Адрес:
Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, дом 39.
Ближайшая станция метро — «Василеостровская»
Наш лекторий «Щедрая среда» возобновит работу после Пасхи. Следующие лекции состоятся 11, 18 и 25 апреля. А первая лекция в мае — 16-го числа. Следите за нашими анонсами в соцсетях (на страницах радио и на странице «Щедрая среда» ВКонтакте) и подписывайтесь на рассылку анонсов по электронной почте.
Все прошедшие лекции
можно скачать в видеоформате
на Сервисе скачиваний
в разделе ВИДЕО
…
11 апреля 2018, 19:00
Пасха на рубеже XIX- ХХ столетий — это и христианский праздник (который отмечали и православные, и католики, и протестанты) и, одновременно, день, когда каждый воспитанный человек должен был выполнить множество «светских» предписаний. За один день нужно было побывать в храме, накрыть торжественный обед, нанести визиты, и обязательно поздравить всех знакомых и родственников со светлым праздником Христова Воскресения. Как готовились к празднику и какие церемонии происходили в петербургских храмах на Страстной неделе? Какой храм считался главным в Великую Субботу? Как хозяйки украшали куличи и пасхи? Что такое пасхальные визиты?
18 апреля
«И робко синеет сирень у стройных и стильных беседок»
В XIX веке «прекрасное и ясное» античное искусство перестало быть единственным возможным ориентиром для художников и архитекторов. Образцами для подражания были признаны и другие исторические стили, или как их еще называли – «вкусы».
«Дома людей с достатком подобны витринам для курьезных вещей: античность, готика, ренессанс и Людовик XIII – здесь все стили в совершенном беспорядке. Словом, у нас есть что-то от любого века, но созданное нами; что-то, чего никогда нельзя было увидеть в какое-либо другое время. Мы получаем удовольствие от эклектизма; мы берем все, что находим…» (Альфред де Мюссе).
Наталья Анатольевна Сидорова – кандидат культурологи, сотрудник Государственного Эрмитажа, автор цикла программ в эфире радио «Град Петров» «Усадьбы Санкт-петербургской губернии» и одноименного цикла лекций в ежегодном эрмитажном лектории.
25 апреля
Кризисы подросткового возраста и их влияние на формирующуюся личность. Психические особенности подростка. Роль семейной и социальной среды в становлении характера подростка. Проблемы трудного взросления в обществе потребления.
2 и 9 мая — мероприятий нет
16 мая
«Мы пойдем другим путем», – каждому знакома фраза Владимира Ульянова-Ленина, сказанная им много лет спустя после казни брата, повешенного за покушение на императора Александра Третьего. Ильич сдержал слово. Отказавшись от методов и идеологии индивидуального террора, партия большевиков, захватив власть, предпочла террор массовый. Причем не только физический, но и интеллектуальный. Почему карательная политика большевиков изначально была направлена против идеологических оппонентов, партий, еще в недавнем прошлом их союзниц по борьбе с самодержавием? Как партия власти юридически обосновывала необходимость террора? Кто предложил «расширить применение расстрела» в первом советском Уголовном кодексе? Почему ВЧК, созданную 7 декабря 1917г., так и не подчинили Наркомату юстиции? И каким политическим делом дебютировала ВЧК? Почему именно введение НЭПа показало самим большевикам зыбкость их не только экономической, но и политической доктрины? Что такое «предусмотрительная гуманность»? Как де-юре решались вопросы провозглашенных Совнаркомом «свободы слова» и «свободы совести»? И что общего у крейсера «Аврора» и «философских пароходов»? За что Дзержинский обиделся на Крыленко и что из это вышло? Что такое «бюро содействия ОГПУ» и когда они были созданы? Наконец, кто сформулировал идеологему «На каждого интеллигента должно быть дело» и кто воплощал ее в жизнь? Ответы на эти вопросы – в лекции доктора исторических наук Юлии Кантор, основанной на документах из Архива социально-политической истории, Центрального архива ФСБ России, коллекции Музея политической истории России и др.