6+

«Значительная часть наших верующих смутно представляют себе основы экклезиологии, то есть что такое Церковь»

протоиерей Александр Степанов ПАСТЫРСКИЙ ЧАС

«Пастырский час»

Программу ведет протоиерей Александр Степанов

Прямой эфир 18 февраля 2016 г., 20:30

АУДИО + ТЕКСТ

 

Протоиерей Александр Степанов: «Судя по множеству вопросов, поступающих на радио после встречи Патриарха Кирилла с Папой, значительная часть наших верующих смутно представляют себе основы экклезиологии, то есть что такое Церковь».

 

Вопрос (1): Правильно ли я понимаю, что католики и православные считают друг друга себя схизматиками, то есть между ними существуют менее радикальные отклонения, чем у еретиков, и их таинства являются благодатными? А протестанты считаются еретиками и их  таинства безблагодатны? Так ли это?

Отвечает протоиерей Александр Степанов: Прежде всего, надо сказать, что сам термин «еретики» и наименование кого-либо этим термином связано не просто с мнением отдельных людей, не важно, образованных или не образованных богословски, а с постановлениями Соборов. Так вот, нам необходимо понимать, что не было ни одного Собора, законного Собора Православной Церкви, который бы высказывал такое мнение о западных христианах. Это касается прежде всего Западной Церкви, Римско-Католической, а также и протестантских Церквей, потому что по их поводу каких-либо соборных суждений у нас не выносилось вовсе. Поэтому можно расширительно толковать это слово, но в точном смысле применять его к Римско-Католической Церкви и даже к протестантским Церквям, которые находятся от нас еще дальше с точки зрения их вероучения, церковной практики и понимания, что такое Церковь, то есть с точки зрения экклезиологии, невозможно. Слово «схизматик» значит по-гречески «раскольник». Термином «раскол» мы пользуемся, несомненно. Западная Церковь предпочитает называть это словом «схизма», а у нас есть русское слово, полный его аналог – «раскол». Мы говорим, что между Восточной и Западной Церковью произошел в 1054 году раскол. Необходимо понимать, что в тот момент ни те, ни другие не считали, что это разделение абсолютное. Состоялся Собор, который вынес какое-то богословское суждение о неверных учениях другой части Церкви.  И этот Собор произнес анафемы и дал соответствующие названия, квалифицировал эти отклонения как еретические. Анафемы произносились, но не по богословским основаниям, хотя такие основания, конечно, были. Тем не менее, по их поводу такого категорического суждения не было произнесено. А по поводу других, скорее канонических проблем, прозвучали анафемы. Впрочем, эти анафемы, наложенные Константинопольским Патриархом на Папу Римского и Папой Римским на Константинопольского Патриарха взаимно, были сняты в шестидесятые годы Патриархом Афинагором и также Папой Римским. Так что на сегодняшний день отношения между Римско-Католической и Восточной Церковью нормализованы, я бы сказал, в политическом смысле. Конечно, они никаким образом не нормализованы с точки зрения экклезиологии, то есть церковного единства, которое, конечно, есть чаемый идеал как для той, так и для другой половины. Тем не менее, на сегодняшний день этого единства быть не может, потому что, чем дольше длится разделение, раскол, тем больше накапливается каких-то особенностей в жизни Церкви, которые присутствуют в одной части и отсутствуют в другой части. Кроме того, в Западной Церкви появились и какие-то вероучительные новации. Кроме первой и основной – филиокве, которая появилась не  в 1054 году, а гораздо раньше, и как минимум, два, а то и три века Восточная и Западная Церкви сосуществовали совершенно спокойно, хотя филиокве уже использовалась на западе. Тем не менее, Восточная Церковь, пока это суждение не было публично заявлено, вопрос этот не рассматривала. Все знали об этом учении и понимали, в связи с чем оно изменилось. Но когда возникли уже другие причины, с точки зрения священноначалия двух сторон более весомые, тогда уже в ход пошли обвинения подобного рода. Повторяю, что еретиками Западную Церковь в точном смысле слова мы не можем называть и они нас не называют. Соответственно, если нет такого определения, мы не можем с определенностью сказать о благодатности или безблагодатности таинств другой части Церкви, от нас отделенной. Скорее, как я уже говорил в прошлой программе на эту тему, мы можем говорить о неполноте благодати, но не о полной безблагодатности.

 

Вопрос (2): У нас ведь существует «Российская Православная Автономная Церковь». Она ведет начало от Катакомбной Церкви, существовавшей в СССР нелегально. Это часть Русской Православной Церкви, которая не приняла сергианство. То есть, казалось бы, сохранила большую чистоту, т.к. сергианство запятнано сотрудничеством с НКВД, признанием советской власти и т.д. Но сейчас эта Церковь, как я понимаю, не считается истинной апостольской. Почему? Признаются ли ее таинства?

Отвечает протоиерей Александр Степанов: Известно такое понятие – «катакомбная Церковь». Но не надо думать, что оно обозначает некое целостное церковное образование. …

(полностью ответ слушайте в АУДИО)

 

Вопрос (4): Стоит ли христианину вникать в новости по телевизору? По моему мнению, достаточно молиться ежедневно о стране нашей, народе России, а новости только рассеивают мысли.

Отвечает протоиерей Александр Степанов: Если Вам кажется, что этого достаточно, конечно. Если кто-то из моих духовных чад скажет, что ему этого достаточно и ничего больше ему не нужно, то я бы ничего против не имел: не нужно, значит, не нужно. Кому-то нужно больше – и здесь я тоже не сказал бы, что это плохо. Единственное, что хотелось бы добавить, что, может быть, узнавать новости надо шире, можно использовать Интернет, который дает больше информации. Не стоит только слишком погружаться в этот новостной поток. Новостей сегодня очень много. И если мы все время будем жить этим пульсом новостей, боюсь, что не останется времени для духовной жизни и для размышлений о каких-то сущностных вещах. О жизни и смерти, в конечном счете. Некогда будет нам подумать всерьез. А будем только думать, что сказал тот или иной политик, хорошо это или плохо, и как ему ответил другой политик, а прокомментировал третий…  Вот это точно не полезно и никакой пользы душе не принесет, а только будет раздергивать. Поэтому слишком реагировать на такой «белый шум» не стоит. Выберите два-три сайта, которые, на ваш взгляд, дают правильную и объективную информацию, и руководствуйтесь новостями, которые можно там посмотреть.

 

Вопрос (5): Батюшка, поясните, пожалуйста, выражение одного из оптинских старцев: «Внимай себе и будет с тебя». Может ли неправильное следование совету внимать себе привести к зацикленности на себе?

Отвечает протоиерей Александр Степанов: Я бы мог это связать с предыдущим вопросом – по поводу новостей. Внимать к себе – это быть внимательным к своей внутренней жизни, духовной жизни, к своим желаниям, стремлениям, страстям, которые есть часть наших стремлений, желаний, к нашим мыслям, которые очень часто идут совсем не в том русле, в каком, наверное, Господь хотел, чтобы мы думали. Что нами владеет? Вот это составляет главный поток жизни христианина, а не вот эти внешние события, которые вокруг нас все время происходят. В современном информационном мире сегодня мы получаем новостей больше, чем обычный человек способен переварить. А переварить – это значит как-то соотнести эти новости с самим собой, одни новости с другими и т.д. Имеет смысл есть или пить столько, сколько мы можем переварить. Сегодня, на мой взгляд, новостей больше, чем человек может переварить, поэтому требуется некоторая диета. Так же как и пищи сегодня более, чем достаточно, несмотря на определенные трудности, и человек вполне может объедаться. Можем даже наблюдать часто людей, которые явно грешат этим, внешне это видно бывает: нездоровый образ жизни ведут. Не всё то, что можно съесть, нужно съесть. Так же и здесь. А духовная пища – это то, что человеку во вред никогда не пойдет. Поэтому за собой следить надо. Конечно, в смысле зацикленности излишнее самокопание тоже не полезно. Должна быть здравость и трезвость  во взгляде на себя. Научить этому довольно трудно. Скорее, я бы сказал, что надо молиться, чтобы Господь умудрил и даровал здравость и трезвость нам во взгляде на себя и на окружающий мир.

Другие вопросы в этом выпуске программы «Пастырский час»:

 

1)         Правильно ли я понимаю, что католики и православные считают друг друга схизматиками, то есть между ними существуют менее радикальные отклонения, чем у еретиков, и их таинства являются благодатными? А протестанты считаются еретиками и их  таинства безблагодатны? Так ли это?

 

2)         У нас существует «Российская православная автономная церковь». Она ведет начало от катакомбной Церкви, существовавшей в СССР нелегально. Эта часть Русской Православной Церкви, которая не приняла сергианство, то есть, казалось бы, сохранила, большую чистоту, так как сергианство запятнано с сотрудничеством с НКВД, признанием советской власти и т.д. Но сейчас эта Церковь, как я понимаю, не считается истинной и апостольской. Почему? И признаются ли ее таинства?

 

3)         Батюшка, согласны ли Вы с высказыванием одного святого (не помню имени), что надо терпеть себя. В разговоре с матерью я сказал, что если согрешишь, то надо себя терпеть, не отчаиваться, не унывать, а мама мне в ответ – нет, надо терпеть себя в том смысле, чтобы не грешить.

 

4)         Стоит ли христианину вникать в новости по телевизору? По моему мнению, достаточно молиться каждый день о стране нашей, народе России, а новости только рассеивают внимание?

 

5)         Батюшка, поясните, пожалуйста, выражение одного из оптинских старцев: «Внимай себе и будет с тебя». Может ли неправильное следование совету внимать себе привести к излишней зацикленности на себе?

 

6)         Почему некоторые храмы названы в честь царя-мученика Николая II, а другие – в честь Царственных страстотерпцев. В 1932 году Сербская Церковь первой прославила царя Николая II как мученика, в 1982 году Русская Зарубежная Церковь также прославила царя как мученика, а наша Церковь в 2000 году – как страстотерпца. Получается путаница. Объясните, пожалуйста, почему по-разному прославляют?

 

7)         Батюшка, Вы говорите, что католики не являются еретиками и Церковь их спасительная. А как же быть с тем, что благодатный огонь сходит только у православных, а не у католиков? Второй вопрос: слышали ли Вы что-нибудь о Падре Пио, капуцинском монахе? Его мощи католики демонстрировали незадолго перед встречей Патриарха и Папы.

 

8)         При каких обстоятельствах молятся иконе «Державная»?

 

9)         Можно ли заранее писать записки о здравии и о упокоении, печатать их на компьютере, чтобы подавать их потом в храме?

 

10)       Можно ли в программе передач радио указывать конкретную тему программ «Встреча»  и «Культурная реакция»?

 

11)       Батюшка, Ваше отношение к Конгрессу Православной Интеллигенции и информации, размещаемой на их сайте? Второй вопрос: можно ли, не отклоняясь в стороны, подробнее рассказать по объявленной Вами же теме?

 

12)       Прокомментируйте, пожалуйста, следующую ситуацию. По окончании исповеди я поблагодарила священника, сказав ему «спасибо». Одна из прихожанок буквально накинулась на меня, обвинив в неграмотности. Она сказал, что на все слова батюшки необходимо говорить «аминь», чем очень меня обескуражила.

 

13)       В связи с праздником Сретения прошу пояснить следующее. Почему Пречистая Дева Мария принесла в храм в знак своего очищения после родов две голубицы? Ведь по закону положено принести агнца и голубицу. И эта жертва шла на пропитание служителей храма или на всесожжение?

 

14)       Мне очень нравятся (в эфире радио) проповеди с комментариями на Евангельские чтения отца Александра Глебова. Они очень глубокие, честные и современные в то же время. Не могли бы Вы рассказать о нем подробнее, где он служит и почему не выступает в передаче «Пастырский час»?

 

15)       Вопрос о цвете облачения священников. В определенные праздники цвет облачения разный. В праздник Крещения, например, цвет облачения – белый. Если в каком-то храме этот праздник совпадает с днем памяти какого-либо святого, какого цвета облачение будет в таком случае?

 

Текст: Ольга Качаева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru