6+

Лекторий «Щедрая среда». Санкт-Петербургский барочный ансамбль. Концерт-лекция «Пути духовной музыки»

Лекторий радио «Град Петров»

«ЩЕДРАЯ СРЕДА»

Санкт-Петербургский барочный ансамбль

Концерт-лекция «Пути духовной музыки»

19 февраля 2025 г.

ВИДЕО

 

Эпоха барокко породила множество новых музыкальных жанров. Церковная музыка в Европе также сильно изменилась. Помимо органа стали использоваться и другие инструменты. В XVIII веке церковные оркестры не уступали по составу светским.

 

Основа музыкального барокко – риторика. Музыканты-инструменталисты пытались конкурировать с певцами, подражая речи. Неудивительно, что уже во второй половине XVII века появились духовные сочинения, в которых вокала не было вообще.

 

В программе – произведения композиторов эпохи барокко (Бибера, Кунау, Баха, Янича).

 

Цикл духовных сонат Генриха Игнаца Франца Бибера (1644 – 1704) – самое известное скрипичное сочинение XVII века. Сонаты составляют так называемый Розарий, посвященный Богородице. Цикл состоит из пятнадцати сонат для скрипки и бассо континуо и Пассакалии для скрипки соло, которая прозвучит в программе концерта.

 

Иоганн Кунау (1660 – 1722) – предшественник Баха на посту кантора в Лейпциге. В 1700 в этом городе вышел сборник сонат Кунау с непривычным названием «Музыкальное представление нескольких библейских историй». Это один из первых образцов программной музыки, где каждый эпизод сопровождается пояснением. В концерте прозвучит первая соната цикла – «Битва Давида и Голиафа».

 

Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685 – 1750) пронизано верой. Большая часть его сочинений подошла бы для этой программы. Мы выбрали Сонату до минор для клавира и скрипки, начальная тема которой использована автором в «Страстях по Матфею».

 

Иоганн Готлиб Янич (1708 – 1762) – наименее известный композитор в программе. Янич служил контрабасистом в оркестре Фридриха Великого. Лучшие сочинения Янича – камерные сонаты. Соната соль минор для гобоя, скрипки, альта и бассо континуо поражает безупречной техникой композиции и искренностью чувства. В третьей части квартета, на фоне райских переливов струнных, у гобоя появляется тема хорала Страстной пятницы «O Haupt voll Blut und Wunden».

 

Санкт-Петербургский барочный ансамбль

 

Андрей Пенюгин, скрипка, альт

Юлия Гайколова, скрипка

Константин Яковлев, барочный гобой

Андрей Коломийцев, клавесин.

 

Начало в 19:00.

Адрес: Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, 39.

 

ВИДЕО

 


 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru