисеева вотчиной в деревне Касуличи Сомовской волости Карачевского уезда. Почепец – житель города Почеп в Брянской области. Согласно царскому указу, из его поместья в вотчину переводилось часть земли. Эта грамота уникальна своим оформлением, которое очевидно было заказано или самим Моисеевым или его потомками. Документ помещен в футляр из синего муара. Он полностью укрывает оборотную сторону грамоты, а края футляра заходят на лицевую сторону документа. По краям муар обшит серебристой бахромой (кистями), которые уложены на бумагу вокруг текста грамоты. Сверху и снизу в футляр были продеты металлические штыри с деревянными набалдашниками. К верхнему штырю крепился шнур для подвешивания грамоты в вертикальном положении. Можно предположить, что грамота украшала одну из стен в доме Моисеевых. На это указывают следы бытования документа. Он был очень поврежден в нижней части – результат давления на бумагу нижнего металлического штыря.
Из истории бытования других документов такого рода известно, что жалованные грамоты хранились в семейных архивах дворян и передавались из поколения в поколение вместе с другими важнейшими документами. В основном в частных архивах хранились владельческие документы. Уже в самом начале XIX века такие архивы стали предметом интереса любителей истории. Первыми исследователями и публикаторами этих документов иногда являлись сами владельцы семейного архива. Так, выдающемуся генеалогу Николаю Николаевичу Кашкину принадлежит заслуга по созданию каталога и описания документов из семейного архива, их сохранению и передаче в учреждение, занимающееся профессиональным изучением рукописных памятников – Археографическую комиссию. Благодаря усилиям таких любителей истории и старины документы сохранились и доступны сейчас для изучения.
Из-за большого формата жалованных грамот большой задачей является их хранение. Многие грамоты дошли до нас в руинированном состоянии. Поэтому важнейшей задачей Института истории является реставрация этих документов и создание их цифровых копий. Несколько документов в последние годы прошли такую реставрацию в Институте и теперь некоторые из них представлены на экспозиции в «Палеографическом кабинете Н.П. Лихачева».
Документы, о которых я рассказала, а также многие другие представлены на интернет-портале «История письма европейской цивилизации» gis.spbiiran.ru. Этот портал был создан в ходе реализации одноименного проекта. Центральная задача этого проекта – подготовка образцов письма к публикации в сопровождении научных описаний и цифровых копий в электронной базе данных. Отобранные памятники должны предоставить материал для систематического изучения письма разных традиций, на разных языках и на различных носителях.

 

См. также:

Зарплата монахов, хлебные старцы, игуменское седло и другие детали жизни русского монастыря в XVI — XVII вв.

«Монах, инок – эти слова встречаются очень редко. Монашествующих называли старцами и старицами вне зависимости от возраста». В программе «Архивная история» принимает участие Ольга Абеленцева. Эфир 27 мая и 24 июня 2024 г. АУДИО

«И ведая той чин многие архиереи, оставя превысочайший чин архиерейства, снисходят в монашество»

«Все заботились о своих душах, то есть все предполагали, все знали, что они умрут…». В программе «Архивная история» Никита Башнин рассказывает о теме смерти и погребения в жизни архиереев Московской Руси. Эфир 27 ноября 2023 г. АУДИО

Что писали современники о Крымской войне

В программе «Архивная история» принимает участие Борис Миловидов. Тема: Крымская война в документах Научно-исторического архива Санкт-Петербургского Института истории РАН. Эфир 30 октября 2023 г. АУДИО

Русская традиция отношения к своей земле

«Все учтено, все записано, ничего бесхозного». В программе «Архивная история» Зоя Дмитриева рассказывает о массовых источниках. Эфир 31 июля 2023 г. АУДИО

Православный епископ – собиратель документов по церковной истории

В программе «Архивная история» принимает участие Иван Басов. Тема программы – акты Великого княжества Литовского в коллекции Доброхотова. Эфир 26 июня 2023 г. АУДИО

История дореволюционной генеалогии в архиве Татищева

В программе «Архивная история» принимает участие Михаил Друзин. Тема программы – фонд Юрия Татищева в архиве Санкт-Петербургского Института истории РАН. Эфир 29 мая 2023 г. АУДИО

Частновладельческий город на свейском рубеже

В программе «Архивная история» принимает участие Екатерина Дилигул, она рассказывает о судьбе и интересных документах архива Успенского Тихвинского монастыря. Эфир 27 марта 2023 г. АУДИО

Для чего «на самом деле» был построен Петербург

Работа «царского чиновника» – убедить весь мир вкладывать деньги в Россию. В программе «Архивная история» Сергей Лебедев рассказывает об архиве Константина Скальковского. Эфир 6 марта 2023 г. АУДИО

Как пополнять государственную казну в смутные времена

Программа «Архивная история» с участием Алексея Раздорского посвящена таможенным и кабацким книгам XVII-XVIII веков в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Эфир 26 декабря 2022 г. АУДИО

Походная канцелярия князя Меншикова

Программа «Архивная история» с участием Татьяны Базаровой посвящена архиву походной канцелярии Александра Даниловича Меншикова. Эфир 31 октября 2022 г. АУДИО

Что такое хорошо и что такое плохо в Московской Руси?

Остаться с носом – плохо. Ударить сковородочкой – хорошо. Программа «Архивная история» с участием историка Павла Седова продолжает детализировать историю России XVII века. Часть 2. Эфир 26 сентября 2022 г. АУДИО

«Правда выше закона». Хлеб-соль русской экономики

От «пирожка» и «сковородочки» до «дорогой иномарки». Как устроена коррупция (зачеркнуто) экономика и судебное дело в Московской Руси. Программа «Архивная история». Павел Седов. Эфир 29 августа 2022 г. АУДИО

Колонизация Сибири в документах

Совместная программа радио «Град Петров» и Санкт-Петербургского Института истории РАН «Архивная история». Ангелина Калашникова рассказывает о документах Якутской приказной избы. Эфир 25 апреля 2022 г. АУДИО

«В церковь входят те социальные формы, которые уже есть в обычной жизни»

Царь Алексей Михайлович об участии подданных в церковных таинствах: нужно чаще причащаться – раз в год. О вехах истории русского православного прихода рассказывает историк Алексей Беглов. Передача 2. Типы приходов в допетровской Руси. АУДИО

Филолог в городе физиков. Экскурсия по Дубне

Светлана Шешунова рассказывает о родной Дубне, в истории которой есть и древность Московского царства, и память о ГУЛАГе, и современная ядерная физика в лицах. Эфир 2 сентября 2023 г. АУДИО

Как миряне строили свою церковную жизнь до того, как начали строить храмы

«Покаяние вольно есть»: до прихода была «семья». Хронологически приход появился на Руси поздно – уже после соборов и монастырей. Как же миряне строили свою церковную жизнь? В цикле «Вехи истории русского православного прихода» Алексей Беглов рассказывает о формах устроения прихода в истории Русской Церкви. Передача 1. АУДИО

700 лет истории независимого от властей русского православного прихода

«Церковный приход стал еще одной жертвой империи». В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» – историк Алексей Беглов, автор книги «Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы». Передача 3. Эфир 12 февраля 2023 г. АУДИО

Свобода в России

В программе «Встреча» продолжаем беседу на тему свободы с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым. Часть вторая. Эфир 10 сентября 2022 г. АУДИО

К 800-летию Александра Невского: образ государя-воина в истории и культуре Руси-России

В программе «Под знаменем России» – культуролог Петр Сапронов об образе правителя в русской культуре, о князе-воине Александре Невском, о «тихих» царях Московских и «воинственных» императорах Петербургских. Эфир 15 и 22 июля 2021 г. АУДИО

«Священство» и «царство» в России на пороге Нового времени

Историк Павел Седов – к 320-летию снятия колоколов Петром Первым и 300-летию начала Синодального периода в истории Православной Церкви в России. Программа «Встреча». Эфир 20 марта 2021 г. АУДИО

История государства — да. История человека — нет

Уничтожение личных дел в современной России — практика геноцида семейной памяти. Государство согласно платить только за историю партий и правительств, а историю конкретных людей — «измельчить методом шредирования». Юрист и генеалог Даниил Петров рассказывает о новостях архивов. Эфир 19 сентября 2020 г. АУДИО

В Европу — со своими государями

«Пушкин сказал важную мысль: первыми европейцами в России всегда были Романовы». В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с ректором Института богословия и философии Петром Александровичем Сапроновым, автором книги «Романовы как династия». Эфир 19 июля 2020 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru