20 февраля..." />
6+

«А в какое время возможно чтение Апокалипсиса?»

Комментарий дня – программа Марины Подольской

20 февраля 2012 г. , 22.27
21 февраля 2012 г., 08.34, 12.54

В Исаакиевском соборе 17 февраля 2012 г. прошло очередное соборное чтение Апокалипсиса Иоанна Богослова. Завершающую книгу Священного Писания читали на современном русском языке 19 чтецов.

Комментирует режиссер Валерий Юрьевич Кислухин, инициатор проекта чтения Апокалипсиса в храме-музее «Исаакиевский собор»:

«Это была моя личная инициатива. В свое время, а это было более 10 лет назад, меня стали интересовать тексты, которые можно было бы драматургически поставить на сцене. В раздумьях о подобной постановке, я попал на о. Залит, к отцу Николаю Гурьянову. И он мне сказал тогда об этом проекте: «Если хочешь, то будет». Тогда я считал, что этот проект надо осуществлять постановочно…
Вернувшись, я засел за анализ текста, и вскоре обнаружил, что текст написан для чтения вслух, что текст раскладывается на ступени, на части, на чтецов. Сейчас его читают 19 чтецов.
Постепенно, шаг за шагом, этот проект как бы «воцерковлялся». Вскоре я понял, что этот проект никак нельзя связывать с драматическим театром. Но нельзя его и просто читать в храме, ибо нельзя «вклиниваться» в богослужебную деятельность Церкви. И поэтому такое чтение вслух я сейчас осуществляю в храмах-памятниках. Понимаете, сейчас это чтение вслух производится скорее в осуществлении того, что сказано в самом тексте: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр 1:3) и «Я, Иисус, по¬слал Ангела Моего засвиде¬тель¬ство¬вать вам сие в церквах» (Откр 22:16). Соответственно, это должно свидетельствоваться в церквах, а не в театре.
Затем я задумался, а в какое время внутри литургического года возможно чтение Апокалипсиса? И вскоре обнаружил, что в допетровское время, в неделю о Страшном Суде, существовала традиция подобного чтения. В присутствии царя и патриарха, перед началом Великого поста, на мясопустную неделю совершалось некое действие: за алтарем Успенского Собора, на Соборной площади Кремля, став на четыре стороны, священники читали фрагменты Апокалипсиса. Само действо было достаточно кратким, но оно было одним из знаковых событий перед Великим постом. Выносили икону «Страшный Суд» (ведь в Успенском Соборе Кремля находится эта знаменитая икона XV века), совершалось на площади освящение воды, и зачитывали фрагменты Откровения Иоанна Богослова. А затем народ шел в собор, на богослужение. Когда пришел Петр Первый, все это было отменено. Таким образом, сегодня можно в какой-то степени опираться на эту традицию…»

Наверх

Рейтинг@Mail.ru