6+

Неделя Рябков

В 1961 году в Ленинграде снесли знаменитую Греческую церковь – храм в честь святого Димитрия Солунского в великолепном неовизантийском стиле, а к 50-летию «Октября» на месте церкви появился концертный зал «Октябрьский», архитектурно напоминающий горизонтально растянутый мавзолей. Возможно ли восстановить храм, если для этого надо снести здание БКЗ? Уместно ли установить на фоне БКЗ памятный знак о том, что на этом месте стоял храм, если сейчас там стоит нелепый памятник – красноармейцы в неглиже.
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков

Программа Александра Крупинина «Неделя»
Священники комментируют события прошедшей седмицы

Прямой эфир: 6 октября 2013 г.     АУДИО ВКонтакте

Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях протоиерей Александр Рябков, клирик храма во имя мученика Димитрия Солунского в Коломягах. Отец Александр, 3 октября у касс Петербургского большого концертного зала «Октябрьский» состоялся молебен за возрождение греческой церкви святого Димитрия Солунского, греческая община собирает подписи в поддержку этого начинания. Как Вы оцениваете такую возможность?

Протоиерей Александр Рябков: Утрата храма – великолепного, греческого храма в византийском стиле, это печально. И об этом писал еще И.Бродский:

Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал…

Зал, теперь стоящий на его месте, по-видимому, никуда не денется, но я надеюсь, что когда-нибудь там будет памятный знак, что здесь была церковь, построенная Дмитрием Егоровичем Бенардаки, известным меценатом, русским греком, близким знакомым Пушкина и Гоголя, кости которого были выкинуты из крипты разрушенного храма, что тоже ужасно. Там сейчас стоит нелепый памятник – красноармейцы в неглиже, троица такая с молотом, с винтовкой, в буденовке и без штанов. Греческая община хочет выкупить участок для строительства храма или его фрагмента, где были кассы БКЗ и где теперь строится торговый центр, но, скорее всего, на этом месте не удастся построить. Дай Бог, чтобы какое-то напоминание об этом храме все-таки возникло, кроме деревянного скромного креста. У нас сегодня в городе только один храм во имя Димитрия Солунского, это наш храм, довольно старинный, деревянный. Димитрий Солунский – это тот святой, который объединяет нас с Грецией (там он – самый почитаемый святой), и с Балканами, потому что какие бы сложные отношения ни были у сербов, болгар с греками, почитание Димитрия Солунского неизменно огромно во всех Балканских странах, и каждый из этих народов почитает его своим святым. Кроме того, наши великие учителя – Кирилл и Мефодий тоже из Солуни, и святой равноапостольный Мефодий закончил свой перевод Библии в 884 году в празднование святого Димитрия Солунского. Святой Димитрий Солунский сопровождает историю славянства (и России) многие столетия. Первый монастырь в Киевской Руси (в Киеве), был основан в честь Димитрия Солунского, первая церковь еще деревянного Московского кремля – тоже в его честь. Много наших князей были крещены с именем Димитрий в честь этого святого. В центральной России множество храмов его имени, с ним связана история крещения и просвещения Руси.

А.К.: В связи с состоявшимся заседанием священного Синода 2 октября – по поводу миссионерской и катехизической деятельности на приходе. Эта тема начала подниматься с интронизации Патриарха Кирилла. Насколько в Вашем приходе, отец Александр, что-то изменилось, появились ли специально подготовленные люди, которые занимаются миссионерством?

А.Р.: На нашем приходе, как и на других, такую деятельность ведут священники, они назначаются соответствующими епархиальными отделами. Хотелось бы, чтобы это были миряне, но они пока не готовы. И люди хотят услышать слово именно от священника, получить от него какое-то наставление или совет. Когда вокруг священника создастся кружок наиболее активных прихожан, которые уже участвуют в миссионерской, молодежной или социальной работе, то можно выделить кого-то их них, кто будет помощником священнику в своем вопросе. Документы заседания раскрывают эти темы: как вести подготовку этих специалистов в области катехизации, миссионерства, молодежной работы. Будут организовываться регулярные семинары, которые объединят ответственных по благочиниям и приходам, на которых люди будут делиться опытом. Например, есть приходы, которые преуспели в молодежной работе, другие – в социальной, третьи – в катехизаторской. Сложность в том, что сейчас ожидается, что приход будет успевать во всех видах работы. Сложившаяся практика последних лет в крупных городах – это когда приход выбирает какую-то отдельную стезю, и ее разрабатывает плотно и плодотворно, другой, соседний приход, работает по другому направлению. Тенденция видна: Синод, отделы Патриархии понимают необходимость методик для ведения таких направлений, при этом должна учитываться специфика прихода, и когда разработается определенная система – это даст новый импульс в нашей работе.

А.К.: 3-4 октября в Самаре проходил IV Всероссийский съезд православных врачей. Было направлено послание Святейшего Патриарха по поводу врачебного служения. Какова, по Вашему мнению, современная медицина, насколько она близка к пониманию христианства?

А.Р.: Медицина такова, каково сегодня наше общество. У людей внешних вызывает улыбку такое понятие, как православный врач. Выходит, должны быть православные учителя, православные математики, физики и прочее. Я думаю, что аналогия с православными математиками или физиками здесь не работает, но в отношении врача, если он не занимается чистой наукой, а сидит в поликлинике или лечит человека в больнице, его мировоззрение очень важно для пациентов. Если у врача есть религиозное мировоззрение и перед ним человек – образ Божий, а не объект для воздействия, то это формирует отношение врача к человеку и к своей профессии. Православный врач понимает, что ему отвечать перед Богом, и это, конечно, мобилизует его, он все-таки надежнее. И мы, когда приходим к такому врачу, конечно, надеемся, что его отношение к пациенту будет отличаться от какого-нибудь горе-врача, которому пациент глубоко безразличен, который сидит, уткнувшись в свои бумаги, и «лечит», не взглянув на него. К тому же коррупция в медицинской сфере достигла невиданных размеров, включая и медицинское образование, и хочется надеяться, что мысль о Боге отрезвит врача и даст ему силы сопротивляться системе.
На медицину, например, возложена такая обязанность, как совершение абортов. И православный врач может напомнить о древних Гиппократовых принципах: о недопустимости эвтаназии и аборта.

А.К.: В послании Святейшего Патриарха написано о недопустимости противных Богу методов лечения. Как это понимать?

А.Р.: Это может быть и так называемое целительство, и клонирование, о котором безрелигиозное общество утверждает, что это – для блага людей. Опасность здесь в том, что если барьер (как мировоззрение самого ученого) не положен, то можно дойти и до создания Франкенштейна, описанного в романе М.Шелли.

Вопрос слушателя: Клонирование – это разве не вмешательство в Промысел Божий? Ведь заболеть или умереть кому-нибудь – это решает Господь?

А.Р.: Сама по себе медицина не выпадает из Промысла Божьего. У нас были святые врачи – Пантелеимон, мученик, святой, был не только врачом от Бога, а был еще и медицински образован, были святые врачи Косма и Дамиан, и даже апостол Павел упоминал врачей в контексте церковного послушания. Когда мы говорим о Промысле Божием, то это не значит – отказаться от лечения болезни. А клонирование человека – это вмешательство в творение Божие (в какой-то мере), но это не значит, что нельзя вообще заниматься наукой, чтобы узнавать болезни и лечить их. Но клонирование и эвтаназия – это тупик медицины: вместо того, чтобы лечить человека, придумывают, как бы его заменить (клонирование) или убить (эвтаназия). А давать человеку какие-то лекарства, препараты, терапию – это не есть нарушение Промысла, наоборот, лечить можно и нужно. Давайте вспомним милосердного самарянина: священник и левит, пройдя мимо, сделали «правильно» – ну, ранен ты, значит, Промысел Божий таков. А самарянин омыл больному раны вином (антисептик), смазал эфирным маслом (заживляющий бальзам), наложил повязку, отвез в гостиницу (определил в стационар), то есть действовал как врач.

Текст: Н.М.Лукьянова

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru