Комментарий дня
Комментарий дня
21 февраля 2012 г., 22.26
22 января 2012 г., 8.40, 12.55
В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) 16-18 февраля 2012 г. прошла конференция «Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации». В конференции приняли участие более 70 специалистов (историков, социологов, философов) из России, Европы и Америки, которые поделились опытом своих исследований по заявленной проблематике.
Комментирует научный сотрудник сектора философии религии института философии РАН, кандидат философских наук Мария Сенчукова:
«Наиболее интересно в этой конференции то, что описывается не только сопротивление, но и выживание в условиях насильственной секуляризации. Дело в том, что этот материал очень плохо изучен. Мы достаточно хорошо знаем разные аспекты государственно-религиозных отношений в Советском Союзе, мы неплохо знаем тему сопротивления, на примере новомученников. Но мы практически не знаем повседневной религиозной жизни наших соотечественников в советское время. Да, конечно, есть отдельные дневники, письма, отдельные семейные воспоминания, но научному осмыслению, религиоведческому анализу эти данные всерьез не подвергались. Между тем, это тема и интересная, и достаточно продуктивная.
Сейчас можно говорить о постсекулярном обществе, где религиозность вышла на некий новый этап своего развития. Поэтому хорошо бы знать историю религиозности, историю развития религиозности, и как она существовала, в разных формах в жизни общества. В Советском Союзе секуляризация распространялась на все слои населения. В этом смысле, как отметила одна из исследовательниц, уже немолодая женщина, «мы все неофиты».
Целая секция на конференции была посвящена теме национальной и религиозной самоидентификации на примере евреев, там был очень интересный доклад о том, что не было ни еврейской, ни христианской веры. Фактически вера уничтожалась, причем уничтожалась вера не всегда сознательно. Скорее речь идет о бессознательном стремлении к уничтожению всего, что связывало людей с прежним строем, с традицией. Эта тема совершенно не исследована. Мы знаем о богоборческом режиме, но практически не знаем, как искоренялась религия. Искоренялась не по идеологическим мотивам, а по социальным мотивам. Это было не просто искоренение религии, а искоренение всего традиционного, всего, что связывало человека с досоветским прошлым. Если мы не изучим эту тему, мы просто дальше не сможем двигаться.
Хочется напомнить достаточно избитую цитату о том, что, чтобы стоять, я должен держаться корней. Мне кажется, что это тема очень многообещающая, и хотелось бы, чтобы одной конференцией дело не ограничилось. Ведь там работы – непочатый край».