К столетию Первой мировой войны
Протоиерей Александр Рябков
О вступлении Болгарии в войну на стороне Центральных держав и их союзников
Приближаясь к столетнему юбилею начала Первой мировой войны и вспоминая о событиях, с ней связанных, нельзя обойти вниманием участие Болгарии в ней на стороне блока, враждебного России.
Необходимо заметить, что мировой военный конфликт всколыхнул особенно среди славянского населения Австро-Венгрии идеи всеславянского единства. На протяжении всего исторического пути славянский мир сохранял духовное единение, которое в дореволюционной публицистике и исторических трудах получили названия «славянской взаимности». Столетиями славянские народы были разъединены. Поляки, хорваты и словенцы глубоко укоренились в католической культуре. Чехи, подарившие миру Яна Гуса, показали своеобразный пример славянской реформации. В Боснии сложилась крупная общность славян, исповедующих ислам. Но все это религиозное разнообразие не стерло окончательно общности языка и культуры. Можно только вспомнить сербского националиста Мухамеда Мехмедбашича. Будучи боснийским мусульманином, он стал участником покушения на престолонаследника Франца Фердинанда в Сараево, что и стало поводом для начала войны. Это говорит о том, как мало значила в начале XX века разница в вере, когда речь шла о национальном единении.
России всегда принадлежала исключительная роль в истории славян. Часть славянских народов оказалась под управлением Габсбургов. Другая часть славянства была под османским игом. Русь и Российская империя были единственным самостоятельным славянским государством. Польша была внутренне разобщена и не имела самодержавного государя, а потом вообще перестала существовать на карте Европы. Только русский царь и приковывал к себе внимание миллионов людей, связывавших с ним свои надежды на освобождение от иноплеменного подчинения. И не только сербы и болгары, но и славяне, культурно и религиозно принадлежащие западному миру, с надеждой взирали на Россию, как силу, единственно способную избавить их от германского и австрийского господства. Как ни странно нам сегодня это принять и понять, но такое отношение славян-католиков к России имело предысторию.
Слушать (49 мин.) Читать
Путешествие по Болгарии
Протоиерей Александр Рябков в программе протоиерея Александра Степанова рассказывает о своем путешествии по Болгарии |
Слушать (49 мин.) Читать
Болгария. К 100-летию Первой мировой войны
Программа протоиерея Александра Рябкова |
См. также:
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Церковь и не нуждается, чтобы ей были какие-то особые преференции в государстве, все и так Господь за нас сделал. Церкви не нужно, чтобы и государство помогало – в людях есть вера, благодаря милости Божией» >> |
Как понять изречение «жена да убоится мужа своего»? Можно ли разбавлять крещенскую воду? На вопросы отвечает протоиерей Александр Рябков |
Почему православные при разговоре говорят «на всё воля Божия»? Кем мы должны считать себя: рабами или сынами Бога? Как сохранить мир в семье, если мы с мужем работаем на одной работе? В прямом эфире программы «Пастырский час» на вопросы слушателей ответил протоиерей Александр Рябков |
В 1961 г. снесли знаменитую Греческую церковь в честь св. Димитрия Солунского в великолепном неовизантийском стиле, а к 50-летию «Октября» на месте храма появился концертный зал «Октябрьский», архитектурно напоминающий горизонтально растянутый мавзолей. Возможно ли восстановить храм, если для этого надо снести здание БКЗ? Уместно ли установить на фоне БКЗ памятный знак о том, что на этом месте стоял храм, если сейчас там стоит нелепый памятник – красноармейцы в неглиже? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и прот. Александр Рябков |
В чем отличие между волосом Мухаммета и частицей мощей православного святого? Можно ли поменять духовного отца? Почему нельзя делать татуировки? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Александр Рябков |
Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»: «Развитие нашего радио во многом связано с личностью Владыки Владимира, его тактичностью и глубокой интеллигентностью» |
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Любить по долгу невозможно. Но жизнь без любви, жизнь, наполненная гневом или негодованием – очень тяжела. Ради того, чтобы моя личная жизнь была полноценной, я должен любить. Я должен любить, чтобы моя жизнь была жизнью» |
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Если в обществе до сих пор еще есть добрые чувства по отношению к Бела Куну, значит, оно не готово к покаянию. Пока мы не придем к общему мнению, что России ничего доброго Свердлов, Бела Кун, Вышинский не сделали, мы будем иметь то, что мы имеем. А переименование улиц – это первый реальный шаг к покаянию» |
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы сейчас пожинаем плоды небрежения к человеку, плоды нашего прошлого» |