Проблема взаимоотношений Церкви и государства: почему в Великий пост работают рестораны с постным меню? Должно ли государство быть равноудалено от любой конфессии? Чем чревато принятие декларации о православии как основе национальной культурной самобытности? Для чего нужен визит президента России к Папе Римскому и почему людей так волнует проблема встречи иерархов Западной и Русской Православной Церквей? Будут ли в России женщины-священники? Чем христианское кино отличается от светского?
В программе «Неделя»
события прошедшей седмицы обсуждают
Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков
Прямой эфир: 24 ноября 2013 г.
Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях – клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков. Поговорим, отец Александр, о международном фестивале христианского кино «Невский благовест», который прошел на этой неделе в нашем городе. Как Вы относитесь к христианскому кино?
Протоиерей Александр Рябков: В программе представлено много документальных лент, христианская тематика здесь в виде рассказа о церковной жизни – о монашестве, о Валааме, о монастырях, это вполне понятно. Что касается игрового кино, то это более широкое понятие, не всегда напрямую связанное с видимыми знаками христианства. Я думаю, что любой фильм, который затрагивает глубокие нравственные проблемы (не отдельно взятого человека, а общества в целом), является христианским кино. Например, мой любимый фильм – «Тропы славы» Стенли Кубрика – величайший христианский фильм о войне, поднимающий темы жизни и смерти, глубоко религиозен без церковного антуража. Любой великий художник христианской культуры, занимающийся проблемами души, духа, создает христианское кино. На фестивале представлены разные конфессии, и это очень важно, особенно в документальном кино, потому что в своей христианской культуре все мы очень близки, особенно к таким древним церквям, как Армянская, Грузинская, Восточные Церкви. Поэтому форум решает проблему взаимопонимания больше, чем различные формальные экуменические собрания, язык искусства – объединяющий.
АК: На этой неделе опять встала проблема взаимоотношений Церкви и государства. Был день рождения Святейшего Патриарха Кирилла и он в своем слове высказался по поводу того, что Церковь обвиняют в сращивании с государством. Однако, привел пример Патриарх, во время Великого поста работают рестораны, но никто не заставляет людей соблюдать пост. Государство и Церковь решают разные вопросы.
В то же время партия Михаила Прохорова представила проект религиозного кодекса, в котором есть такая мысль, что государство не должно устанавливать какие-то более близкие или иные отношения с отдельными конфессиями, а роль государства – это беспристрастный регулятор деятельности конфессий. А депутат Госдумы Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции идею о том, что православие является основой национальной культурной самобытности России. Вот такие разные подходы.
АР: Во-первых, поздравляю от лица всех слушателей Святейшего Патриарха с днем рождения и желаю ему многая и благая лета. А что касается слов Святейшего, я хочу сказать, что служители Церкви еще не принесли сегодня столько ощутимых плодов, чтобы влиять на меню ресторанов в Великий пост, но Церковь сама по себе является доминантой всегда. И для меня удивительно, что те же рестораны в пост предлагают постное меню, на прилавках магазинов появляются продукты с широкими надписями «постные». Если целый комбинат, к примеру, выпускает постный майонез или постные пряники, значит, вне зависимости от наших миссионерских усилий или усилий наших врагов, Церковь остается для нашего общества очень важной и церковная традиция остается доминирующей. Церковь и не нуждается, чтобы ей были какие-то преференции, все и так Господь за нас сделал. Церкви не нужно, чтобы и государство помогало – в людях есть вера, благодаря милости Божией.
Что касается следующих двух новостей с разных политических полюсов, то меня заинтересовало не то, что М.Прохоров говорит, что власть должна держать равную дистанцию с разными конфессиями, а то, что он понимает, что в стране религиозное самосознание (не важно какое) доминирует в большей части людей, поэтому он и затронул эту больную тему об оскорблении чувств верующих. Отрадно, что даже этот лидер понимает необходимость защищать религиозные символы, и не только христианские.
Теперь о поправках в Конституцию – такое декларирование исключительной роли той или иной конфессии есть в ряде конституций христианских стран – в Греции, Польше, Грузии, хотя в них присутствуют мусульманские и другие конфессии. У нас это в новинку, потому что Российская Федерация пострадала от атеизма и безбожия больше, чем Грузия, Украина или Белоруссия. Эта декларация сейчас – некое противоядие против бурно развивающейся проповеди европейского либерализма, этих псевдоценностей.
АК: Но такое изменение в политическом документе может повлиять на единство в обществе, не вызовет ли это еще большего раздрая между людьми? У нас есть территории – Чеченская, Татарская республики – как это будет воспринято там, нужно ли это вообще? Стоит ли овчинка выделки?
АР: Здесь есть разные аспекты: исламский мир тоже стремительно меняется, и это тоже подвигает к подобным декларациям. Это реакция на то, что происходит вокруг нас с двух сторон – со стороны Европы и со стороны Востока, и хочется сказать и той и другой стороне, что страна наша – христианская, и государство формировалось как христианское (в византийском изводе). Принесет ли это ощутимую пользу? Наша история показывает, что декларации всегда остаются только декларациями. Спасаться будем не декларациями, а милостью Божией.
АК: То, что говорит Прохоров о том, что государство вообще не должно вмешиваться и быть абсолютно вне конфессий, быть регулятором – этот вариант способен более консолидировать общество. Декларация же противоречит, в какой-то мере, здравому смыслу, потому что поднимет волну оголтелого ее неприятия, и в очередной раз в обществе начнутся дебаты о вещах, о которых можно было бы и не спорить.
АР: Этот спор рано или поздно все равно будет, он перманентно возникает – с нигилистами и с радикалами, а такая декларация оголяет проблему, позволяет снять маски.
АК: Я повторю свою мысль, которую без конца повторяю – главное, что нужно делать православному – это подавать пример своей собственной святой жизнью.
АР: Это, безусловно, так, но тогда можно задать себе и вопрос – а прав ли был Константин Великий, когда принял Миланский эдикт? Христиане жили своей жизнью и своим примером доказывали правоту христианства, но интеллектуальная элита Римского общества их воспринимала как каких-то «уродов» и формировала общественное мнение. Это выбор людей, и они от него не откажутся, вытащат скелеты Джордано Бруно, и костры, и пепел найдут. К слову сказать, вся культура и наука Европы была создана Церковью, «церковниками». Поэтому ждать многого от этой декларации не стоит, но ничего страшного в ней нет.
Вопрос слушателя: Наш президент собирается в Ватикан. Как понимать визит главы светского государства к главе Западной Церкви?
АР: В этом ничего странного нет – глава одного государства едет к главе другого государства. Ватикан – это не просто Церковь, это еще и государство, маленькое, но очень важное и влиятельное в Европе. И одна из главных тем встречи – это события на Ближнем Востоке, в Сирии, в решении проблем которой, как Россия, так и Ватикан участвуют очень активно, чтобы прекратить там кровопролитие. Сегодня никто из лидеров в мире, кроме Папы Римского, не заявит: давайте будем решать не проблемы нефти и газа, и ради этого бомбить людей, а подумаем о коптах, о малабарцах, о православных арабах Сирии. Европейская политика, к сожалению, совершенно не обращает на это внимание, на то, что происходит с христианами на Ближнем Востоке, в Африке. Если Европа заявляет, что она христианская, то она должна думать о христианах, которые гибнут в этих странах. Многие христиане эмигрируют из этих мест, что может вызвать лишение стран христианской компоненты, мир поменяется.
АК: У нас еще есть тема по поводу встречи иерархов (нашего Патриарха и Папы Римского) – почему она так важна?
АР: Светские СМИ, часто настроенные негативно к Церкви и христианским ценностям, задают вопрос – почему же они никак не встретятся? А мне бы задать вопрос этим спикерам – что они, в большинстве невоцерковленные люди, ждут от встречи двух иерархов? Давно уже была встреча Вселенского Патриарха и Римского Папы (в 60-е годы), что она конкретно дала? По сути, ничего. Ожидать другого результата от встречи русского Патриарха с Папой не стоит. И что: если Папа Римский встретится с Патриархом Кириллом – наступит рай на земле?
АК: Я даже боюсь этого. Допустим, они встретятся, а на следующий день ничего не изменится. Зачем тогда эти многолетние ожидания?
АР: У нас постоянно поддерживается связь с Римом по вопросам диаконии, взаимоотношений, совместной проповеди о ценностях – отношения с Католической Церковью нормальные, хорошие, не нужно волноваться никому по этому поводу: не переходятся никакие грани, нет никакого суперэкуменизма, много совместных проектов в плане социального служения.
Если бы эти встречи могли закончиться тем, что упала бы стена между православием и католичеством, но этого не будет, потому что и тот и другой иерарх представляет не себя, а Церковь, людей, и рецепцию общества невозможно отменить. Этого не понимают и многие церковные люди, они считают, что все зависит от представительства.
АК: Есть еще довольно интересная тема – в Англиканской Церкви рукополагают женщин, и вот-вот будет разрешено женщин рукополагать в епископы, а священников-женщин там чуть ли не одна треть, и в Риме открыли фрески, где женщины первых веков христианства в священнических облачениях. Эта тема до нашей Православной Церкви пока еще не дошла, но наверняка дойдет.
АР: Чтобы до нее дойти, надо пройти тот путь, по которому прошли западноевропейские конфессии, путь упрощенчества, игры на понижение, то есть дойти до уровня сознания масс. Если массы сегодня борются за свободы, за права – мы им подпоем, тогда мы будем им свои. Церковь должна быть вне борьбы за права. Нас, православных, обвиняют в том, что мы – «антимиссионеры», а Европа сейчас уже «супермиссионерская»: любой ценой быть «своими», говорить на одном языке с хиппи, с красными бригадами, с левыми – а плоды-то где? Эта игра требует новых и новых уступок, новых подачек, а плодов нет. Надо не опускаться до уровня мира, а мир подтягивать к своему языку, к своей духовной высоте. Мы все очень долго говорили о том, что Церковь должна быть заповедником, музеем средневековья. Мы видим, сколько людей увлекается реконструкциями, средневековьем, ренессансной музыкой – людям не хватает этой культуры, культуры средневековья, где четкие границы между черным и белым. А Церковь, как храм – это абсолютно отличное место от того, что окружает человека в мире, в жизни, в быту, на работе. Это островок не просто средневековья, а то, чего больше нигде нет. Это место, где можно побыть наедине с самим собой, с Богом, место, где все понятно, где есть Святыня, где есть земля вокруг Купины Неопалимой, место, где нужно чуть ли не сапоги снять. Потому что у нас все везде уже подверглось такому осквернению, что хочется по воздуху лететь, чтобы не запачкаться. А в Церкви присутствует иноприродное бытие. Поэтому когда мы говорим сегодня о женском священстве, мы говорим, что это плоды диалога с миром, увлеченность которым увела в сторону: и посты нужно сократить, и богослужения, и евхаристические посты. И вот говорим мы о правах женщин (в СМИ), и эти прямолинейно понятые права переносятся в Церковь. И ты уже не объяснишь миру, что у нас нет неравенства: мужского и женского пола нет. Да? Ну-ка, докажите. И ты не убедишь их, что у нас женщины занимают серьезные посты, могут быть игуменьями, настоятельницами монастырей, в древности они были диаконисами, и это подтверждается фресками в катакомбах. Скорее всего, они были диаконисами именно в совершении таинства Крещения, особенно женщин.
Текст: Н.М. Лукьянова
См. также:
«Преодоление смуты – внутри сознания людей. А если будут даны такие оценки, что можно это зло просто забыть, пройти мимо, и вытащить из истории только позитив и на этом попытаться строить будущее – это будет дом на песке, который вряд ли сможет устоять». В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов >> | |
Почему мы так неприветливы к людям, приехавшим к нам жить и работать? Реанимация Советского Союза и антихристианского образа мышления: почему до сих пор бытуют сказочки о «добром вожде», зачем реставрировать памятник Дзержинскому? Принцип канонизации новомучеников: должен ли был человек в условиях «большого террора» брать вину на себя, спасая других? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко >> |
Как понять изречение «жена да убоится мужа своего»? Можно ли разбавлять крещенскую воду? На вопросы отвечает протоиерей Александр Рябков |
|
В чем разница между смирением и равнодушием? Как относиться к стихам Артюра Рембо? Каким образом Ной ухитрился уместить в ковчеге каждой твари по паре? Что делать, если на улице пристает свидетель Иеговы? Какие фильмы можно смотреть православному человеку? Стигматы когда-нибудь были у православных? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков |
|
Репортаж Ксении Богдановой. |
Адам и Ева – святые или грешники? Православно ли брать деньги за психологическую помощь? Как передать другому человеку свою веру? На вопросы отвечает протоиерей Максим Плетнев, клирик храма Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади |
|
Почему православные при разговоре говорят «на всё воля Божия»? Кем мы должны считать себя: рабами или сынами Бога? Как сохранить мир в семье, если мы с мужем работаем на одной работе? В прямом эфире программы «Пастырский час» на вопросы слушателей ответил протоиерей Александр Рябков |
|
Как появилась традиция исповеди мирян перед каждым причастием и почему она есть только в Русской Православной Церкви? С какого возраста начинать готовить ребенка к евхаристическому посту, к исповеди? Нужно ли крестить детей, родившихся в результате применения биомедицинских технологий? Как акт крещения влияет на посмертную судьбу младенца? |
|
В 1961 г. снесли знаменитую Греческую церковь в честь св. Димитрия Солунского в великолепном неовизантийском стиле, а к 50-летию «Октября» на месте храма появился концертный зал «Октябрьский», архитектурно напоминающий горизонтально растянутый мавзолей. Возможно ли восстановить храм, если для этого надо снести здание БКЗ? Уместно ли установить на фоне БКЗ памятный знак о том, что на этом месте стоял храм, если сейчас там стоит нелепый памятник – красноармейцы в неглиже? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и прот. Александр Рябков |
|
Почему «враги человеку – домашние его»? Почему мы называем священника отцом? Как помочь 90-летней бабушке поверить в Бога? На вопросы отвечает протоиерей Вячеслав Харинов |
Почему Господь позволил Соломону иметь 700 наложниц? Почему сказано «Не мир пришел Я принести, но меч»? Является ли грехом аборт при внематочной беременности? На вопросы отвечает протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской Консерватории |
|
Какие свечи лучше – восковые или парафиновые? Может ли азербайджанец находиться в православной церкви? Можно ли жертвовать десятину куда-то, кроме Церкви, например, на радио «Град Петров»? Действительно ли Богородица жила в Эфесе? На вопросы отвечает протоиерей Вячеслав Харинов |
|
Бог всех слышит, или не всех? Как влияет наша молитва на жизнь других людей? Для чего нужны церкви? Как себя вести, если близкий человек попал в секту или им овладела вредная привычка? На эти вопросы и многочисленные просьбы о молитве в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Борис Безменов |
|
После летнего перерыва в эфир радио вернулась программа Александра Крупинина «Неделя». Каждое воскресенье в прямом эфире священники комментируют события прошедшей седмицы, отмечая самое важное и интересное |
|
Каков смысл прощения грехов священником, если впереди всё равно суд Божий? Можно ли в общении с алкоголиком применять «жесткую любовь»? Как больному диабетом поститься перед Причащением? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма св. Александра Невского в Красном селе |
Почему христианство освободило европейцев и поработило российских жителей? Как жить и воспитывать ребенка при разногласиях с невоцерковленным мужем? Можно ли просить благословение по телефону? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков, клирик Андреевского собора Санкт-Петербурга |
|
Какое историческое значение имеет Крестный ход 12 сентября по Невскому проспекту? Как исповедоваться, если в сердце нет покаяния? Как помочь тем, кто ходит к экстрасенсам и колдунам? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Алексий Скляров |
|
Памяти протоиерея Павла Адельгейма, убитого в Пскове 40 дней назад (АУДИО) + ТЕКСТ отца Павла о мученичестве: «Стойкость и славная смерть христианских мучеников свидетельствует о силе, с которой божественная благодать действует внутри воли, чувства и плоти человека» |
|
Какой вклад в историю сделал митрополит Никодим (Ротов)? Можно ли отдавать половину своей «десятины» сиротам? Почему евангелист Лука написал о детстве Христа, а Иоанн ничего не записал, хотя общался с Божией Матерью? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице |
|
Чем отличается просто доброе дело от доброго дела, сделанного Христа ради? Сколько зарабатывают священники, и на какие деньги покупают мерседесы? Почему слова Христа в разных евангелиях описаны по-разному? На вопросы наших слушателей отвечает протоиерей Константин Пархоменко |
Легко ли отличить православие от псевдоправославия? Почему некоторые книги продаются только на православных выставках-ярмарках и не продаются в храмах? Почему многие люди предпочитают заказывать требы не в храме, а на ярмарке? Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Георгий Иоффе рассказывает, что можно и нужно изменить после принятия новых правил проведения православных выставок-ярмарок |
Нужно ли православному христианину читать Ветхий Завет? В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» о связи Ветхого и Нового Завета рассказывает преподаватель и секретарь кафедры библеистики СПбДА, кандидат богословия Дмитрий Добыкин: «Ветхий Завет нужен для духовной жизни. Самое главное в Новом Завете – Христос. Но, как бы это ни удивительно звучало, Христос – главное и в Ветхом Завете» |
|
Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «В советское время, если ты подаешь нищему — значит, ты совершаешь антисоветский акт. Подавая нищему, ты как бы говоришь: "Я подаю, потому что советская власть его не кормит". Были случаи, когда за подаяние нищим сажали в тюрьму как за антисоветскую пропаганду» |
Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»: «Развитие нашего радио во многом связано с личностью Владыки Владимира, его тактичностью и глубокой интеллигентностью» |
|
В Неделю жен мироносиц главный редактор радио «Град Петров» и Председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Александр Степанов отвечает на вопросы ведущей программы «Служение» сестры милосердия Екатерины Степановой о смысле христианского служения женщины |
|
Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Сейчас есть некая попытка обелить советское, сталинское прошлое, и в этом контексте закрываются архивы, чтобы эти ужасы не всплывали. Это означает, что руководство нашей страны уходит с пути покаяния в делах, совершенных в двадцатые-шестидесятые годы» |
|
На вопрос, как относиться к такому, ставшему привычным, явлению, как «православные выставки-ярмарки», отвечает Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Георгий Иоффе |