Программа Ольги Суровегиной
«Маленький концерт»
С.С.Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка»
Из архива радио «Град Петров»
АУДИО
Балет Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка», написанный на сюжет всемирно известной сказки Шарля Перро, создавался на протяжении четырех лет. В 1940-м году композитор, вдохновленный незабываемым исполнением Галины Улановой партии Джульетты в его балете «Ромео и Джульетта», начинает писать балет специально для этой балерины.
Однако закончен балет «Золушка» был только в конце 1944 года. Удивительно, что эта музыка, переносящая слушателя в мир детской сказки, создавалась практически в одно время с самым грандиозным произведением Прокофьева – его оперой «Война и мир». Возникновение в военные годы музыки, вдохновленной одним из самых патриотических произведений русской классики, кажется совершенно естественным. Но как в те же самые годы, годы, страшные для страны и нелегкие для самого композитора, рождалась эта волшебная музыкальная сказка?
Судя по всему, не только Прокофьев в те годы ощущал глубокую потребность в обращении к миру старой доброй сказки. Не только ему вдруг стала так близка история, рассказанная французским сказочником в конце XVII века. Балет «Золушка» с момента своей премьеры в Большом театре в ноябре 1945 года имел небывалый успех. Но вспомним еще одну «Золушку», легендарный фильм Надежды Кошеверовой по сценарию Евгения Шварца с незабываемой Яниной Жеймо в главной роли. Это воплощение сказки Перро рождалось в те же военные годы, и уже к 1947 году его посмотрели более 18 миллионов зрителей во всем мире.
Балет Прокофьева невероятно красочен; его музыка словно наэлектризована волшебством, которое завораживает и вполне взрослого зрителя, обращая его в ребенка, искренне ждущего чудес и верящего в них.
Один из самых увлекательных и волшебных моментов балета – сцена появления Феи, которая вознаграждает Золушку за ее доброту и кротость и дарит ей вместе с хрустальными башмачками надежду на обретение счастья. Вместе с Феей одаривают Золушку и феи Весны, Лета, Осени и Зимы – каждая готова отдать ей все очарование своего времени года. Что преподносит Золушке Фея Зимы, мы можем узнать из чудесной музыки Прокофьева, которая наряду с другими номерами этого балета стала одной из самых популярных пьес композитора и исполняется в самых разных вариантах и на разных инструментах.
В нашем «Маленьком концерте» Вариации Феи Зимы звучат в переложении замечательного пианиста Михаила Плетнёва для двух фортепиано. Стоит отметить тонкий вкус, с которым сделано это переложение, а также непревзойденное исполнение дуэта автора транскрипции и прославленной аргентинской пианистки Марты Аргерих.
…
См. также:
Программа Ольги Суровегиной «Маленький концерт» на Сервисе скачиваний