7 мая 2014 г.
после долгой болезни скончался многолетний сотрудник радиостанции «Голос Православия»
Валентин Анатольевич Корельский.
В течение почти тридцати лет на плечах Валентина Анатольевича лежала обязанность финансового обеспечения работы радиостанции «Голос Православия» и, частично, радиостанции «Град Петров».
Валентин Анатольевич Корельский стоял у истоков деятельности радио «Град Петров» и все эти годы был самым надежным и верным нашим другом и сотрудником.
Вечная память!
Храм во имя иконы Знамения Божией Матери на бульваре Экзельманс в Париже.
Редактор радио «Град Петров» Ольга Суровегина и сотрудники радио «Голос Православия»
Ксения Паскалис и Валентин Корельский после Божественной Литургии.
Протоиерей Александр Степанов, протоиерей Владимир Ягелло
и генеральный секретарь радиостанции «Голос Православия» Валентин Корельский
Фрагмент из книги Ольги Суровегиной
«Голос Православия: к 30-летию со дня основания»
Валентин Анатольевич Корельский, главный администратор радиостанции:
…Однажды отец Александр и Ольга Суровегина приехали в Париж, и при разговоре с Ольгой я ее спросил: «Что самое важное?» Она мне ответила: «Дети», но я не расслышав, понял: «Деньги» — и хоть и подумал, что это шутка, принял ее тем более охотно, что на моих плечах в «Голосе Православия» уже более 20 лет лежит ответственность находить средства и вовремя покрывать все расходы. Я ответил ей: «Правильно, правильно, самое важное — деньги!» Но тут она отреагировала и громко повторила: «Дети. Самое важное — дети!»
А на самом-то деле, что самое важное? После 73 лет земного существования я твердо могу ответить: жизнь во Христе. А почему именно жизнь во Христе? Потому что это единственное, что нас отличает от шакала, от хищника. Другие говорят: «Нет, нет, нас отличает от животных и ум, и эстетика, и все, что хотите…» А ведь и шакалы, и волки бывают очень умные, и животные вообще располагают огромными способностями, которые человек давно утратил. А моя собака разве не умнее Сталина, если она заработала себе место в раю своей верностью и привязанностью? Однако я не могу ее научить прощать, верить в Небесное Царство, а Сталина кто-нибудь мог бы — когда-то, в детстве…
Но верить одно, а действовать по вере — другое. Итак, постараюсь рассказать, кто мне дал веру, а кто научил действовать во славу Господа.
Веру я получил от матери. Мои родители в 1930-х годах устроились на юго-западе Франции, около города Бордо. Естественно, играли роль и семья, и окружение, и приход, особенно замечательный батюшка, отец Олимп Пальмин, из Тюмени, оживленный, энергичный, шутник. Он всем говорил правду в глаза (были и обиды, но когда он покидал приход, чтобы ехать в Париж, служить в Александро-Невском соборе, то просил прощения у всех с амвона на коленях). Но все же я чувствую, что первый источник — моя мать, дай ей Бог Царство Небесное. Хоть она никогда о Боге не говорила, но как-то чувствовалось, что она в этой вере жила. Позже, когда я уже жил в Париже, пел в хоре в кафедральном соборе святого Александра Невского, и однажды столовался у того же отца Олимпа, он мне представил священника, приехавшего из России, много пострадавшего и немного помешанного, но у которого была способность экспромтом писать стихи. Он попросил меня в нескольких словах описать мое детство и тут же написал стихи:
Моя родная мать, конечно, россиянка,
Жила в Архангельске, по типу — северянка.
Видали ль вы когда кого-нибудь добрей,
Приветливей, милей? Ей-ей!
Я сын ее, я не поэт,
Но если бы и я писал стихи,
То, кажется, Господь простил бы все грехи
За то, что без стихов
Я был всегда готов
Сказать от сердца, откровенно:
Моя родная мать останется, наверно,
Примером всех любящих русских матерей
И согласится умереть скорей,
Чем изменить правдивой во Христе стихии.
Такие матери бывают лишь в России!
Единственное, с чем я не согласен, это с тем, что такие матери бывают лишь в России — такие матери бывают все-таки во всем свете; ведь сколько сегодня стран, где христиане жертвуют своей свободой, жизнью во имя своей веры!
А я веру-то получил, и она была вложена в душу, но… Жила себе спокойно: «Живи себе, Верочка!» Ничем себя она ярко не проявляла. «Общение с Богом — только на том свете!» А кто же мне показал, что вера должна быть живой, активной, выражать себя во всех наших действиях, на месте работы, на улице? Кто мне сказал, что к Господу каждый из нас может обратиться напрямую в любую минуту нашей жизни, что Господь нам отвечает и помогает выбрать правильный путь, если мы с полной искренностью и доверием просим Его об этом? Гуннар Ольсон, швед, протестант, отец семейства, директор фирмы, испытавший удивительный опыт общения с Господом: потерпев большую неудачу в работе, он очутился в безвыходном положении и решил покончить с собой, но обратился к Господу с просьбой его спасти, доверяя Ему свою жизнь. И Господь ему ответил, разными путями, указав ему, как поступить, а в первую очередь отказаться от своей работы и от всего своего имущества… После некоторого времени Ольсон и его семья все же вернулись к нормальному образу жизни. На следующий день после свидетельства этого человека, которое я услышал на одном собрании с друзьями, я сам в определенный момент почувствовал себя окутанным Божьей любовью, чувством доброты и невероятной легкости и мира, которое долго можно описывать, и это воспоминание осталось на всю жизнь. Ну вот и я сам стал обращаться к Господу по разным вопросам, но как говорил Ольсон, только за советом или для добра: «Господи, укажи мне правильный путь», или: «Господи, помоги мне простить этому человеку, я не могу, но Ты помоги мне», или: «Господи, помоги удалить эту неприязнь». Например, стою на Литургии в нашем кафедральном соборе, куда приходят многие туристы. Пришел один турист со своей знакомой, стал перед нами, руки за спиной, смотрит направо-налево, вверх, шепчется со своей знакомой, — так и хочется его выставить! А нет! — нужно помолиться: «Господи, успокой этого человека, дай ему почувствовать, что так нельзя!» И что вы думаете — через какое-то время этот человек перестал качаться и даже убрал руки из-за спины, а потом даже и ушел! И таких случаев было много…
Теперь вы меня спросите: «Какое же отношение все это имеет к «Голосу Православия»?» А вот какое. В 1985 году по состоянию здоровья я стал работать на полставки, и у меня оказалось свободное время. Это происходило вскоре после моей встречи с Ольсоном. И вот я обратился к Господу: «Господи, укажи мне, чем я могу быть полезным, как я могу Тебе служить?» Через три дня звонит мне отец Борис Бобринский (с которым мы тогда давно не видались) и объясняет, что в «Голосе Православия» скончался главный администратор, что нашли другого, но он по работе часто ездит в Россию и не желает выступать официально в качестве главного администратора. «Знаю, — говорит отец Борис, — что ты очень занят, но, может быть, сможешь принять эту должность только фиктивно, а основную работу будет делать другой?» Я сутки подумал, поговорил с женой и ему ответил: «Могу, и не только фиктивно, а готов сотрудничать по мере своих сил и, в частности, по своей специальности — по финансовым делам». И с того дня я стал сотрудничать в «Голосе Православия», вот уже… 20 лет!
В «Голосе Православия» много было чудес! В финансовом плане это было чудо постоянное. Мне рассказывали, что когда «Голос Православия» создавался (я еще в его работе не участвовал), в 1980 году отец Борис распределил роли для подготовки первых передач и поиска радиостанции для вещания, а кто-то на собрании спросил: «А чем же мы будем платить?» И тогда и Поздеевы, и отец Борис сказали: «Деньги найдутся!» Правда, еще одно большое чудо был пастор Фосс (опять протестант!), который не только участвовал в самом первом начинании «Голоса Православия» (есть его свидетельство об этом), но и находил основные средства для работы «Голоса Православия» в течение многих лет. Однако же почти за все годы существования «Голоса Православия» было очень трудно сводить концы с концами. Где-то в конце 2000 года, уже использовав все возможные способы, чтобы найти средства, я понял, что не хватает 8000 евро на покрытие долгов. Такого острого положения я еще никогда не испытывал. Но Господь позаботился: один французский жертвователь из провинции написал нам письмо: «Моя супруга недавно скончалась. Она была русского происхождения и православная. В ее память пересылаю вам пожертвование». И переслал нам… 8000 евро!
Мы живем в католической стране, и нужно сказать, что многие католики относились и относятся очень благожелательно к нашему делу. У меня лично много хороших и отзывчивых братьев во Христе среди католиков. Сама центральная организация Католической Церкви в Париже, располагающая крупными средствами, много лет приносила «Голосу Православия» крупное пособие один раз в год. Начальник финансовой службы почти каждые три года менялся, и каждый раз нужно было навещать нового начальника (священника или епископа) и объяснять ему нашу работу и цель ее. К тому же каждый год в октябре-ноябре месяце следовало обращаться с письмом в эту службу для возобновления их пособия. В 1989 году по моей вине мы забыли послать такое обращение, спохватились в начале следующего года, а тут поменялся ответственный финансовой службы, и я подумал, что дело пропало. Мы с отцом Борисом пошли с визитом к новому начальнику (отцу Жану-Мишелю Ди Фалько), а он был известен своим скромным происхождением — из бедной семьи, сам в молодости работал токарем. Я читал его биографию, и по дороге рассказал о нем отцу Борису. Как только нас пустили к нему, и все уселись, отец Борис ему и говорит: «Вы работали токарем?» Тут я решил, что все пропало, и пособие этого года, и прошлогоднее! Однако после того, как отец Борис рассказал ему о «Голосе Православия» (а тот, между прочим, ничего о нем не знал!), у меня хватило пороху напомнить, что мы по ошибке за предыдущий год забыли попросить пособие. И отец Жан-Мишель Ди Фалько ответил: «Хорошо, я сейчас попрошу секретаршу вам выписать чек с пособием за прошлый год и за текущий». Этот момент был для меня одним из самых волнительных за время моего сотрудничества с «Голосом» — я громко стал благодарить Господа и чуть не стал на колени!
Последние годы все религиозные и гуманитарные организации терпели постоянное снижение традиционных видов доходов: появились новые бедствия, потребности все росли, а у самих жертвователей по разным экономическим причинам сократились средства и возможности помогать. И в «Голосе Православия» это явление особенно заметно: за 6 лет с 1998 до 2004 года собранные нами пожертвования сократились на одну треть. Но и тут Господь нас не оставил: четыре года подряд — в 2001, 2002, 2003 и 2004 годах — «Голос Православия» получал по завещанию трех женщин (из Великобритании, Нидерландов и Франции) значительные суммы в виде части наследства. Без этих сумм нам пришлось бы постепенно сокращать наши расходы. И это разве не чудо?
Замечаю, что часто в своих воспоминаниях говорю о чудесах… Мне нравится где-то прочитанная или услышанная мысль о том, что вся наша жизнь проходит в чудесах — только мы их не замечаем. И правда: как ребенок рождается, растет, развивается, как мы получаем совершенно бесплатно свет, воздух, воду, любовь — разве это не чудеса? И, конечно, правильнее назвать их Божьим даром. Но, значит, так и есть: самое важное — это жизнь во Христе!
См. также:
ТЕКСТ Воспоминания монахини Елизаветы (Лейхтенбергской), насельницы Свято-Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (Франция) |
10 ноября 2013 года отошла ко Господу монахиня Елизавета, насельница Свято-Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (Франция), в миру – герцогиня Елена Лейхтенбергская
3 ноября 2013 на 99-м году жизни отошла ко Господу игумения Ольга (Слёзкина), настоятельница Свято-Покровского монастыря в Бюсси-ан-От, связанного тесными духовными узами с двумя радиостанциями – «Голос Православия» и «Град Петров». О своих встречах с матушкой Ольгой вспоминают протоиерей Александр Степанов и Ольга Суровегина
Рождественская ярмарка «Голоса Православия» в Париже — 2012 г. Репортаж Людмилы Зотовой (АУДИО+ ФОТО) |
Читать
Беседа с В.А.Корельским — многолетним сотрудником радиостанции «Голос Православия»
О своей жизни и работе рассказывает один из самых первых и верных сотрудников радиостанции «Голос Православия» Валентин Анатольевич Корельский — человек, без которого уникальная деятельность «Голоса Православия» (а стало быть, и радио «Град Петров», его «прямого потомка») не была бы столь долголетней и успешной. |
Читать
Беседа с прот.Борисом Бобринским, председателем радиостанции «Голос Православия» о начале православного радиовещания, его истоках и основателях.
Об истории одного из самых успешных и долголетних миссионерских начинаний Православной Церкви – радиостанции «Голос Православия», вещающей для России уже в течение тридцати лет, рассказывает один из ее создателей и бессменный председатель, протопресвитер Борис Бобринский, в недавнем прошлом – декан знаменитого Свято-Сергиевского богословского института в Париже. |
Читать
«…Это действительно делание Церкви – границы времен, территорий и поколений здесь не имеют никакого значения». Протоиерей Лев Большаков рассказывает о своем общении с создателями радиостанции «Голос Православия».
«…Это действительно делание Церкви – границы времен, территорий и поколений здесь не имеют никакого значения». Протоиерей Лев Большаков рассказывает о своем общении с создателями радиостанции «Голос Православия». |
Читать
«…Для делания Церкви границы времен, территорий и поколений не имеют никакого значения». Протоиерей Лев Большаков рассказывает о своем общении с создателями радиостанции «Голос Православия».
«…Это действительно делание Церкви – границы времен, территорий и поколений здесь не имеют никакого значения». Протоиерей Лев Большаков рассказывает о своем общении с создателями радиостанции «Голос Православия». |
Читать
Диктор радио «Голос Православия» М.С. Самарин
«Диктору иногда бывает очень сложно, потому что когда читаешь текст, который сильно действует, где-то голос может и прерваться…» Многолетний диктор радио «Голос Православия» Михаил Сергеевич Самарин рассказывает о своей работе и об истории своей семьи Самариных-Осоргиных |
Читать
«Россия. Век ХХ». Беседа с генеральным секретарем радиостанции «Голос Православия» М.Н.Соловьевым.
Мы часто беседуем в наших программах не только с историками, которые дают какую-то общую картину, общие цифры, но и с людьми, более или менее являющимися ровесниками минувшего века, людьми, прожившими большую часть жизни в ХХ веке, судьбы которых характерны и показательны для этого времени и для судеб именно русских людей как в России, так и оказавшимися за ее пределами. Такие рассказы, такие свидетельства помогают лучше понять судьбу России в ХХ веке и место России в европейской и мировой истории. |