«Знание сковывает, вера освобождает»
Update Required
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your
Flash plugin.
«Пастырский час»
Программу ведет протоиерей Виталий Головатенко
Прямой эфир 8 февраля 2016 г., 20:30
Вопрос (5): По-моему, вера и знание связаны друг с другом. Одно без другого быть не может. Согласно некоторым расшифровкам этимологии слова «вера» первая часть означает «ведать», «знать», а «ра» – это свет, истина. Согласны ли Вы, батюшка, с этим?
Отвечает протоиерей Виталий Головатенко: Очень сомнительная этимология, даже слишком сомнительная. Вера и знание – разные вещи. Почитайте в Евангелии диалог Иисуса с Никодимом. Они как раз об этом рассуждают. Вера – одно, а знание – другое. Да, апостол Павел говорил, что «вера от слышания» (Рим.10:17). Действительно, не узнав, не поверишь. Но все-таки вера – гораздо больше знания. Знание сковывает, оно обязывает, человек становится рабом знания, он вынужден с ним считаться. А вот вера освобождает. Она гораздо беспредельнее знания. Знание наше очень ограниченно. А вот вера действительно беспредельна.
Вопрос (14): Недавно в церковной лавке встретила двух женщин, которые что-то покупали для обряда отпевания. У них умер близкий человек. Чувствовалось, что они не могли поверить, что их близкий ушел, были растеряны. А я вдруг почувствовала какое-то умиротворение, внутреннее спокойствие, как будто возвратилась к себе домой, в детство. И я поняла, что это связано с этими двумя женщинами и их потерей. Я как будто почувствовала рядом того умершего. Мне так показалось. И тогда я подумала, если бы они знали, каково ему сейчас, они не были бы так безнадежно убиты горем. Это может быть совет всем, у кого умерли близкие: они, возможно, находятся рядом и не хотят, чтобы мы сильно горевали.
Отвечает протоиерей Виталий Головатенко: По-моему, Вы очень правы. Сейчас уже не новость, есть много свидетельств о жизни после смерти, свидетельств людей, переживших клиническую смерть. И вот они ощущают то, о чем Вы говорите – мир, умиротворение, как будто человек вернулся к себе домой, в далекое детство, где все спокойно, тихо, ласково. И, действительно, получается сильный контраст по сравнению с состоянием родных и близких умершего человека. Действительно, диссонанс. И Вы верно это отметили. Тут есть над чем подумать. Это не значит, что надо все бросить, не заниматься организацией похорон, а сесть и погрузиться в созерцание. Нет, конечно. Никуда не денешься, приходится этим всем заниматься. Но Вы правильно заметили, что слишком много суетности и озабоченности, именно отрицательной суеты. Главное здесь, доминанта – это радость возвращения. И надо почувствовать эту радость возвращения, научиться или попробовать понять и пережить вместе с усопшим, который, действительно, еще здесь с нами в первые дни после кончины, на земле, видит все, что происходит. Здесь нет никакой ереси. Надо попасть в одну волну с усопшим, попытаться это сделать. И в высшей степени этому способствуют наши молитвы, христианские молитвы на отпевании. Вчитайтесь в них, пожалуйста. Там практически нет безнадежной скорби и отчаяния. Там все светло. Это молитва к Господу, чтобы Он принял эту душу усопшего, как мать принимает дитя на свои руки. Чтобы он уготовил ему место в селениях праведных. И здесь же мы заручаемся поддержкой всех святых, «со духи праведных скончавшихся душу раба твоего, Спасе, упокой». То есть здесь гораздо больше положительного, чем отрицательного, что на первый взгляд кажется очевидным.
Другие вопросы в этом выпуске программы «Пастырский час»:
- Все свершается по Божьему замыслу. Древо познания добра и зла произрастало в раю не случайно, а промыслительно, по Божьему замыслу. Чтобы Адам и Ева смогли (по своей свободной воле) вкусить запретный плод. Иначе человек, пройдя все последующие испытания, не стал бы подобным Творцу. Отец Виталий, что бы Вы могли сказать на этот счет?
- Я слышал, что тому, у кого нет семьи и детей, тому тяжело спастись или невозможно совсем. Правда ли это?
- У Силуана Афонского прочитала, что вера в Бога – это хорошо, но Бога надо не только любить, но Бога надо знать. Мне непонятно, что значит «знать Бога»? Объясните, пожалуйста.
- Как относиться к людям, верящим оберегам?
- По-моему, вера и знание связаны друг с другом. Одно без другого быть не может. Согласно некоторым расшифровкам этимологии слова «вера» первая часть означает «ведать», «знать», а «ра» – это свет, истина. Согласны ли Вы, батюшка, с этим?
- У меня двое маленьких внуков (2 года 9 месяцев и 6 месяцев). В выходные дети часто привозят внуков ко мне домой и у меня нет возможности по воскресеньям посещать церковь. Я очень люблю внуков и хочу помогать детям. Но мне также хотелось бы и в церковь регулярно ходить. Переживаю. Подскажите, батюшка, как быть.
- Нам нельзя верить в голоса, знамения, видения и сны. И правильно. Почему же в житиях святых всего этого много? В житии какого-то декабрьского святого есть эпизод, где слышится голос из могилы. Это смущает. А для мужчин и молодых это большое препятствие. Объясните, пожалуйста.
- Как правильно определить своего святого покровителя? Раньше всегда считала, что это первый праздник с твоим именем после твоего дня рождения. Потом слышала, что когда крестят, учитывают и другой способ отсчета. А недавно услышала, священники говорят о том, что можно выбрать любого святого с твоим именем и считать его своим святым. Но ведь ты уже крещен в честь какого-то святого. Помогите разобраться. Спасибо.
- Батюшка, 5 марта будет вселенская родительская суббота. Это начало поста? Мои родственники хотят расписываться в эту субботу. Не венчаться, а регистрировать свой брак. Это возможно или нехорошо? Ведь это будет день поминовения усопших.
- Не могу никак объяснить дочери следующее. Если человек кается перед Господом, Господь прощает ему грехи. На что дочь спрашивает, как Господь может прощать таким страшным убийцам, извращенцам, как, например, Чикатило? Я не знаю, что ей ответить. Подскажите, батюшка.
- Помогите, батюшка, пожалуйста. В субботу умер мой духовный отец. Я не знаю, как мне это пережить. Я была очень к нему привязана.
- Можно ли хранить фотографии умерших родственников в рамке под иконами?
- Отец Виталий, в чем духовный вред курения?
- Недавно в церковной лавке встретила двух женщин, которые что-то покупали для обряда отпевания. У них умер близкий человек. Чувствовалось, что они не могли поверить, что их близкий ушел, выглядели растерянными и подавленными. А я вдруг почувствовала какое-то умиротворение, внутреннее спокойствие, как будто возвратилась к себе домой, в детство. И я поняла, что это связано с этими двумя женщинами и их горем. Я как будто почувствовала рядом их умершего близкого. Мне так показалось. И тогда я подумала, если бы они знали, каково ему сейчас, они не были бы так безнадежно убиты горем. Это может быть совет всем, у кого умерли близкие: они, возможно, находятся рядом, и не хотят, чтобы мы сильно горевали.
- Мне непонятны слова «лихоимство» и «мшелоимство». Объясните, пожалуйста, батюшка.
- Значение слов «аспид» и «василиск» в 90 псалме.
- Летом будет Всеправославный Собор. Расскажите, пожалуйста, какие вопросы будут там ставиться.
- Мы выросли в атеистической стране. Нам мало что известно о Боге. У меня жена мусульманка и ходит в дагестанскую общину. Первый вопрос, который задают мусульмане: «Что такое Троица? Вы поклоняетесь трем богам?» Мусульмане Дагестана активно пропагандируют свою веру. Я был в Дагестане и увидел там следующую картину. Телевидение там исламское. Транслирует проповеди, новости тоже на религиозные темы. Магазин религиозной литературы большой, многоэтажный. С нашим магазином «Слово» и не сравнить. Вопрос: почему мусульмане активно пропагандируют свою веру, а православные не могут выйти с проповедью слова Божьего, подготовить людей, чтобы они могли ответить на вопросы мусульман. Некоторые священники считают, что брак с представителем другой веры есть грех. Но ведь первые христиане состояли в браке с язычниками. Да, у нас есть православное радио «Град Петров», но оно просит о помощи, в отличие от дагестанцев, готовых помочь оплатить дорогу и обучение исламу. Они организуют встречи с муфтиями. Цель у них одна – обратить вас в ислам. Священникам, которые мне попадались, просто некогда отвечать на такие вопросы. Не следует ли в нашей стране, где живет много мусульман и идет активная мусульманская проповедь, предусмотреть специальные миссионерские программы, предполагающие диалог православных с мусульманами?
Текст: Ольга Качаева