Как появилась традиция исповеди мирян перед каждым причастием и почему она есть только в Русской Православной Церкви? С какого возраста начинать готовить ребенка к евхаристическому посту, к исповеди? Нужно ли крестить детей, родившихся в результате применения биомедицинских технологий? Как акт крещения влияет на посмертную судьбу младенца?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов
Прямой эфир 20 октября 2013 г.
Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла при государственном педагогическом университете им. Герцена отец Димитрий Симонов.
Отец Димитрий, 11 октября состоялся «круглый стол» в книжном доме «Глагол», посвященный новым проектам Межсоборного присутствия. Что это было за мероприятие и к каким выводам оно пришло?
Иерей Димитрий Симонов: Сейчас Межсоборное присутствие предложило несколько документов для дискуссионного обсуждения на местах, наша епархия отреагировала проведением такого «круглого стола», на который пригласили нескольких священнослужителей (в том числе и членов Межсоборного присутствия), преподавателей Духовной академии, со свободным доступом всех желающих мирян. Разговор получился интересным, хотя высказывания, в основном, были критического характера. Поднимались вопросы о том, что некоторые темы освещены недостаточно подробно, а некоторые – вообще остаются закрытыми для дискуссии. Например, в вопросе подготовки к причастию совершенно не учитывается опыт других Поместных Церквей, а опыт нашей Русской Православной Церкви воспринимается и как универсальный, и как неизменный. Даже в исторической справке нет внутренней последовательности. Довольно остро дискутировался вопрос, насколько незыблема традиция Русской Церкви о нерасторжимости исповеди и причастия. Специалисты в области церковной истории отмечали, что исповедь и причастие соединились в традиции Русской Церкви в период ее евхаристического упадка (когда люди стали причащаться четыре раза в год, а потом и один раз в год). Тогда как раз появилось законодательное подтверждение причастности к православной Церкви (это являлось условием занятия должности государственного чиновника) – раз в году исповедаться, причаститься и принести об этом справку. Печальный, конечно, факт, разрушающий глубинно сам принцип евхаристии, но это вошло в жизнь Церкви, такая практика стала нормой, хотя в других Поместных Православных Церквях таких норм нет, в Греческой Православной Церкви исповедь происходит отдельно от причастия.
Довольно серьезно обсуждался вопрос о том, что в нашей Церкви все священники буквально с момента хиротонии могут совершать таинство исповеди, в то время как в Элладской Православной Церкви принимать исповедь получают право только заслуженные протоиереи или иеромонахи, имеющие специальную грамоту от правящего епископа, и такая исповедь не может быть общей исповедью или совершенной наспех, она совершается в небогослужебное время.
Также вызывает некоторое сомнение чрезмерное упование на решение духовника, что лишает прихожанина личной ответственности перед Богом.
И еще: очень радикально, но недосказано по поводу исповеди и причастия детей. Например, строго сказано, что ребенка с 3 лет нужно приучать к евхаристическому посту, но мне кажется это слишком опасно, слишком юный возраст, а исповедь с 7 лет – это тоже не для всякого ребенка, для некоммуникабельного ребенка это может обернуться травмой. Может быть, сначала неформальная беседа со священником, определенная подготовка ребенка, чтобы потом, повзрослев, он не потерял смысл покаяния.
В целом – документ сырой, недоработанный, не решает актуальных проблем, остается какая-то недосказанность, надо все-таки его расширять и углублять. Итоги таких дискуссий, как наша, направляются в Межсоборное присутствие, где его анализируют, и появляется окончательный документ.
АК: 23 проекта победили в конкурсе «Защита семьи, материнства и детства», благодаря этому конкурсу в России уже появилось 14 приютов для беременных и матерей с детьми в кризисных ситуациях, в которых одновременно могут проживать более 500 человек. Вы тоже связаны с такими конкурсами?
ДС: Я являюсь куратором грантового конкурса «Православная инициатива», там тоже бывают такие проекты, и, нужно сказать, вектор движения социальной работы владыки Пантелеимона просто замечательный: у нас часто стараются работать уже с бездомными, с детьми-сиротами. Чтобы этих проблем не было, нужно работать с семьей, помогать ей в кризисе, поддерживать маленькую маму, помогать тогда, когда проблема еще только зреет. Нужно не только пастырское окормление, но и практическая помощь семье. Государственные проекты пока еще не очень в этой области развиваются, и если Церковь возьмет на себя это служение, это будет замечательно и с точки зрения практической помощи людям, и с точки зрения миссии, потому что принимать таких людей, давать им кров, давать им кусок хлеба, помогать им в сложной ситуации внутреннего кризиса – это все можно делать с проповедью, открывая людям любовь Христову, и такая миссия принесет больше плодов, чем варианты других миссий.
АК: Еще один вопрос, связанный с семьей – о младенцах, которые рождаются в результате биомедицинских технологий. Надо ли их крестить?
ДС: Это очень серьезный вопрос. Некоторые биомедицинские технологии Церковь благословляет (с оговорками), например, экстракорпоральное оплодотворение. Суррогатное материнство Церковь не принимает. Я убедился на своей священнической практике, насколько мудра Социальная концепция Русской Православной Церкви, непримиримая к суррогатному материнству, потому что этот процесс создает огромное количество моральных и нравственных проблем. Для бездетных родителей, может быть, более логично усыновление ребенка. Но ребенок, конечно, не виноват, и крестить его, без сомнения, можно. Вопрос в другом – нужно ли? Таинство крещения совершить несложно, но будет ли этот ребенок воспитываться в вере? Если родители не раскаиваются в своем поступке, значит, они не принимают позицию Церкви и не будут ребенка воспитывать в вере во Христа и в православной традиции. Ведь крещальные обеты (отречение от сатаны и верности Христу) произносят родители вместо малыша. Если родители раскаялись, тогда, конечно, нужно помочь им подготовиться к крещению, и тогда, возможно, крещение ребенка предварит их первая исповедь. А иначе это крещение типа «заплати и лети», то есть неверующие родители крестят своего ребенка, чтобы он рос неверующим, но крещенным.
АК: А сам акт крещения не влияет на посмертную судьбу человека?
ДС: Традиция крестить детей пришла под влиянием блаженного Августина, раньше у католиков существовало понятие, что некрещеные дети попадают в некий некрещеный ад, но теперь и у католиков этого нет, они отошли от этого. Я напомню, что святитель Григорий Богослов, святитель Василий Великий, святой Амвросий Медиоланский крестились в зрелом возрасте, и было очень важно сознательно принять христианство. Мы должны помнить слова Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Критерием спасения является не крещение, а вера.
А что касается младенцев, то по этому поводу очень хорошо высказался святитель Феофан Затворник. Он сказал: «Бог есть Любовь, и неужели мы думаем, что любим этих младенцев больше Бога, неужели Бог Сам о них не позаботится, поэтому отдайте их на любовь Божию». Церковь свидетельствует о том, что живая душа возникает в момент зачатия, и тогда получается, что дети, которые не родились в результате некоей медицинской патологии (самопроизвольный выкидыш, например), обречены по умолчанию на какую-то печальную участь? Христос всегда говорил о вере, очень важно стать членом Церкви сознательно, принять Бога, принять Благую Весть. Христос сказал апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», то есть сначала нужно научить, потом крестить, и дальше наставлять в вере. А у нас получается, люди придут, покрестят своего ребенка, и уйдут, и ни до, ни после крещения ничему его не учат.
При использовании суррогатного материнства рождается полноценный человек, духовно ни в чем не ущербный. Главная проблема – это родители и суррогатная мать, проблемы в их отношениях, в их восприятии этого ребенка и друг друга. Современные биотехнологии, конечно, в чем-то очень помогают человеку, но здесь есть очень опасная сфера. Мы можем в какой-то момент войти в категорию вопросов, когда возникнут просто шизофренические духовные проблемы, а в нашем обществе часто действует принцип «платите деньги – мы вам сделаем все», и в этом кроется глубинная опасность. Наше общество просто может начать пожирать самое себя в нравственном смысле, и мы снова провалимся в какие-то темные века (как античная цивилизация, рухнувшая от собственного развращения). Мы можем настолько повредить нравственные принципы, установленные Богом, что общество даже не заметит, как оно мутирует нравственно, и мы (христиане) будем вынуждены уйти в катакомбы, потому что просто невозможно будет в этом оставаться. Очень важно сейчас христианам заявлять о нравственных, евангельских ценностях, и стараться сберечь и сохранить их незыблемыми, объединяя свои голоса.
Текст: Н.М. Лукьянова
См. также:
В 1961 г. снесли знаменитую Греческую церковь в честь св. Димитрия Солунского в великолепном неовизантийском стиле, а к 50-летию «Октября» на месте храма появился концертный зал «Октябрьский», архитектурно напоминающий горизонтально растянутый мавзолей. Возможно ли восстановить храм, если для этого надо снести здание БКЗ? Уместно ли установить на фоне БКЗ памятный знак о том, что на этом месте стоял храм, если сейчас там стоит нелепый памятник – красноармейцы в неглиже? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и прот. Александр Рябков >> | |
ТЕКСТ. Схиархимандрит Иоаким (Парр) в программе протоиерея Александра Степанова «Экклесия»: «Христос пришел и дал нам пример. Он пришел в такой же, совершенно такой же, как сегодня, мир и сказал: "Это не путь. Надо быть слугой – вот верный путь. Не нужно быть хозяином". Но мы это еще не услышали…» >> | |
Почему «враги человеку – домашние его»? Почему мы называем священника отцом? Как помочь 90-летней бабушке поверить в Бога? На вопросы отвечает протоиерей Вячеслав Харинов >> | |
Почему Господь позволил Соломону иметь 700 наложниц? Почему сказано «Не мир пришел Я принести, но меч»? Является ли грехом аборт при внематочной беременности? На вопросы отвечает протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской Консерватории >> | |
Какие свечи лучше – восковые или парафиновые? Может ли азербайджанец находиться в православной церкви? Можно ли жертвовать десятину куда-то, кроме Церкви, например, на радио «Град Петров»? Действительно ли Богородица жила в Эфесе? На вопросы отвечает протоиерей Вячеслав Харинов >> | |
Бог всех слышит, или не всех? Как влияет наша молитва на жизнь других людей? Для чего нужны церкви? Как себя вести, если близкий человек попал в секту или им овладела вредная привычка? На эти вопросы и многочисленные просьбы о молитве в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Борис Безменов >> | |
После летнего перерыва в эфир радио вернулась программа Александра Крупинина «Неделя». Каждое воскресенье в прямом эфире священники комментируют события прошедшей седмицы, отмечая самое важное и интересное >> |
Каков смысл прощения грехов священником, если впереди всё равно суд Божий? Можно ли в общении с алкоголиком применять «жесткую любовь»? Как больному диабетом поститься перед Причащением? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма св. Александра Невского в Красном селе |
|
Почему христианство освободило европейцев и поработило российских жителей? Как жить и воспитывать ребенка при разногласиях с невоцерковленным мужем? Можно ли просить благословение по телефону? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков, клирик Андреевского собора Санкт-Петербурга |
|
Какое историческое значение имеет Крестный ход 12 сентября по Невскому проспекту? Как исповедоваться, если в сердце нет покаяния? Как помочь тем, кто ходит к экстрасенсам и колдунам? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Алексий Скляров |
Памяти протоиерея Павла Адельгейма, убитого в Пскове 40 дней назад (АУДИО) + ТЕКСТ отца Павла о мученичестве: «Стойкость и славная смерть христианских мучеников свидетельствует о силе, с которой божественная благодать действует внутри воли, чувства и плоти человека» |