Темы новостей недели комментирует протоиерей Александр Рябков
Программа Александра Крупинина «Неделя»:
священники комментируют события прошедшей седмицы
Прямой эфир: 15 февраля 2014 г., 16:30 АУДИО ВК
Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях – клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, отец Александр Рябков. Начнем с того, что сегодня праздник – Сретение Господне.
Протоиерей Александр Рябков: Сретение Господне – это праздник, который предваряет уже Великий Пост и это – встреча Ветхого и Нового Завета. Это актуально и своевременно всегда, и сейчас особенно, когда нам, с одной стороны, нужно сохранить традицию, а с другой стороны наполнить ее содержанием. Наполнить не то что новым содержанием, а обновить тем содержанием Евангельским, которое нам Господь принес. Младенец Христос пришел и, по сути дела, обновил тот Ветхий Завет, те формы, внес не то, что изменения, а внес именно содержание, которое потом привело к Спасению и к обновлению жизни целого мира.
Александр Крупинин: Это религиозная сторона вопроса, а у нас еще в этот же день празднуется День православной молодежи. Что это за праздник такой, в чем он заключается? Вы ведь, отец Александр, ответственный за молодежную работу в Приморском благочинии.
Протоиерей Александр Рябков: Здесь подтекст прочитывается очень легко, потому что встреча – это встреча со Христом, и нам необходимо подвести молодежь к встрече со Христом. Хотя Христос не делал разницы между молодым или старым, греком или варваром, скифом или римлянином, мужчиной или женщиной – Господь призывал к себе всех. Господь со всеми говорил неодинаково, и апостол Павел дал нам пример, как находить разные способы общения с разными людьми, разными слоями населения, разными социальными группами, в том числе и с молодежью. Встреча со Христом – это то, что для молодого человека действительно важно, потому что то, что встретишь основополагающе важное в начале своей жизни, может и должно бы отложить отпечаток на всю твою последующую жизнь. Но это вряд ли одинаково для всех, и вряд ли можно дать гарантию, что если ты в молодости стал христианином, то ты и закончишь ее христианином. Гарантии такой нет, конечно. И важность работы с молодежью не в том, чтобы привлечь любой ценой как можно больше людей, хотя и факт миссионерства здесь тоже очень важен. Задача – привлечь молодежь, чтобы они стали православными взрослыми, стали хорошими матерями, отцами и прекрасными прихожанами.
Александр Крупинин: Каковы же методы такого воспитания молодежи?
Протоиерей Александр Рябков: Методы пока нарабатываются. Вряд ли стоит ждать и желать даже в этой работе каких-то точных указаний. Потому что все, что касается духовной, жизни требует только индивидуального подхода, Господь к каждому подходит индивидуально, и призывает священника подходить так же.
Каждый приход – это особый мир. Мы говорим о городских приходах, потому что в сельской местности молодежи просто нет. Городская молодежь очень разная на разных приходах, она разная, потому что люди учатся в разных учебных заведениях, есть студенты-технари и студенты-гуманитарии, и ко всем должен быть свой особый подход.
Есть трудные подростки – к ним совсем другой подход. Например, Дом молодежи Приморского района (светская организация), предоставляет нам площадку, где происходят постоянные встречи с молодежью (невоцерковленной), которая интересуется церковной тематикой. Приходят человек десять, обсуждаем фильмы, на прошлой встрече обсуждали фильм Звягинцева «Левиафан», работаем мы уже два года, а раньше работали с трудными подростками, это была довольно затратная работа для нас.
Это очень специфическая аудитория, и их можно было привлечь только тем, что устраивать для них турпоходы, экскурсии по монастырям, храмам, культурным объектам. Еще мы сотрудничаем с социальными объектами нашего Приморского района, с социальными службами и социальными центрами для пенсионеров. В обществе есть не прямо артикулированный, но предполагающий запрос, чтобы Церковь заняла какую-то идейную нишу и вела бы молодежь, как раньше, предположим, комсомол, пионерия, школа.
Чтобы Церковь взяла на себя эти функции: воспитывать достойную молодежь, достойную смену. Я бы очень хотел, чтобы мы, церковные люди, не относились так утилитарно к Церкви. Церковь не должна нами восприниматься, как некий институт, который выполняет утилитарные функции на благо общества. Я не исключаю, что и церковные работники, и духовенство считают, что это довольно верно, что мы должны занять эту нишу, и мы должны воспитывать молодежь.
А общество неоднородно, и считает, что вы должны воспитывать в таком-то ключе, а другая социальная группа – в другом ключе. Сколько людей, столько и мнений. И в обществе, особенно невоцерковленном, два требования к Церкви: Церковь должна воспитывать молодежь, но не должна иметь больших материальных ресурсов. Мой опыт работы с трудными подростками говорит, что материальные ресурсы нужны очень серьезные.
Если ты не тратишься на этих детей, на которых не тратится ни семья, не папа с мамой, на детей, которые брошены – у этих детей (трудных подростков) могут быть невероятно трагические судьбы. Так вот вопрос, что Церковь должна и что она не должна ни в коем случае нельзя отдавать на откуп общественному мнению. Общественное мнение для нас важно, но мы не должны под него подстраиваться.
Александр Крупинин: А кроме встреч с молодежью, с ними как-то работают на приходе, с теми, которые уже пришли?
Протоиерей Александр Рябков: Да, что можно организовать для молодежи, которая пришла уже в храм? В нашем приходе есть оркестр народных инструментов, молодежный. Этот оркестр нам очень нужен: мы с этим оркестром можем прийти к пенсионерам, к старикам, инвалидам.
Оркестр очень хороший и он нам помогает в проведении наших приходских праздников, в том числе детских. А есть еще любительский хор, куда может влиться любой молодой человек и любая девушка, если они способны петь, способны ходить на спевки. Регент специально в течение седмицы выделяет немало часов для того, чтобы заниматься с ними, обучать их.
Любительский хор поет на буднях, каждый будний день – утро и вечер. Есть еще детско-юношеский хор, который поет на какие-то большие праздники – Рождество, Пасху. Здесь мы практически никого не отсеиваем, дети поют, дети воцерковляются через церковную музыку. Мне представляется, что это – самый лучший способ воцерковления.
Александр Крупинин: Несомненно.
Протоиерей Александр Рябков: Есть другие способы, они озвучиваются разными приходами. Я не против них, но до конца понять их не могу.
АК: Что имеется в виду?
Протоиерей Александр Рябков: Например, я считаю, когда храм предоставляет свою площадку, например, для скаутского движения, и даже если приставляется священник к этому отряду, это все чудесно, но скаутство – это скаутство, а воцерковление – это воцерковление. Хотя, может быть, через скаутство тоже воцерковляют людей, но это организация самостоятельная, автономная.
Александр Крупинин: Дело в том, что связь скаутства с Церковью идет у нас от эмиграции, и совершенно естественно, что люди русские группировались вокруг Церкви, и дети создавали отряды тоже вокруг Церкви.
Протоиерей Александр Рябков: Там это было естественно. И здесь это не противоестественно. Допустим, приход взял на себя обязательство организовать работу с наркозависимыми или зависимыми от алкоголя. Есть церковный дом, дали свою площадку, чтобы собиралась, например, группа анонимных алкоголиков, но это не говорит о том, что именно приход, именно духовенство занимается этим, нет, это мы просто дали площадку, эта организация автономна от любой конфессии.
Поэтому молодежное мероприятие должно быть плотно связано с церковностью, должна быть более плотная привязка к литургийности. Это мое личное мнение. Поэтому, например, создание при храме секции рукопашной борьбы – у меня внутри как-то не вмещается. Или говорят, что неплохо было бы вести патриотическую работу, а чтобы она была не просто патриотической, нужна, например, стрельба из пистолета, из ружей – тоже не совсем вижу увязку с церковностью.
Или, например, говорят, неплохо бы организовать студию современного танца на приходе – такой «широкий путь» не стыкуется с Церковью. Мы многое в своей внутренней жизни не артикулируем, многое не словами произносится, а делами. Мы в какой-то мере можем (не говоря этого), но поступками говорить: Христос не очень-то привлекает, надо что-то добавить ко Христу привлекательного, и тогда мы можем привлечь людей. Не является ли это подкупом? И нуждается ли Христос в этом?
Поэтому студия современного танца или секция какого-то спорта необычного на приходе, как фактор привлечения молодежи в храм, для меня немного сомнительно. Это большой вопрос. Церковь не утилитарна.
Я русский человек и люблю русскую культуру и этнографию. Но при этом я люблю еще и Евангелие и вижу, что маленький иудейский народ, частью которого был и Христос, не заботился о том, чтобы изо всех сил сохранить иудейскую идентичность, и ни в коем случае не навредить ей. И тогда, когда Он пришел, Он заботился совсем о другом – о Царствии Божием, пришедшим в силе, которое внутри нас есть. И очень много важных вопросов того времени, которые важны и сегодня, прошли вообще мимо Него, Христос их вообще не касался: «Богу Богово, а кесарю – кесарево».
Вопрос слушателя: Юристы в Московском Патриархате выступили по поводу отпевания усопших. Как должна происходить эта процедура, что для этого надо?
Александр Крупинин: Я не совсем понял, а включил в дайджест это сообщение, в надежде, что Вы отец Александр, поняли. Может быть, там есть какие-то нюансы в отпевании?
Протоиерей Александр Рябков: Там речь идет о том, что очень умножилось число священников, духовенства, а погребение священника предполагает его приготовление к захоронению: используется особое омовение, особенное облачение и вообще особенное отношение к этому телу.
Александр Крупинин: Я-то понял, что какие-то поддельные священники отпевают в моргах…
Протоиерей Александр Рябков: Если речь идет об этом, то конечно, лучше совершать отпевание своих сродников в храме. В нашем храме совершается отпевание отдельно взятого гроба (не штабелями покойники лежат). Привезли человека, семья и близкие вокруг гроба встали, поет хор, священник, дьякон и псаломщик совершают отпевание полным чином. Я за такую индивидуальность, потому что это очень важно, мне кажется.
Александр Крупинин:
В Эстонии мусульмане и иудеи выступили против того, что какой-то польский художник шутит на выставке, посвященной трагедии Холокоста. Я в Гостевой книге говорил в защиту французских карикатуристов, что общество свободно, раз оно допускает такое. И меня спросили: А как Вы отнесетесь к тому, что выставка посвящена Холокосту и там смеются над этим?
Я могу сказать ровно то же самое: это очень хорошо, что есть такая возможность в обществе, что государство не берет на себя ответственность за своих граждан, за их моральное состояние, их Спасение. Как говорил император Юстиниан «государство отвечает за Спасение своих граждан, и сам император отвечает за Спасение своих граждан». Но Эстония, Франция – это светские государства, а светское государство не должно заниматься цензурированием искусства. Поэтому самый простой способ – это не ходить на выставку. Если мне не нравятся карикатуры Шарля Абдо, я не покупаю этот журнал. Если мне не нравятся карикатуры на Холокост, я просто не хожу на эту выставку. А если кому-то нравится – пусть он ходит, он сам отвечает перед Богом за свои поступки: куда он ходит, что он делает. А дядя сверху не должен за него решать, потому что тогда он лишается того, что он сам выбирает: со Христом он или не со Христом.
Текст: Надежда Лукьянова
«Трудно найти русского писателя такой величины и значимости, так талантливо, как Чехов, описавшего русскую церковность». Протоиерей Александр Рябков: к 155-летию Антона Павловича Чехова>> |
«Считаю важным для страны и вообще – пробудить в человеке человека». Протоиерей Александр Рябков: к 140-летию Ефима Васильевича Честнякова
АУДИО + ТЕКСТ |
С 25 ноября в эфире радио «Град Петров» начинается новый цикл литературных программ под названием «Доктор Чехов ставит диагноз. Чтения с комментарием литературоведа и священника» |
Протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»: «Мы все, священники, должны брать пример с первого монаха – Иоанна Предтечи, он был евангельским «другом жениха» (Иисуса Христа). Умение быть «другом жениха», то есть оставаться в тени – очень важно. Не у всех священников это получается, иногда мы вниманием к самому себе затмеваем Христа, иногда мы увлекаемся своей личностью»>> |
Славяне против России? Протоиерей Александр Рябков: «Приближаясь к столетнему юбилею начала Первой мировой войны, нельзя обойти вниманием участие Болгарии в ней на стороне блока, враждебного России» |