В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко
Прямой эфир 15 декабря 2013 г.
АУДИО ВКонтакте
Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя Преображения Господня в Лесном священник Николай Савченко.
Отец Николай, в нашем городе в эти дни происходит важное событие – пребывание чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Каково значение этого события?
Священник Николай Савченко: Такого рода события – это отрадное явление, еще лет десять назад этого не было. До революции были крестные ходы, перенесения икон из губернии в губернию, потом долго ничего подобного не было. Очень хорошо, что сейчас иконы ездят в другие города. Этот чудотворный образ постоянно пребывает в Костроме, и один из двух главных дней почитания Феодоровской иконы Божией Матери – 14 (27) марта, день, который знаменует окончание Смутного времени, и поэтому икона имеет грандиозное символическое значение для России. В этот день депутация от Московского Земского собора прибыла в Кострому к будущему государю Михаилу Федоровичу Романову и призвала его на царство. Я подчеркиваю, что все было сделано по закону престолонаследия, и Михаил Романов принял это призвание именно перед этой иконой. Икона стала главной святыней Дома Романовых. Святейший патриарх Кирилл, когда было празднование 400-летия Дома Романовых в Петербурге, сказал, что Российский Императорский дом – это не что-то из истории, а настоящее, и, возможно, будущее России.
Праздник показывает не только окончание Смуты, страшного испытания России, но и созидание христианской государственности, где христианские принципы поставлены во главу угла православной монархии. В «Социальной концепции Русской Православной Церкви» (принятой в 2000 году) написано, что христианская монархия выше по своему устроению и значению, духовнее по своей сути, нежели республика. Церковь не должна агитировать за какой-то строй, но если народ сочтет желательным переход от менее религиозно укорененного образа управления к более религиозно укорененному, то Церковь это благословит. Черным по белому сказано, что Церковь – за православную христианскую монархию. Этот документ был одобрен Московским Патриархатом, восторженно принят в среде Русской Зарубежной Церкви, и явился одной из гирь на чаше весов, склонившей ее к воссоединению. Мы говорим не о любой монархии, но только о монархии по законам престолонаследия. Святейший Патриарх 13 марта, накануне празднования Феодоровской иконы Божией Матери сказал, что сейчас никто специально не претендует на Российский престол (в том числе и великая княгиня Мария Владимировна).
АК: Отец Николай, по закону о престолонаследии, который учредил император Павел, престолонаследие передается по мужской линии, верно?
НС: Да, это так, и главный принцип передачи права престолонаследия – браки не должны быть морганатическими, и каждый наследник престола приносил в этом присягу. Но к 1917-18 годам получилось, что постепенно все другие великие князья (кроме великого князя Кирилла Владимировича) женились морганатическими браками: Голицыны, Шереметьевы – благородные русские фамилии, но это простые дворяне, а их потомки тем более переженились морганатически.
Великая княгиня Мария Владимировна, кстати, связана родственными узами с нынешним главой Грузинского Императорского дома, на которого указывает Святейший Патриарх Илия как на единственно кандидата в грузинские цари. К 90-м годам прошлого века все великие князья умерли и Владимир Кириллович остался последним великим князем (он скончался в 1992 году). Великая княгиня Мария Владимировна – его законная дочь, она в прекрасных отношениях с королевскими, герцогскими домами, и важно то, что она несет христианский дух, христианскую философию, православную идеологию, у нее очень правильный подход – возрождение России на христианских основах, никакого насильственного навязывания себя, никаких требований, ничего возвращать не надо, никакой реституции (кроме возврата церковной собственности). Я с ней очень хорошо и давно знаком, 23 декабря ей исполняется 60 лет.
Сейчас завершается празднование 400-летия Дома Романовых, и очень важно, что наше государство все больше и больше в этом участвует, важно, что государство осознает важность христианских символов былой православной России, и потому Святейший Патриарх так этот вопрос продвигает, он в прекрасных отношениях с великой княгиней, переписывается с ней, обсуждает эту тему.
АК: Насколько это все реально, что встанет вопрос, кто наследник, кто нет?
ДС: Последний опрос Левада-Центра показал, что 28% православных не возражают против возрождения монархии. Сама великая княгиня говорит об этом очень спокойно: пока еще народ не готов, но если народ сочтет, что надо возрождать, то я готова, мой сын (законный наследник) готов, но мы не навязываем, не претендуем ни на что, а просто мы держим священные заветы Российского Императорского Дома, они сохраняются, и слава Богу.
Вопрос слушателя: Чем была вызвана довольно резкая позиция по отношению к великому князю Кириллу Владимировичу в Русской Зарубежной Церкви той поры? Мы все знаем о его революционной позиции. А Леонида Георгиевна не один раз была замужем.
НС: Законы Российской империи не запрещали жениться на разведенных, Православная Церковь это допускает. Великого князя Кирилла Владимировича и Владимира Кирилловича признавал полностью Первый и Второй Всезарубежный собор. Самым горячим приверженцем великого князя был святой Иоанн Шанхайский, который просто говорил: это русский царь, – он считал, что надо было ему объявить, что он император, и все. Относительно его революционной позиции: за два дня до отречения нашего Государя великий князь Кирилл Владимирович привел свой Гвардейский экипаж к Госдуме, якобы с красным бантом в петлице. Это не так, красного банта на нем не было, это доказывают даже фотографии той поры, а свой Гвардейский экипаж он вел для того, чтобы защитить порядок и поддержать Госдуму, последний законный орган государства. Не Госдума делала революцию и не великие князья делали этот переворот, делали революцию толпы народа, социалисты, большевики, меньшевики. Я веду дискуссию с теми, кто говорит, что Учредительное собрание составило какой-то заговор, в котором участвовали министры, генералы, великие князья. В ноябре 17 года прошли выборы в Учредительное собрание, голосовала вся Россия (44,5 миллионов избирателей) и результат: 48% эсеры (террористы-бомбисты), 24% большевики, 4% меньшевики, 11% независимые (в основном, тоже левые), только 4% кадеты и ни одного монархиста. Наша Россия тогда погрузилась в пучину смуты и виноваты в этом мы с вами, которые носили красные галстуки и клялись Ленину в верности до смерти. И можем ли мы, бывшие пионеры и комсомольцы, отрекавшиеся вольно или невольно от Бога, прославлявшие Ленина и революцию (в том числе и казнь царской семьи), можем ли мы сейчас упрекать аеликих князей и Церковь, гонимых тогда и унижаемых, во всем, что произошло с Россией? Кстати, великая княгиня Мария Владимировна признала, что и Романовы несут долю ответственности за переворот, и изживание последствий этого бунта – это дело нас всех, всего нашего народа, как большой-большой семьи.
Вопрос слушателя: Мы в детстве на только носили красные галстуки, но и слушали наших академиков с профессорами, которые говорили, что Первую мировую войну организовало православие с самодержавием. Сейчас как Вы считаете, кто должен нести ответственность за организацию и проведение Перовой мировой войны, или это было Божьим наказанием?
НС: Да, это серьезный вопрос. В июне 1914 года произошло покушение на эрцгерцога Фердинанда, наследника престола Австро-Венгрии, и все обвинения пали на Сербию. Австро-Венгрия объявила войну Сербии (несправедливо). Что было делать России – отдать Сербию на растерзание? И наш Государь предпринял попытку удержать Австро-Венгрию от войны с Сербией. В Европе война назревала, нам бы все равно пришлось воевать. В этой войне погибло полтора миллиона наших солдат, а сколько жертв по всей Европе! Все европейские державы несут вину за эту войну, но мировое сообщество признало ответственность Германии и Австро-Венгрии, а мы вынуждены были обстоятельствами. Мы не объявляли войны, только объявили мобилизацию, нам объявили войну, а мы защищали Сербию. Это трагедия всей Европы, но по сравнению со Второй мировой войной – это рыцарский поединок.
АК: Существует такое мнение, что революция во многом была вызвана тем, что император Николай II и его окружение затянули с переходом к ответственному правительству, самодержавие уже было в тот момент анахронизмом в Европе. Может быть, нужно было отказаться от самодержавия и тогда не было бы этого, был бы плавный переход к конституционной монархии?
НС: Уже с 1905 года не было полного самодержавия, была конституция, была Дума, но ответственного министерства еще не было. Но посмотрите, что можно было сделать? В 1912 году выборы в Госдуму – мир, покой, никакой войны, бурный экономический рост, а в Петербурге 18% голосов получили большевики, в Москве 20%, газета «Правда» издается тиражом 30-50 тысяч экземпляров ежедневно (редактировал и возглавлял ее товарищ Сталин). Революция – это наша с вами болезнь, не надо искать каких-то английских или американских шпионов, нет. А если бы было ответственное министерство, то к власти могли прийти крайне левые элементы. Россия была уже больна, больна идеями, что все будет прекрасно, как только мы все отнимем и поделим. Сжигались помещичьи усадьбы, были бунты военных частей, «Потемкин», «Очаков», бунт в Кронштадте, в Свеаборге, вооруженное восстание на Красной Пресне в Москве (1905 год). Конечно, это была болезнь роста, и мы, христианская Россия, не успели отреагировать, провести какие-то реформы, успокоить народ. Не стоит винить кого-то конкретно, все несут свою долю ответственности, и раскаиваться мы должны все вместе. Но больше всего зла совершили эти революционеры-безбожники, которые и захватили потом власть и окунули Россию в страшную купель – Ленин, Сталин, Троцкий и прочие антихристы.
Текст: Н.М.Лукьянова
ВКонтакте:
См. также:
Славяне против России? Протоиерей Александр Рябков: «Приближаясь к столетнему юбилею начала Первой мировой войны, нельзя обойти вниманием участие Болгарии в ней на стороне блока, враждебного России» >> | |
Почему теперь в нашей митрополии четыре епархии? Почему евхаристические молитвы нужно читать во всеуслышание? Почему так болезненно воспринимаются нами любые изменения в литургических реформах? Почему в проповеди Церкви Евхаристия не занимает главного места? Можно ли считать К.С.Льюиса православным? Почему так редко совершаются миссионерские литургии? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов >> |
|
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Церковь и не нуждается, чтобы ей были какие-то особые преференции в государстве, все и так Господь за нас сделал. Церкви не нужно, чтобы и государство помогало – в людях есть вера, благодаря милости Божией» >> | |
ТЕКСТ Воспоминания монахини Елизаветы (Лейхтенбергской), насельницы Свято-Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (Франция) >> |
10 ноября 2013 года отошла ко Господу монахиня Елизавета, насельница Свято-Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (Франция), в миру – герцогиня Елена Лейхтенбергская |
|
«Преодоление смуты – внутри сознания людей. А если будут даны такие оценки, что можно это зло просто забыть, пройти мимо, и вытащить из истории только позитив и на этом попытаться строить будущее – это будет дом на песке, который вряд ли сможет устоять». В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов |
|
Почему мы так неприветливы к людям, приехавшим к нам жить и работать? Реанимация Советского Союза и антихристианского образа мышления: почему до сих пор бытуют сказочки о «добром вожде», зачем реставрировать памятник Дзержинскому? Принцип канонизации новомучеников: должен ли был человек в условиях «большого террора» брать вину на себя, спасая других? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко |
Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «В советское время, если ты подаешь нищему — значит, ты совершаешь антисоветский акт. Подавая нищему, ты как бы говоришь: "Я подаю, потому что советская власть его не кормит". Были случаи, когда за подаяние нищим сажали в тюрьму как за антисоветскую пропаганду» |
Радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» приглашает 22 мая в 17 часов на встречу, посвященную роли династии Романовых в культурной и духовной жизни северной столицы |
Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Скоро мы будем видеть узбеков или детей узбеков, которые крестятся в наших храмах, ходят на наши службы, прислуживают в алтаре, потом мы увидим священников узбекского происхождения, это будет через 10-15 лет. Потому что точно так же было и на Западе, и не надо этого страшиться» |
Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: о Феодоровском соборе в честь 300-летия Дома Романовых, о вопросе подлинности царских останков, об антиправославном вандализме, о новом главе Западной Церкви |
Иерей Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Как раз в это время 80 лет назад, в феврале-марте 1933 года, люди умирали с голоду в огромных количествах: 6 миллионов умерших – это официальные данные. И что сейчас мы об этом слышим? Ничего. В Сталинграде были окружены около 300 тысяч, а жертвы голодомора – это 20 таких группировок! И мы молчим об этом. А слышим что? О переименовании Волгограда в Сталинград… Как же мы можем давать городу имя того, кто был крупнейшим гонителем Церкви Христовой за всю ее историю?!» |
5 лет после воссоединения Церквей. Протоиерей Николай Артемов: «Я думаю, что наибольшее убеждение шло через единение в пастве. Через опыт встречи с людьми, которые приезжали из России и говорили просто к сердцу священника. Священник, исповедуя этих людей, должен был реагировать на новую паству, пускай эта паства приезжала только временно. Почему южоамериканские приходы отошли после воссоединения? Потому что они меньше всего соприкасались с этим феноменом» |