Программа Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь», 2013 г.
«Ветхий и Новый Завет». Часть 1
Преподаватель СПбДА, кандидат богословия Дмитрий Добыкин
АУДИО ВКонтакте Другие выпуски И еще АУДИО
У нас в гостях преподаватель кафедры библеистики, секретарь кафедры библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, кандидат богословия Дмитрий Георгиевич Добыкин.
Тема передачи: о связи Ветхого и Нового Завета – как Ветхий Завет проявляется в Новом и как Новый Завет скрывается в Ветхом.
Дмитрий Георгиевич отметил важную роль Ветхого Завета в духовной жизни христианина: «Еще в первые века развития христианства возникла ересь, которая отрицала связь Ветхого и Нового Завета. Эти люди говорили, что Бог Ветхого Завета – жестокий Бог, а Бог Нового Завета – это Бог любви. И что для христиан не нужен Ветхий Завет. Это закончилось цензурированием Евангелия. Маркион, который проповедовал эту идею, выкинул 3 Евангелия, оставив только Евангелие от Луки, которое очень сильно сократил. Также он оставил только несколько посланий апостола Павла. Таким образом, это естественный путь – как только человек начинает отвергать Ветхий Завет, рано или поздно он приходит к отвержению многих частей Нового».
Он также дал интересное пояснение, на примере ветхозаветных и евангельских цитат, почему Предтеча назвал Христа «Агнец, взявший на Себя грехи мира»: ведь в жертву тогда приносили не только агнцев-ягнят, но и козлов, и баранов, тельцов и телиц. В Книге Левит сказано о принесении в жертву ягненка, что ягненок должен быть без порока, то есть идеальный.
А что значит «взять на себя грехи мира»? Когда ветхозаветный человек хотел покаяться в своих грехах, он должен был принести жертву. Он приводил это жертвенное животное, клал руку ему на шею и исповедовал свои грехи. И в тот момент грехи этого человека возлагались на это животное. А в момент заклания этого животного, грехи человека прощались. Если убрать «Ветхий Завет», эта фраза (о принесении в жертву агнца) вообще будет нам не понятна.
В передаче обсуждались вопросы:
— Что собой представляет Ветхий Завет по отношению к Новому в церковном Предании? Каково их соотношение?
— Зачем вообще нужно читать Ветхий Завет, если мы живем по Новому Завету? Нужен ли Ветхий Завет для духовного развития христианина?
— Почему у некоторых возникает ощущение, что Бог Ветхого и Нового Завета – это два разных Бога?
— Почему иудеи читают Ветхий Завет, но не понимают его слов о Христе?
— Почему Иоанн Креститель сказал о Христе «Вот идет Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира». Почему эту фразу невозможно понять без чтения Ветхого Завета?
— Почему многие фразы и поступки в Новом Завете можно объяснить только через Ветхий Завет?
— Почему апостол Павел назвал Ветхий Завет «Детоводителем ко Христу».
— Почему по нашему времяисчислению проходит около 36 часов от смерти Христа до Воскресения, а по еврейскому – получается 3 дня?
— Какие пророчества есть в Ветхом Завете о рождении и жертве Христа, о Божией Матери?
Дмитрий Георгиевич подчеркнул: «Ветхий Завет нужен для духовной жизни. Самое главное в Новом Завете – Христос. Но, как бы это ни удивительно звучало, Христос – это главное и в Ветхом Завете».
Оказывается, фразы о том, что «Бог есть Любовь», что необходимо любить Бога и возлюбить ближнего – все это цитаты из Ветхого Завета, книги Левит, самой «скучной» книги Ветхого Завета.
Текст: Наталия К.
См. также:
С марта 2013 года в эфире радио «Град Петров» |
Телетрансляцию пасхального богослужения в прямом эфире на телеканале 100ТВ, как всегда, будет комментировать редактор радио «Град Петров» Ольга Суровегина, в этом году вместе с ней вести прямую трансляцию будет преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии иеромонах Иларион (Резниченко) |
В Архиве на сайте:
Слушать (49 мин.) Читать
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон…» Ветхозаветная и новозаветная праведность в Нагорной проповеди. Четвертая беседа архимандрита Ианнуария (Ивлиева) из цикла «Евангельская этика».
|
Слушать (43 мин.) Читать
Ветхий и Новый завет: два образа покаяния. Первая беседа архимандрита Ианнуария (Ивлиева) из цикла «Евангельская этика»
|
Читать
«Твердь небесная помогает нам провести твердую границу между добром и злом». Протоиерей Александр Сорокин размышляет о слове «твердь» в программе М.Михайловой «Словарь» |
В Интернет-магазине: