Лекторий радио «Град Петров»
«ЩЕДРАЯ СРЕДА»
Санкт-Петербургский барочный ансамбль
Концерт-лекция «Пути духовной музыки»
19 февраля 2025 г.
ВИДЕО
Эпоха барокко породила множество новых музыкальных жанров. Церковная музыка в Европе также сильно изменилась. Помимо органа стали использоваться и другие инструменты. В XVIII веке церковные оркестры не уступали по составу светским.
Основа музыкального барокко – риторика. Музыканты-инструменталисты пытались конкурировать с певцами, подражая речи. Неудивительно, что уже во второй половине XVII века появились духовные сочинения, в которых вокала не было вообще.
В программе – произведения композиторов эпохи барокко (Бибера, Кунау, Баха, Янича).
Цикл духовных сонат Генриха Игнаца Франца Бибера (1644 – 1704) – самое известное скрипичное сочинение XVII века. Сонаты составляют так называемый Розарий, посвященный Богородице. Цикл состоит из пятнадцати сонат для скрипки и бассо континуо и Пассакалии для скрипки соло, которая прозвучит в программе концерта.
Иоганн Кунау (1660 – 1722) – предшественник Баха на посту кантора в Лейпциге. В 1700 в этом городе вышел сборник сонат Кунау с непривычным названием «Музыкальное представление нескольких библейских историй». Это один из первых образцов программной музыки, где каждый эпизод сопровождается пояснением. В концерте прозвучит первая соната цикла – «Битва Давида и Голиафа».
Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685 – 1750) пронизано верой. Большая часть его сочинений подошла бы для этой программы. Мы выбрали Сонату до минор для клавира и скрипки, начальная тема которой использована автором в «Страстях по Матфею».
Иоганн Готлиб Янич (1708 – 1762) – наименее известный композитор в программе. Янич служил контрабасистом в оркестре Фридриха Великого. Лучшие сочинения Янича – камерные сонаты. Соната соль минор для гобоя, скрипки, альта и бассо континуо поражает безупречной техникой композиции и искренностью чувства. В третьей части квартета, на фоне райских переливов струнных, у гобоя появляется тема хорала Страстной пятницы «O Haupt voll Blut und Wunden».
Санкт-Петербургский барочный ансамбль
Андрей Пенюгин, скрипка, альт
Юлия Гайколова, скрипка
Константин Яковлев, барочный гобой
Андрей Коломийцев, клавесин.
Начало в 19:00.
Адрес: Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, 39.
ВИДЕО