Программа Людмилы Зотовой
«Семья»
Гость: Тамара Григорьевна Клещунова
1 сентября — не только день знаний, но и серьезный стресс. К школе надо готовиться психологически не только детям, но и их родителям. Предлагаем вашему вниманию шесть передач с участием семейного психолога Тамары Григорьевны Клещуновой.
Важно обращать внимание на позитив, даже если нам кажется, что этого нет. Мы должны найти, за что похвалить: а завтра у тебя будет еще лучше. Этот позитивный путь – от большего неуспеха к меньшему неуспеху – должен быть пройден ребенком, в особенности, если он гиперактивен. Такие дети не ушами слышат, не глазами видят, а, как правило, как бы телом воспринимают всю информацию. Когда от него потребуют: «Сиди спокойно!», он сядет спокойно, но мозг его в это время замирает.
Как часто бывает: бежит маленький ребенок, ушиб коленку. Бежит к матери, плачет; а мать ему: «Будь мужчиной!». Видя такое недоброжелательное поведение матери, в следующий раз он будет сдерживать слезы и говорить: «А мне не больно». Таким образом, еще с раннего детства мы ему не даем выражать свои чувства. Кстати, беды многих наших мужчин как раз в том, что они не умеют свои чувства идентифицировать. Они не могут объяснить их даже себе. Часто такие мужчины находятся в глубоком кризисном состоянии, у них появляется много проблем. Уметь выражать свои чувства – необходимо и для самоощущения человека, и для адекватной самооценки.
Иной раз действительно трудно понять, какая способность ребенка самая ведущая, которую надо развивать. И надо было еще в дошкольном или младшем школьном возрасте дать ему испытать себя в различных кружках или секциях. Но при этом не позволять ему скакать из одного в другой, как говорят, галопом по Европе. Если он пришел в секцию или кружок, он должен там добиться каких-то успехов, получить удовольствие от успеха, а потом, если ему там не нравится, можно переходить в другой кружок. Так, рано или поздно, мы могли бы выяснить, от чего же может «загореться» его душа. Это очень важно. Если ребенок был приучен к какому-то делу, в подростковом возрасте он чувствует себя более комфортно, чем те бедолаги, которые слоняются из угла в угол, а потом собираются в стайки себе подобных и занимаются неблаговидными делами. Там, как правило, асоциальное поведение; не говорю уже об антисоциальном поведении. Асоциальное поведение проявляется в неподчинении авторитетам, курении и т.д. Чтобы ребенок добился успеха и получил от него удовольствие, надо в ребенке взращивать, прививать волевые привычки к рутинной повседневной работе.
Когда мы говорим: он ленится, не хочет работать, не хочет учиться и т.д., мы должны иметь в виду, что всему этому причиной может быть тревожность. Ребенок и не хочет познавать. Непознаваемое его как раз волнует, еще более волнует. А разве может тревожный ребенок примириться с тем, что на него еще сваливаются дополнительные тревоги? Значит – что? Надо просто уйти от этой умственной работы. Вот и перестает он работать. Вот и вырабатывается у него такое состояние, когда он вообще ничего не хочет делать. Он считает, что лучше вообще ничего не делать, чтоб потом не ругали за сделанное.
Иногда слышно мнение, что военные игрушки развивают агрессию в мальчиках, да и в девочках тоже. Я отношусь к этому вопросу так же, как относилась еще в те былые годы. Ничего страшного в этих игрушках нет. Это – так называемые ритуалы, где ребенок должен отработать эту агрессию. И у всех народов эти ритуалы существуют до сих пор. Более того, раньше бывало, что мальчишки бились на кулачки один против другого за школой в определенное время. Именно этот ритуал в свое время хорошо снимал агрессию. Так что, оберегая от таких игрушек детей, наивно полагая, что это им поможет, мы, тем самым, оказываем им медвежью услугу.
Домашние задания должны делаться в том режиме, в каком работает мозг. Даже если позанимался всего 10 минут, а уже начал перебирать карандаши, снимать-надевать тапки, следует остановиться, сделать перерыв на 5 минут, поговорить о другом и опять вернуться к урокам. Родители должны быть при выполнении домашних заданий, конечно же, рядом, чтобы возвращать его к занятиям, но все делать спокойно, не раздражаясь. Можно использовать и черновик, но перед переписыванием обязательно отдохнуть, и переписывать тоже с перерывами. Помнить, что переутомление накаливается, даже если он отвлекается и отдыхает, а при этом даже забывается та информация, которую он хорошо усвоил.