6+

«Дело святого князя Владимира так и не было доведено до конца»

Программа Александра Крупинина
«Неделя»

Прямой эфир: 16 ноября 2014 г., 16:30

Память святого Иоанна Кочурова – первого новомученика XX века.
Подготовка к празднованию 1000-летия святого благоверного князя Владимира.
О реформе богословского образования: может ли выпускник Духовной академии ответить на вопрос «кто такой Бог»?
К событиям на Украине: как представители Украинской иерархии (канонической и других деноминаций) понимают роль Православной Церкви сегодня?

В программе «Неделя» 16 ноября события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с протоиереем Александром Дягилевым, настоятелем храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Красном Селе.

АУДИО

Александр Крупинин: 13 ноября отмечалась память святого Иоанна Кочурова.

Протоиерей Александр Дягилев: Для меня 13 ноября – это особый день, 15 лет назад владыка Владимир принял решение о рукоположении меня в сан диакона, а на следующий день – в сан священника. В Софийском соборе в Царском Селе владыка Владимир служил литургию, это был день памяти святого Иоанна Кочурова, пресвитера Царскосельского, тогда уже прославленного новомученика. Он был миссионером в США, в Чикаго до сих пор стоит Троицкий собор, фактически им построенный, он принимал активное участие в переводе православного богослужения на английский язык, и именно благодаря ему очень многие англоязычные американцы стали принимать православие. Он и святитель Тихон (они дружили) сыграли немалую роль в распространении православия в Америке. Потом, именно потому, что царская семья хотела видеть в Царском Селе не просто священников, а священников духоносных, а об отце Иоанне знали как об одном из выдающихся миссионеров, он был приглашен в Россию, чтобы стать настоятелем храма в Царском Селе. Там он встретил и Февральскую революцию, и Октябрьскую, и стал из священства первой жертвой большевиков. Буквально неделя прошла после Октябрьского переворота – и вот толпа матросов и солдат идет в Царское Село громить дворцы (еще не все знали, что Николая II уже вывезли в Сибирь), а отец Иоанн вышел к ним навстречу с крестом в руках и просьбой успокоиться, призвать людей к миру. Но толпа была настроена агрессивно, много было подвыпивших людей, раздались выстрелы из толпы – отец Иоанн был тяжело ранен. Потом его еще таскали, тяжело раненного, привязав к автомобилю – ужасная история. Тогда люди еще не привыкли, чтобы вот так легко убивали, прямо на улице, да еще и священника. Чуть позже это станет нормой. Но в этот раз толпа все-таки остановилась, не пошла дальше, отец Иоанн свою миссию выполнил. Этот выдающийся миссионер открыл книгу Собора новомучеников и исповедников Российских.

АК: Следующий год у нас будет посвящен Крестителю Руси князю Владимиру. Сейчас обсуждается план мероприятий, даже уже начались мероприятия в Красносельском благочинии: была конференция, где выступали, в частности, о.К.Костромин, Ю.А.Соколов по поводу культурно-политического аспекта крещения Руси.

АД: Личность князя Владимира как крестителя Руси, безусловно, выдающаяся. Но стоит еще поднять следующую тему: его дело так и не было доведено до конца. Русь была крещена, но не просвещена. Князь Владимир открыл дверь христианству на Руси, и русские люди в значительной степени активно приняли христианство. Православие даже вошло в народный быт: периоды сева, жатвы стали приурочивать к памяти тех или иных святых, хранили посты. Но еще святой Максим Грек отмечал, что «русские свято блюдут обряды, а заповедей Божиих не знают и не соблюдают». Если анализировать время отца Иоанна Кочурова, то почему произошел крах православной Российской империи? Во многом именно потому, что в свое время дело князя Владимира не было доведено до конца. Узнав об Иисусе Христе, люди не узнали о Его заповедях.

АК: Это особенность именно России?

АД: В Евангелии есть такие слова «итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». То есть четко сказано о научении. Также в Священном Писании есть слова «вера от слышания, а слышание от слова Божия». Хотя наши батюшки говорят о том, что «вера в сердце, разум часто обманывает», и «наш народ, “белые платочки”, спасли Церковь», все-таки настоящая вера – от слышания слова Божия, и если ты его не слышал, то правильно верить ты не можешь. Господь посылает учеников не крестить (“идите и крестите все народы”), а учить, крестя и давая заповеди («Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» Мф.28, 19-20), поэтому степень христианизации народа во многом зависит от его грамотности, возможности читать и знать Священное Писание. А дальше следующий этап – не только знать, но и жить согласно Священному Писанию. На Руси доминировала точка зрения (она и сейчас остается), что сохранение формы автоматически означает сохранение содержания. То есть, если я не знаю Заповедей Божиих, но меня научили христианскому быту (в какой день какую молитву читать, что есть, чего не есть), то я уже живу по заповедям Божиим. Практика показывает, что это совершенно не так.

АК: Заповеди Божии – это не какое-то высокое богословие. Нагорная проповедь или Десять заповедей не требует какого-то особого дополнительного знания.

АД: Я подозреваю, что у нас большинство православного населения Российской империи заповедей Божиих и тогда не знало, и сейчас не знают. Дальше «не убий» и «не укради» часто дело не идет. Сейчас большинство нашего населения все-таки грамотное, но в плане религиозном остается тотальная безграмотность. Огромная часть населения нашей страны считают себя христианами, имеют возможность читать все, что угодно, но…

АК: Сейчас другая проблема. Иногда слушаешь людей и поражаешься, насколько источники их знания разнообразны, а говорят такую ахинею, с полной уверенностью, что это и есть настоящее православие.

АД: Грамотность в вопросах научных и полная неграмотность в вопросах религиозных. Ленин (не к ночи будь помянут) имел «пятерку» по Закону Божию, что подтверждает, что знание веры не всегда означает наличие веры. Современные люди, искренне считающие себя православными, порой сами не знают, во что верят, особенно об этом и не задумываются, и знать-то не хотят. Поэтому дело князя Владимира необходимо продолжать, оно не завершено. Русь, оставаясь формально христианской, все еще не является просвещенной.

АК: Теперь уместен вопрос о реформе богословского образования.

АД: Святейший Патриарх поднимал вопрос того, что у нас в Церкви серьезная проблема с кадрами и некоторые суеверия распространяются даже самими батюшками. У нас проблема с начальным духовным образованием, с фундаментом: его практически нет. Есть неплохое среднее богословское образование, очень неплохое высшее духовное образование. Священники, закончившие Духовную академию, могут цитировать места из Священного Писания на греческом или даже на еврейском языке, могут рассуждать о сущностях, об ипостасях, цитировать Кирилла Александрийского, прекрасно владеть церковной историей, помнить значимые даты, но при этом не иметь возможности ответить на банальный вопрос – кто такой Бог, в Кого ты веришь?

АД: Для меня интересны еще две новости, причем одна другую взаимно исключает. Первая – это то, что самопровозглашенный Киевский Патриархат не имеет шансов на признание мировым Православием – считает глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. И тут же новость: меморандум о единой Украинской Поместной Церкви подписали пять представителей различных конфессий. Это признак того хаоса, который сейчас происходит на Украине. Две взаимоисключающие новости: в Ровенской епархии идет процесс некоей интеграции (канонических и неканонических православных юрисдикций). А представитель крупнейшей канонической юрисдикции УПЦ Московского Патриархата заявляет, что Киевский Патриархат не имеет никаких шансов на признание мировым Православием. Я, как христианин, принципиально против того, чтобы Церковь привязывали к какой-либо отдельно взятой нации. Церковь разделена и может еще разделяться для удобства управления на патриархаты, митрополии, епархии, приходы. Но Церковь – единая, святая и апостольская. И когда во главе Иисус Христос, когда понимаешь, что даже моя приходская церковь – лишь маленькая часть единой Православной Церкви, то и интересы Церкви должны быть на первом месте. И не так важно, в какой канонической юрисдикции я нахожусь – лишь бы быть со Христом. А сейчас у многих иерархов на Украине больше акцент делается на Украинскую самоидентификацию. Когда не важно, что Христос думает на эту тему, важно, чтобы Церковь была Украинской.

АК: Но они не хотят терять свою паству. Московский Патриархат может восприниматься как организация, исходящая из другого государства. Раньше это особого значения не имело, а теперь все по-другому.

АД: Был период феодальной раздробленности, когда княжество ходило на княжество, но Церковь умудрялась сохранять свое каноническое единство. Церковь – это вопрос веры, а не вопрос государственной принадлежности. Я против всякой привязки Церкви к государству в любом виде.

АК: Вся история Православия говорит о том, что автокефалии появлялись, когда появлялись государства.

АД: Мне больше нравятся исторические канонические названия древних Патриархатов: Римский, Константинопольский, Александрийский, Иерусалимский – по названию города. А вот название Русской Православной Церкви, с моей точки зрения, богословски неверно. Более правильно было бы «Православная Церковь в России», «Московская Патриархия».. Мне не нравится, что люди, верующие в Иисуса Христа, во всем мире разделены. Но мне также не нравятся, что такие разные (и канонические, и неканонические) деноминации в Ровенской области встречаются не на почве Иисуса Христа, а на почве «украинскости».

АК: Это очень прискорбно, это говорит о том, что любовь иссякает между христианами.

АД: Думаем не об Иисусе Христе, а о национальных интересах. Наступит время, когда не будет России, не будет Украины, Америки, Германии, и будет только Царство Небесное, а еще ад. И тогда все эти наши истории – на каком мы языке говорили, какую еду ели – не будут иметь совершенно никакого значения. А вот любили ли мы ближнего – только это будет иметь значение.

Текст: Н.М.Лукьянова

30 октября – День памяти жертв политических репрессий: что может сделать «простой» человек в условиях тотального террора? Дискуссия по поводу интернета: запретить его совсем или воспитать такого человека, для которого этот контент не был бы столь опасен? Эволюция не противоречит сотворению мира Богом и Церковь вполне может признать теорию «большого взрыва»? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов

>>

Протоиерей Александр Степанов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Новизна христианства по отношению к Ветхому Завету – это раскрытие свободы человека… Понимание христианства как набора каких-то запретов и указаний (чего не надо делать, что надо делать) – это, собственно говоря, непонимание того, что такое христианство… Христианство – это религия свободы и вытекающей из этой свободы любви. Если нет свободы, то нет любви – и ко Христу, и к окружающим людям»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Россия осталась одной из очень немногих стран мира, где у людей есть право сказать, что грех – это грех»

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе Александрв Крупинина «Неделя»: «После выбора Адама и Евы, после их грехопадения уже невозможно прожить без искушений. Но снизить накал искушений – это долг христианина»

>>

Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Это очень опасная духовная болезнь, одинаковая что в России, что на Украине»

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Важно не то, что вы сегодня не прочитали правило, а страшно то, что вы не молитесь в течение дня»

>>

Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Это красивый, наглядный урок по «Основам православной культуры»: как нужно относиться к своим выдающимся предшественникам»

>>

Иерей Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мне кажется, прежде всего нужно научиться уничтожать террориста в самом себе»

>>

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru