5 января 2012 г., 21:40
6 января 2012 г., 15:10
Радиолекторий
Русская религиозная философия
Передача 17
Автор: Константин Андреевич Махлак
Тема: Вл. Соловьев. «Краткая повесть об Антихристе»
В эти предрождественские дни мы ожидаем пришествия в мир Младенца Христа.
Христиане же первых веков пребывали в ожидании Второго Пришествия Христа Вседержителя.
Наша история, которую в летоисчислении всего христианского мира отмечают «до Р.Х.» и «после Р.Х.», а у нас в стране «до н.э.» и «н.э.», имеет целевую, конечную направленность, так же, как и жизнь каждого человека. И эта конечная цель – встреча со Христом. Она может произойти и в переживании Его Рождества, и в ожидании Его Пришествия.
Наше время лежит между двух Пришествий Спасителя мира. И хотя Рождество нам кажется более знакомым и близким, еще не известно, к какому из двух мы окажемся ближе по времени.
Мир накануне Второго Пришествия Христова описал великий русский философ, действительно гениально одаренный человек, Владимир Сергеевич Соловьев. Его знаменитому произведению «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории…» посвящены две передачи в цикле программ Константина Махлака «Лекции по русской религиозной философии». 17-я лекция рассказывает о последних временах в ожидании Второго Пришествия Христова, которые описаны Соловьевым в «Краткой повести об Антихристе» – одном из самых сильных и глубоких христианских текстов в русской и мировой литературе. По своим содержательным достоинствам этот текст может поспорить с лучшими местами из Достоевского, а по плодам религиозного чувства философ-литератор, пожалуй, может и превзойти литератора-философа.
Предыдущие лекции были посвящены поэтическому творчеству В.С.Соловьева.
В Рождественские дни уместно вспомнить два замечательных стихотворения знаменитого русского философа, соединившего, или размежевавшего своей судьбой век XIX и век XX.
Ночь на Рождество
Пусть все поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
Великое не тщетно совершилось;
Не даром средь людей явился Бог;
К земле недаром Небо преклонилось,
И распахнулся вечности чертог.
В незримой глубине сознанья мирового
Источник истины живет, не заглушен,
И над руинами позора векового
Глагол ее звучит, как похоронный звон.
Родился в мире Свет, и Свет отвергнут тьмою,
Но светит он во тьме, где грань добра и зла,
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осужден и все его дела.
С нами Бог
Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился с нами Бог.
И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне,
Как ангелы про Бога говорят.
Но вечное, что в эту ночь открылось, —
Несокрушимо временем оно,
И Слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное пред яслями давно.
Да, с нами Бог — не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханьи бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог,
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло! Мы вечны: с нами — Бог!