Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Цикл бесед с библеистом Светланой Викторовной Бабкиной
«Женщины в Библии»
Передача вторая. Ревекка
Эфир 17 апреля 2021 г.
АУДИО
Светлана Бабкина:
Ревекка, жена патриарха, праотца Исаака, сына Авраама, у которой тоже очень интересная, очень непростая, очень яркая история. Одна из самых любимых женщин в еврейской традиции, очень популярное имя, кстати, девочки – Ривка. В христианской традиции – в православной церкви сейчас мало девочек Ревекк, но в католической, европейской и американской традиции довольно часто можно встретить имя Ревекка. Почему имя этой женщины, много веков назад жившей, до сих пор помнят?
Я бы даже сказала, что речь идет не только о красоте, хотя она, безусловно, красивая, потому что когда ее видит Исаак – она него производит очень сильное впечатление. Но я бы хотела начать даже со встречи с Елиезером. История такова, как мы помним, что Авраам стар, его сын Исаак взрослый, но не женат, его жена Сарра умерла. Но обетование, которое дал ему Бог, о том, что от тебя потомство будет как песок морской, оно находится снова под угрозой. Вот как в том случае, когда мы с вами говорили о Сарре, когда она принимает вот это непростое для неё решение дать Агарь в жены Аврааму для того, чтобы это обетование реализовалось. Вот теперь опять под угрозой обетование, а Сарры уже нет – для того чтобы разрешить этот кризис. И Авраам понимает, что нужно найти Исааку жену. Любопытно, что Исаак не сам ищет, то есть настолько патриархальный уклад.
…
Авраам не отправляет Исаака, заметьте, он отправляет своего слугу. Почему? Потому что он, видимо, боится, что что-то случится в дороге с ним, тогда, опять же, не исполнится обещание. И Исаак это принимает, он подчиняется этому решению. И Елиезер отправляется в путь за женой, будущей женой для своего молодого господина. И представьте, как ему сложно выбрать девушку, которая должна будет стать праматерью для будущих потомков вот этих «бесчисленных как песок». А он всего лишь слуга. И он просит Бога, он говорит – пошли мне хорошую, и так он делает сам такой вот как бы маленький завет с Богом, договор, что я приду к колодцу… Знакомились всегда у колодца.
Вообще колодец – это очень романтическое место. В караванах мы знакомились, потому что в караваны ходили мужчины. А вот место, где мужчина и женщина могли встретиться, где они могли поговорить – это колодец, потому что все приходили пить, люди приходили пить, для животных приносили воду оттуда. Естественно, господа, сильно богатые, обычно не ходили, но мы видим, что Ревекка из далеко не бедной семьи, но, тем не менее, она сама приходит, она пасёт, они все пристроены, они все при деле.
Мы увидим потом – много раз происходит чудесная встреча у колодца, Иаков знакомится с Рахилью у колодца, Моисей знакомится с Ципорой у колодца… Да, потом, в Новом Завете, мы видим – Иисус встречается с самарянкой у колодца, там происходит этот очень важный разговор про воду живую. Это вот не просто так, это потому, что это, во-первых, символ очень важный, это жизнь, вода – это жизнь в пустынной территории. Во-вторых, потому что, действительно, очень такое вот важное место – точка пересечения разных семей, мужчин, женщин, потому что в дом просто так не войдёшь, опять же.
…
…и очень трогательная сцена, которая, как мне кажется, очень часто ускользает от людей, то есть представьте себе, они идут много дней в пути, и она едет с Елиезером, и вот они подъезжают к дому, где живет Исаак, он вышел навстречу, издали он их увидел, и она спрашивает – кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал – это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. Что мы видим из этого места? Что она едет в пути открытой, она едет с открытым лицом. И она покрывается, потому что это следование традиции. И дальше. Ребекка взглянула, увидела Исаака и спустилась с верблюда. В иврите, в ивритском тексте не написано «спустилась» просто, там написано – упала она с верблюда. То есть она изумилась, но мы не знаем, что было за впечатление, что она в нем увидела, но он ее поразил, и поразил настолько, что она упала с верблюда и спросила: кто это такой? А вот это мой господин, за которого мы едем тебя отдать в жёны, вот тогда она закрывает свое лицо. Опять же, вот это вот удивительная подробность библейского рассказа. Мы часто видим, что какие-то важные детали опускаются, например, мы не видим, каким было ее детство, как ее воспитывали, но вот эти несколько штрихов – они нам всё это уже говорят.
…
Марина Лобанова:
Вот здесь такая будет мощная история, это разное отношение отца и матери к детям, близнецам. Как это вообще можно понять в контексте Библии, в контексте эпохи?
Светлана Бабкина:
Действительно так. Мы видим, что есть Исав, мощный, лохматой, да такой вот мальчик-мальчик, сын своего отца. И есть Иаков, который гораздо мягче, видимо, который человек поля, и он тоже сильный, они оба сильны, мы видим дальше, он способен трудиться, способен защищать свою семью, и у него очень сильная воля, как у его матери, тем не менее, есть какая-то изначальная какая-то очень сильная привязанность Исаака именно к Исаву, потому что, видимо, он первенец, он наследник всего дома, имущества, и мне кажется, что Ревекка усматривала в этом некоторую несправедливость, потому что дети близнецы. Почему, из-за того, что один вылез на 5 минут раньше, он получает всё, а второй не получает ничего? И она встает на его защиту, она привыкает к тому, что ей нужно вмешаться и уравновесить. Происходит вот эта вот история с подменой благословения. Я бы сказала что это не только воля Ревекки, потому что, как мы понимаем, что невозможно получить Божье благословение если на то нет воли самого Бога. Он выстраивает отношения так, Он выстраивает историю так, чтобы благословение получил именно Иаков. И я бы сказала, что это не выбор Ревекки, выбор Ревекки – это следствие, Ревекка становится орудием в этой истории всего-навсего. Хотя, кажется, что она действует сама, кажется, что она действует вот этим вот самым своим умом, который проявляется в этой истории. Но на самом деле первородство-то продаётся раньше. История с проданным первородством, когда Исав идёт голодный с поля и говорит: дай мне этого красного есть… это чечевичная похлебка. А Иаков говорит: да, я дам тебе, если ты отдашь мне первородство. Вот эти две природы сталкиваются: природа Исава, хорошего человека, но человека, который живёт здесь и сейчас, он хочет есть сейчас, он берёт себе эту еду, неважно, какую цену, он не понимает, какую цену за это отдаёт, ему кажется, что это просто так, ну, неважно, что я сейчас сказал, всё равно отец меня благословит. Не работает так в этих вещах, в этих предметах. Да, и вот этот тонкий ум, эта дальновидность (которую, как мне кажется, именно от Ревекки унаследовал Иаков)… И поэтому, когда благословение продано, когда первородство продано, то благословение – уже следствие этого, следствие этой продажи. Я бы сказала даже, что Ревекка восстает не ради имущества, её едва ли волновало именно имущество семьи, что первый сын всё это получает, она понимала, что второй сын, Иаков, он тоже в конце концов себе заработает, но посмотрите, что мы узнаём о благословении. Когда Исаак благословляет Иакова, приходит Исав, он видит, что произошло, и он говорит: отец, благослови меня тоже, я тебе тоже сын. И он говорит: а всё, я уже отдал. Нам это довольно странно, потому что, казалось бы, благослови второго ребёнка тоже, это просто пожелание блага и добра. Нет. Вот это удивительное ощущение материальности благословения… То есть все вещи, которые мы сейчас видим абстрактными, мы воспринимаем это именно как пожелание, как проявление доброй воли, но они воспринимали это не так, это было привязывание судьбы. И Исаак уже отдал вот это всё, что у него было – благословение, завет, он отдаёт Иакову, и для Исава не остается ничего. Всё или ничего. Это очень архаичный взгляд, но тем не менее, это как раз то, что правит историей.
…
Много веков последующей истории Ревекка изменяет этим своим выбором, она оказывается вот таким ключиком, который поворачивает вот это колесо.
Марина Лобанова:
Здесь можно увидеть желание Ревекки любимому сыну отдать и благословение, и что-то ещё. Но, с другой стороны, она не просто рискует, она получает много негатива, и этот негатив она берёт на себя. Она берёт на себя проклятие, то есть она тоже произносит слова, которые тоже становятся судьбой, она знает, что начнётся вражда между её сыновьями, она знает, что, может быть, как-то ухудшатся отношения с её мужем любимым… И вообще ставит под вопрос вот семейную целостность, которая так ценится. И возникает вопрос: ради чего? Мы видим, что она умна, и что она понимает, что не получит её второй и любимый сын вот это всё наследство, которое измеряется вот этими материальными богатствами, не получит. А что тогда он получит? И что она такого знает, ради чего она это всё делает.
Светлана Бабкина:
Завет. Потому что имущество, совершенно верно, всё равно получает Исав, мы это видим. Но вот это вот особое взаимоотношение с Богом, которое есть у Авраама, которые есть у Исаака, когда он спрашивает и Бог отвечает, когда не только ты сам, но нечто большее, вот эта сила, для которой не важно имущество, для которой не важна материя этого мира, а важен – дух. Некоторая такая, мне кажется, может быть, неочевидная параллель, но я бы всё-таки хотела о ней поговорить. Когда Иисус проповедовал Царство Божие, люди не очень понимали, что Он проповедует, почему, потому что они ждали Мессию, который придёт, который наведет порядок, и начнётся процветание для всех и все будет хорошо, все будут счастливы, наступит это самое царство Божие здесь на земле. И, видимо, это ожидал Креститель, потому что он говорил, что и секира уже при корне дерев лежит, и придёт тот, кто вот этой секирой и будет действовать – он ждал вот этого воинственного Мессию. И это – Исав, в какой-то мере, как мне кажется, потому что это мир «этот», это наследие «этого мира». Но Иисус говорит, что Царство Божие внутри вас, и это то, что делало раннехристианскую общину такой сильной, способной противостоять Риму.
…
Марина Лобанова:
Роль женщины – сделать не так, как очевидно должно бы быть.
Светлана Бабкина:
Да, но важно увидеть образ Ревекки, как он с самого начала в Библии нам раскрывается, вспомним, как она описывается сначала, когда мы ее встречаем: она – хорошая. Это соединение промысла и воля человека, да, то есть мы видели вначале, неслучайно показывается: да, она хорошая, она не просто какая-то там пришла с улицы и сказала «я хочу, чтобы было так, а вы все здесь дураки, вы ничего не понимаете, а я одна понимаю». Нет. Что ей движет? Если мы помним это, то, что она – хорошая, она достойна женщина, у которой, помимо всего прочего, есть вот это вот ощущение божественной правоты, божественной справедливости, и есть ощущение силы Завета.
Марина Лобанова:
Многих читателей Библии смущает, что это благословение Божие, это обещание Божие, оно достигается через обман. Можно ли это понимать так, что если единственно возможно достижение промысла – это через женщину, то это и для женщины единственный был путь в том обществе, в котором она жила.
Светлана Бабкина:
Я думаю, что да, но, безусловно, обман здесь есть. Но и здесь: есть всегда нечто большее.
Вот то, что отличает библейские истории, почему они так важны вообще, почему мы из века в век их читаем. Вот если мы посмотрим просто на эту историю со стороны: это история о том, как было два сына, и жена обманула мужа, заставив отдать лучшую часть младшему вместо старшего, хотя это противоречит общим правилам. Вот эта история в двух словах. Но она в контексте. Она в контексте божественного обетования. Она в контексте следствия. Мы видим, что было до и что будет после. Если бы завет пошёл через Исава, вот этого вот простого… хорошего, но простого человека, который не понимал… Посмотрите, на ком он женится… Он не понимал идеи чистоты брака, важности чистоты брака для завета.
…
Марина Лобанова:
Еще раз вспомним вот эти пункты. Во-первых, Иаков не получает материального наследства, а, наоборот, он его ещё и теряет, даже то, что он мог бы получить, он теряет всё. И вторая деталь, тоже ужасно потрясающая, Ревекка-то остаётся без своего любимого сына, а остаётся как раз со старшим, которого она не очень любила и которого она обманула. И она будет, как я понимаю, до конца своих дней жить как раз со старшим. А младшего не увидит больше никогда. Вот в этом ужас. Она ничего не получает вообще от этого. Кроме вот того неощутимого Завета… И дальше – что дальше? А дальше опять вопрос женщины. Если Исав неправильно женился, то для Иакова принципиально важно жениться правильно. Будущая жена – какая? Это тоже будет главным вопросом этого выбора Ревекки – какая женщина будет рядом с тем сыном, кому отдан Завет. То есть выбор – кому передать Завет, он практически по женам происходит здесь. И вот о следующей женщине я и попрошу вас рассказать в следующей передаче.
Полностью слушайте в АУДИО.
См. также:
«В древности его называли арфой Святого Духа. Сегодня его сравнивают с Данте и даже с Моцартом». Цикл программ Софии Фомичевой слушайте в нашем эфире с 29 декабря 2021 г. АНОНС
«Пророки Ветхого Завета». С 7 декабря 2021 г. слушайте цикл бесед доцента кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера. АНОНС
Беседа с современным богословом Олегом Давыдовым, доктором философских наук, автором книги «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия». Программа «Книжное обозрение». Эфир 20 июня 2021 г. АУДИО
Женщина в Библии очень часто не только направляет, но и совершенно меняет выбор, решение, волю мужчины, а иногда даже и Бога. В цикле бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии» первая передача посвящена Еве и Сарре. Эфир 13 марта 2021 г. АУДИО
«Избавление от иллюзорного комфорта окончательности наших идей». Программа Марины Лобановой «Встреча» продолжает знакомить с новыми богословскими концепциями. Светлана Коначёва рассказывает об одном из самых обсуждаемых и непривычных направлений в современной теологии. Передача первая. Эфир 11 сентября 2021 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» слушайте передачи о переводе на русский язык новой книги православного американского теолога греческого происхождения Аристотеля Папаниколау. АНОНС
В программе «Книжное обозрение» – беседа с автором книги «Цезарий Арелатский – епископ и пастырь» историком Дарьей Омельченко. Эфир 3 и 10 октября 2021 г. АУДИО
В рамках программы «Исследования и исследователи» в нашем эфире – цикл бесед Артема Гравина с Дмитрием Бирюковым об учении Григория Паламы. Тема этого выпуска – виды энергий в паламитском богословии. Эфир 14 октября 2021 г. АУДИО
В программе «Встреча» 11 сентября 2021 г. слушайте первую беседу с доктором философских наук Светланой Коначевой. Речь пойдет об одном из новых направлений в христианском богословии, которое получило название «слабая теология». Передачу ведет Марина Лобанова
Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча». АНОНС
«Гайденко умела, и её тексты об этом свидетельствуют, увидеть в наших философах нечто большее, чем слабые копии западных философских теорий». Два выпуска программы «Книжное обозрение» посвящаем памяти Пиамы Павловны Гайденко. Программу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Передача вторая. Эфир 18 июля 2021 г. АУДИО
Современная библеистика в России. Круглые столы и семинары. Репортажи Марины Лобановой. Эфиры 27 февраля и 15 мая 2021 г. АУДИО
В программе Марины Лобановой «Встреча» Андрей Десницкий рассказывает о сайте «Ваганты» – совместном с Асей Штейн образовательном проекте для взрослых и детей. Эфир 24 апреля 2021 г. АУДИО
После Церкви мучеников – эпоха торжества Православия и… обмирщения христианства. Но и в этой ситуации великий святой – Иоанн Златоуст – умудрился вернуть христианству идеал мученичества. Константин Махлак в программе «Книжное обозрение» о древних житиях святителя Иоанна Златоуста. Эфир 14 февраля 2021 г. АУДИО
Программа «Радиоэкскурсии» рассказывает о древних русских иконах в коллекции Новгородского музея-заповедника. Передача первая. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО
Одну из самых известных новозаветных максим разбираем в библеистом Глебом Ястребовым. Программа «Встреча». 13 февраля 2021 г. АУДИО