Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Прямой эфир: 21 сентября 2014 г. АУДИО
Некоторые темы:
Слет православной молодежи Ленинградской области.
VII Международная конференция, посвященная изучению религии и деструктивных культов.
Нужно ли переименовывать Свердловскую и Ленинградскую области? АУДИО
О канонизации польского священника Ежи Попелушко АУДИО
Гость программы – протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Красном Селе.
_______________________________
Александр Крупинин: В Ленинградской области прошел слет православной молодежи Петербурга, в котором приняло участие 150 человек. Меня заинтересовала направленность этого слета: участники изучали тактические приемы владения оружием, должны были сдать нормативы по физической подготовке, хорошо знать историю России. Вместе с инструкторами учились стрелять из пейнтбольного и страйкбольного оружия, и так далее. Мне кажется, что слет православной молодежи должен бы другим заниматься?
Протоиерей Александр Дягилев: Я бы сказал так: суп без соли кажется пресным, но и соль с ложкой супа – тоже плохо. Если на православном мероприятии молодежи дали пострелять, поиграть – почему бы и нет? Но если все, что там было – это пейнтбол, страйкбол плюс беседы о. Алексея Галкина – вот и все православие, то это вызывает некоторую озабоченность. Часто православные мероприятия сопровождаются всевозможными либо патриотическими, либо фольклорными акциями.
АК: Но цели и задачи программы – это формирование мировоззрения, подготовка молодежи к службе в армии, укрепление здоровья, формирование общей культуры и так далее. Какое все это имеет отношение к православию?
АД: Здоровье – это хорошо, и служба в армии – хорошо, и Родину защищать надо, и дисциплинировать молодежь надо, воспитывать на патриотизме, любви к тем, кто живет рядом с тобой – это все тоже хорошо. Но действительно, какое отношение все это имеет к вере? Назовите это патриотическим слетом – это было бы честно, и в дополнение батюшка рассказал бы им о вере – все замечательно. А когда это называется православным слетом – это на килограмм соли ложка супа.
АК: Есть опасность, что под православием начинает пониматься не вера в Господа Иисуса Христа, спасение и Царство Небесное, а здоровье государства, патриотизм и фольклор.
АД: Я лишь могу понадеяться, что само сообщение неполное, и, может быть, там было все не так уж плохо, как здесь написано, и православию, вере, Господу нашему Иисусу Христу было уделено больше внимания.
АК: Международная конференция, посвященная изучению религии и деструктивных культов прошла с 18 по 20 сентября в Санкт-Петербурге, присутствовали представители других православных Церквей. Насколько эта тема важна для нас сегодня?
АД: К сожалению, я ничего не слышал об этой конференции, информация об этом могла бы быть разослана среди духовенства, на приходы. Когда-то я занимался очень плотно сектой «Свидетели Иеговы», тогда опасность была намного больше (даже статистически). Рост этой организации в России очень сильно замедлился. Во-первых, финансирование стало хуже, а во-вторых, они заняли свою нишу, можно сказать, окучили всех, кого можно было окучить, и сейчас нет такой активности, как в 90-е годы. А перестал я заниматься этой организацией, когда с удивлением выяснил для себя, что подавляющее большинство адептов – это люди, которые когда-то были крещены в православной церкви и уже во взрослом возрасте. На пути своих духовных исканий у них естественно было прийти именно в Православную Церковь. Но далее, столкнувшись с какими-то неприятными фактами: какая-то бабушка в церкви накричала или «натопала ногами» или батюшка что-то грубо сказал – и вот уже грустный, непонятый человек вышел на улицу. Дальше к нему подходят ребята («свидетели») и спрашивают: что случилось, тебя обидели, тебе плохо? Очень вежливо встречают, привечают, и люди уходят от нас – к ним. И если мы хотим противостоять деструктивным культам, нам нужно не столько миссией среди них заниматься (или среди тех, кого они еще не успели «охмурить»), сколько заниматься тем, чтобы люди от нас не уходили. Во многом это наша вина. И все секты – это неоплаченные долги Церкви. Поэтому более актуально в наши дни – образование, катехизация, причем катехизация не в значении патриотизма, а в значении прежде всего веры.
Вопрос радиослушателя: В сектах очень высокий уровень нравственности (баптисты, иеговисты): там нет пьянства, нет татуировок, нет мужеложества, они в тюрьмах не сидят – это лучшие люди нашего общества в нравственном отношении. Получается, секты повышают уровень нравственности в обществе?
АД: В тюрьмах, конечно, сидят. Люди разные. И Церковь не борется с людьми, она борется с ложным, неправильным учением, борется с использованием религии в целях наживы. Я не говорю, что они люди безнравственные. Чистоту и нравственность этих людей просто эксплуатируют. Свидетели Иеговы говорят, что вот-вот придет конец света, поэтому получать нормальное образование не надо, детей рожать не надо, не надо вступать в брак, а нужно ходить от дома к дому и заниматься проповедью. Действительно, у них очень жесткие требования, например, к курению: если ты не хочешь быть исключен из секты, ты должен обязательно бросить курить в течение годичного срока. У них извергают из организации за те вещи, на которые у нас в Православной Церкви закрывают глаза. Но это не значит, что у нас грех не считается грехом: мы поступаем более милостиво, а может быть, стоило бы и более жестко поступать. Для православных общаться с ними в каком-то смысле полезно, потому что заставляет как-то подтягиваться внутренне, не хочется ударить в грязь лицом. Но, в общем и целом, сказать, что секты – это полезно и пусть они будут – это неправильно. Надо различать секты и сектантов. Секты под благими, порой, поводами, а также используя неправильности, слабости, имеющиеся в церковной организации канонической Церкви, просто отводят людей от Церкви и от Бога.
АК: Где проходит граница между сектами и конфессиями?
АД: Свидетели Иеговы крестят во имя «Отца, Сына и водимой духом организации». Баптисты, например, крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа. Баптисты, как и все протестанты, Церковью не являются, у них нет апостольского преемства, но они – христиане, правильно крещеные, но оказавшиеся вне Церкви. Свидетелей Иеговы и христианами трудно назвать, хотя сами себя они так называют. А во-вторых, понятие «тоталитарная секта» довольно сложно. Сейчас я скажу фразу, за что многие могут меня осудить: тоталитарной сектой может стать православный приход, например. Но одно дело, если это издержки конкретного батюшки, который так поставил ситуацию на приходе, что там без его голоса, жеста – слова не скажи, в туалет не сходи. Это крайность и в таких случаях епархии нужно принимать меры. Но с другой стороны, когда некая организация начинает определять за человека, где ему жить, учиться и чем заниматься и когда это становится частью вероучения – это тоталитарная организация, как «Свидетели Иеговы». Для нас, православных, Римо-католическая или Армянская православная церковь – это все-таки Церкви, которые сохранили апостольское преемство, и отношение к ним совершенно иное, чем, скажем, к баптистам. «Свидетели Иеговы» не считают Иисуса Христа Богом, у них это – воплощенный архангел Михаил, а дух Святой – это энергия типа электричества.
Вопрос слушателя: Как экуменисты смотрят на секты, разногласия, расколы в Церкви?
АД: Экуменизм – это очень широкое понятие, такого учения – «экуменистического» – не существует, не существует и организации под названием «Экуменизм». Экуменизм возник как движение, поддерживаемое и православными в том числе, по сближению христианских конфессий. Христианство расколото, раздроблено на конфессии – это ненормально. Но дальше экуменизм пошел разными путями и один из них – давайте объединяться, несмотря на все различия (инициаторами были протестанты). Например, есть в экуменизме такой путь, как синкретизм (название от острова Крит). Когда-то на Крите племена много воевали друг с другом, но при нападении внешнего врага они объединялись и давали общий отпор врагу. Православная Церковь синкретический экуменизм никогда не поддерживала. Есть и другая крайность, я бы назвал это антиэкуменизмом – это когда православные христиане врагами считают всех своих собратьев православных же, которые пытаются хоть какие-то отношения поддерживать с инославными. Это тоже зло, потому что Иисус Христос ни к чему нас так не призывает, как к единству. И пусть не в наших силах объединить Церковь, но мы должны не проклинать, не сеять вражду между конфессиями, а свидетельствовать о Православии всей своей жизнью.
АК: Вы, отец, Александр, в нашей епархии являетесь куратором вопросов связей с англиканами. Архиепископ Кентерберийский, глава Синода и первенствующий епископ, сказал, что он время от времени вообще сомневается в существовании Бога. Как это?
АД: С моей точки зрения, архиепископ Кентерберийский не имеет права сомневаться в существовании Бога. Человек по имени Джастин Уэлби имеет право. У любого из нас иногда могут возникать какие-то маловерные помыслы. Но одно дело, когда я понимаю, что это просто мое искушение, с которым я борюсь. А если я священник, выхожу на амвон, я не должен допускать таких вещей, не должен смущать паству, а, наоборот, моя обязанность укреплять людей в вере. АУДИО
АК: Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл предложил вернуть улицам Екатеринбурга их исторические названия, Свердловскую область переименовать в Екатеринбургскую и восстановить исторический Екатерининский собор в Екатеринбурге.
АД: Я – только за, естественно. К нам это имеет прямое отношение: у Санкт-Петербурга до сих пор – Ленинградская область. В 90-е годы, чтобы не обидеть людей, которые придерживались коммунистической идеологии, пошли на некий компромисс, думая, что это временно, авось еще все переменится. Теперь это уже не временно, но у нас до сих пор есть улицы, названные именами аморальных людей. Переименованием занимается топонимическая комиссия, дело медленно, но движется. А Ленинградская область должна быть по названию города Санкт-Петербургской. То, что относится к Екатеринбургу, во всей полноте относится и к нам. АУДИО
Текст: Н.М. Лукьянова
Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Это красивый, наглядный урок по «Основам православной культуры»: как нужно относиться к своим выдающимся предшественникам» >> | |
Иерей Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мне кажется, прежде всего нужно научиться уничтожать террориста в самом себе» >> | |
100-летие переименования Петербурга в Петроград обсудили на «круглом столе» в ИТАР-ТАСС. В начале Первой мировой, 18 августа 1914 года по старому стилю, по указу Николая II город Санкт-Петербург был переименован в Петроград. О том, как переименование определило дальнейшую судьбу города, слушайте в репортаже Ксении Богдановой. >> |
Интервью Людмилы Зотовой с архиепископом Амвросием, викарием Санкт-Петербургской епархии, епископом Петергофским, ректором Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии |