Каковы итоги празднования 300-летия Александро-Невской лавры? Отношение современного человека к смерти: почему все, что связано со смертью изгоняется из человеческого сознания? Что происходит на Украине – против чего выступает оппозиция? Какую роль сыграл НКВД в судьбе Греко-Католической Церкви на Западной Украине? Справедливы ли обвинения Папы Римскому Франциска в марксизме? Чего ждали от Папы консервативные силы Европы и оправдал ли Понтифик их надежды?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков
Прямой эфир 22 декабря 2013 г.
Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков. В начале, отец Александр, подведем итого важного для нас года – года празднования 300-летия Александро-Невской лавры.
Протоиерей Александр Рябков: Я думаю, этот праздник даст новый импульс для развития монашеской жизни в лавре, а миссионерская жизнь в этой обители цветет пышным цветом, это и культурный центр во всех отношениях. Конечно, Александро-Невская лавра сейчас не сравнима с Псковско-Печерской, например, куда люди едут с желанием окунуться в монашескую жизнь, даже пожить при монастыре. Наша лавра – это городской монастырь, у него своя специфика и свое служение, его особенности оправданы. Я очень надеюсь, что лавра станет еще и духовным очагом (кроме культурного, миссионерского, просветительского), светом, на который будут слетаться люди, чтобы прикоснуться к духовным ценностям. Лавра притягивает, тем более, что она рядом с Духовной академией, и это единый комплекс, две неразрывные компоненты – просветительская и духовная, и симбиоз с монастырем очень благодатен.
АК: В нашем городе при строительстве жилого комплекса на ул. Бутлерова обнаружено лютеранское кладбище, которое там находится с 30-х годов XIX века. Однако застройщик не счел нарушение закона о похоронном деле веским аргументом для прекращения работ. Очередная история с кладбищем: с Митрофаньевским, Фарфоровским были подобные проблемы, и вот опять. Как это понимать?
АР: В недавно вышедшей книге отца Александра Шмемана «Литургия смерти» одна из основных мыслей – даже в Америке 70-х годов (тогда там была очень сильная религиозность) смерть изгоняется из общества, из городов, из жизни людей. Если вспомнить античность, то тогда смерть была тоже изгнана из общества, она была табуирована, эта тема была закрытой, и все обряды, связанные со смертью, заключались в том, чтобы отсоединить покойника от живущих, чтобы он им не мешал.
Все христианские обряды, связанные со смертью – это включение смерти в обиход жизни. И потому в христианстве кладбище – вокруг храма, и зачастую – в городе, в центре.
Мы сейчас, в некотором смысле, живем в эпохе неоязычества, и это проявляется в культурных актах, в том числе – вывод кладбищ за город, устройство, как в античных городах, огромных некрополей. У нас тоже есть такие некрополи – Северное кладбище, Южное. Понятно, что в огромном городе, наверное, и нельзя по-другому. Хорошо, что там есть культовые здания, церковные постройки, хотя этого мало. А забытые кладбища надо восстановить, нужно вернуть людям осознание смысла и цели бытия.
Кладбище – это всегда напоминание о том, что нам всем предстоит.
АК: В нашей стране это связано с развитием атеизма. Если человеку не предстоит в жизни вечной воскресения, то смерть – это ужас, и видеть перед собой это напоминание (кладбище) просто невыносимо. В первые годы советской власти еще верили во всеобщее будущее благо, в коммунизм, но потом эта идеология рассосалась и человек остался один на один со смертью, а это страшно.
АР: А сегодня человек живет уже не для какой-то идеи, а для «саморазвития». Но смерть-то все равно существует, и как жить без Царства Божия?
Вопрос слушателя: Что происходит на Украине? Похоже, что сам украинский народ не осознает, что с ним происходит, люди стремятся к западным ценностям, но Запад уже принес разделение в Югославию, Сирию, Иран и многие другие страны. А мы спокойно к этому относимся.
АК: Блаженнейший митрополит Украины Владимир (Московского Патриархата) предложил в Киево-Печерской лавре провести встречу между разными сторонами этого конфликта, чтобы упокоить ситуацию.
АР: Украина действительно сегодня расколота, и расколото сознание людей, многие люди не понимают, что делают, тем более, что экономическая польза от Евросоюза не вырисовывается.
АК: Если сами люди не будут создавать продукт и поднимать свою страну, дядя с Запада или с Востока им не поможет, бесплатный сыр может быть только в мышеловке. То, что было в Греции, например, этим летом оказалось на плечах Европейских стран, которым пришлось буквально вытаскивать ее из кризиса, а все потому, что страна жила не по средствам.
Вопрос слушателя: Украина (и Западная в том числе) встречала в 39-м году Красную Армию как освободительницу. Враждебные отношения стали проявляться, когда появилось советское чиновничество. Острая реакция на московскую бюрократию выработалась недавно. И сейчас оппозиционеры считают, что враг – это Кремль в лице Путина. Они настроены не против нас, а против Кремля. А в Европу их сейчас никто и не пустит, они в долгах, как в шелках.
АР: У восставших сейчас настроения очень разные, ясно одно, что Янукович очень всех восстановил против себя, и борьба за Евросоюз, это, по сути, их недовольство своей нынешней властью. Нужно ко всем хорошо относиться, и к тебе будут относиться соответственно.
АК: У нас есть еще вопрос из дайджеста: Одним из препятствий на пути диалога Русской Православной Церкви с католицизмом и встречи Папы Римского с Патриархом Московским являются события на Западной Украине, где, когда пала советская власть, греко-католики захватили православные храмы, прогнали православных, и эти храмы стали греко-католическими. Там была довольно жесткая конфронтация, и, в частности, и по этому вопросу был визит кардинала Курта Коха в Петербург.
АР: Греко-католичество исторически стремилось защититься от польского католического влияния. Но подпортили все события 47-го года. К сожалению, в сознании живущих там людей связаны воедино действия НКВД и РПЦ. Насколько это справедливо?
АК: Если РПЦ приписывают преступления НКВД, то это очень несправедливо, необходимо помнить, что РПЦ тогда не могла на что-то влиять и что-то предпринимать, она была заложницей Сталина.
АК: Есть сообщение о том, что сторонники капитализма обвиняют Папу Римского Франциска в некоем марксизме, что он предлагает изменить экономическую систему мира, чтобы сделать ее более справедливой, и это требует не только экономических, но и духовных усилий.
АР: Мне кажется, что позитивные силы Западного мира ждали несколько другого от Папы, нежели эти разговоры о свободе, равенстве и братстве. Европа ждет совсем другого. Католические теологи уже заговорили о том, что Римский престол должен уже оторваться от христианского учения о семье и нравственности и пойти навстречу «прогрессивному человечеству», в котором брак – это не брак, и не союз между мужчиной и женщиной. Консервативные силы Европы ждали от Папы того, что его авторитет будет защищать традиционные христианские ценности. В интернете была аналитика, где сказано, что деятельность Понтифика рассчитана на то, чтобы либеральная общественность увидела в нем человека, близкого им по духу, а не зашоренного консерватора. Сегодня те события, которые происходят во Франции, требуют постоянного, неумолкающего голоса Понтифика о семье как главной ценности, о том, что невозможно извратить ее и невозможно ее нивелировать. Если мы ее извратим, не будет не просто Европы, не будет и человечества.
АК: Я думаю, это явное преувеличение, тема раздута с обеих сторон, а на самом деле вопрос не стоит выеденного яйца.
АК: Я понимаю, что тема доводится до абсурда, об этом уже не хочется и говорить. Но этот тренд есть, и он не прекращается. Нельзя отрицать объективные вещи, и даже теологи начинают заводить тему о нетрадиционной семье, о целибате католического священства. Общество смотрит не в ту сторону: вместо того, чтобы решать вопросы экономики, защиты семьи, внимание людей привлекается к этим скандальным и крайне вредным темам.
Текст: Н.М.Лукьянова
Славяне против России? Протоиерей Александр Рябков: «Приближаясь к столетнему юбилею начала Первой мировой войны, нельзя обойти вниманием участие Болгарии в ней на стороне блока, враждебного России» >> | |
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Церковь и не нуждается, чтобы ей были какие-то особые преференции в государстве, все и так Господь за нас сделал. Церкви не нужно, чтобы и государство помогало – в людях есть вера, благодаря милости Божией» >> |